Жизнь после Covid-19

COVID-19, безусловно, самый важный фактор, который повлияет на телевизионную отрасль в 2020 году. Пандемия и карантин создадут невероятную нагрузку на мировую экономику, так как она будет фактически остановлена на 3 месяца, а то и более. Это, по сути, стресс-тест на финансовую устойчивость большинства компаний и их способность справляться с экстремальными потрясениями. Многие не переживут даже начальный этап: в предыдущих выпусках мы уже писали о закрытии на неопределенное время проекта OneWeb. Почти все ощутят значительное падение доходов. Предсказания о постэпидемическом периоде развития любой индустрии в настоящий момент дело непростое, но мы рискнем все же сделать некоторые прогнозы.

По мере того как пандемия развивается, мир все дальше переходит на закрытое положение: офисы распускают по домам, останавливаются переезды и перелеты, хотя во многих компаниях сотрудники продолжают работу из дома. Для IT-индустрии панкарантин дает некоторые, относительно хорошие, краткосрочные перспективы, например, поставщикам программного обеспечения для удаленной работы и поставщикам облачных услуг. Первоначальный взлет испытали и поставщики развлекательного TV-стриминга. В США, где ценник традиционного кабельного пакета превышает 200 долларов в месяц, ожидаемо ускорился cord-cutting. Тем более, что за месяц карантина стриминговые компании сделали все, чтобы их "бесплатный" гуманитарный месяц не пропал зря и новые абоненты захотели оформить платную подписку. Мониторинг СТА (consumer technology association) за первую неделю апреля показал следующие цифры: две трети домохозяйств в США (66%) использовали сервис стриминговой передачи / загрузки (видео, игры или музыкальные сервисы) для развлечения.

Другие – особенно компании, занимающиеся ИТ-инфраструктурой, – могут испытывать кратковременные проблемы со своими цепями поставок, но в будущем добьются хороших результатов. Но некоторые сектора будут чувствовать себя плохо: 2020 год будет очень плохим для ИТ-услуг.

Но из наблюдения за текущими процессами и тенденциями в ТВ-индустрии, и, в частности, стриминге, о которых мы писали в двух предыдущих выпусках (здесь и здесь), кое-какие выводы можно сделать уже сейчас.

В настоящий момент мы пока находимся в самом начале периода мировой рецессии, которая пройдется тяжелым катком по многим составляющим привычной жизни. Самым значительным следствием пандемии коронавируса и связанных с нею карантинов, будет ускорение перехода к индустрии 4.0 – индустрии, основанной на информационных системах и системах связи, опирающейся на высокороботизированное производство и сельское хозяйство. Рамки данной статьи не предполагают подробного разбора всей картины нового мира, но сейчас уже понятно, что новое производство будет относительно независимо от неквалифицированного персонала. И что во многих регионах мира на достаточно продолжительное время произойдет ощутимое снижение потребления товаров и услуг. В какой мере это затронет потребление платного ТВ? Конкуренция стриминговых платформ, без сомнения, обострится, но если текущая ситуация дает дополнительные источники доходов Amazon, который открывает новые склады и нанимает персонал, то для Disney ситуация усложняется из-за закрытых кинотеатров и тематических парков, и он, наоборот, сокращает персонал.

Не стоит обольщаться краткосрочными показателями роста телесмотрения, привязанными к внезапному карантину: обрушение многих отраслей мировой экономики, таких, например, как транспорт, туризм и офлайн-развлечения (театры, кинотеатры, рестораны и спорт) все равно по принципу домино ударят и по телевидению. Во-первых, неизбежно оскудеют рекламные бюджеты, а во-вторых, сожмется платежеспособный спрос в части платного ТВ. Неизбежным также представляется задержка технического перевооружения отрасли, из-за дефицита компонентов и комплектующих. Потребление услуг широкополосного доступа и видео стриминга в период карантина было омрачено заметной перегрузкой существующих сетей (о причинах мы подробно писали в предыдущих выпусках), но этот фактор парадоксальным образом вдохнул новую жизнь в эфирное телевидение. Качество изображения в случае эфирной передачи, как известно, не зависит от числа подключений и это дало новый козырь консорциуму, продвигающему стандарт ATSC 3.0. Несмотря на некоторые задержки из-за пандемии COVID-19, Комитет по передовым телевизионным системам сообщает, что внедрение ATSC 3.0 в 2020 году движется вперед. Новый стандарт вещания под брендом NextGen TV, должен выйти в эфир во всех крупных сетях в Лас-Вегасе и Портленде (штат Орегон) к началу июня, сообщается в пресс-релизе группы. Хотя первоначальной датой пуска был апрель мы по-прежнему ждем, что ATSC 3.0 появится в нескольких городах США в этом году. Запуски в Питтсбурге, Нэшвилле, Солт-Лейк-Сити и Чарльстоне запланированы на первую половину 2020 года. Во второй половине года ожидается выход на рынок таких рынков, как Сиэтл, Сан-Антонио, Остин и Тампа. Таким образом, кабельное телевидение в США ожидает двойной удар – натиск множества стриминговых сервисов, которые будут отчаянно бороться за каждый доллар и ренессанс эфирного вещания, которое будет предлагать телевидение нового поколения.

Что касается Европы, то неизбежность финансового кризиса и падение платежеспособного спроса также ударит по всему сектору платного телевещания: кабельные сети потеряли огромное количество спортивного контента, не говоря уже о передвинутой на неопределенный срок Олимпиаде. Некоторую, но не слишком существенную, компенсацию потерянному контенту предлагает eSport, но он, как правило, имеет собственный стриминг и не входит в кабельные пакеты. Эфирное телевещание в Европе, которое было под угрозой полного закрытия вследствие перехода на 5G, тоже, похоже, пока спасено. Победный марш этой технологии, как нам представляется, откладывается на неопределенный срок. И не только из-за шалостей луддитов, поджигающих вышки, но и из-за грядущего замедления технологического перевооружения, связанного с недофинансированием. В капкан попали все. Но все же кабельные сервисы Европы и России – не в самый плохой. Они обеспечивают лучшее качество видео, чем перегруженный стриминг, и над ними не нависло еще эфирное телевидение "Нового поколения".