Зима близко? (навеяно Дождем)

Когда-то в отрасли я был игроком, но уже больше пяти лет не практикую. Перешел в категорию обывателей, и совершенно не думал, что придется снова об этом писать. Яна попросила, я сначала пообещал, потом обманул, потом опять пообещал и опять обманул... Неожиданно преодолеть лень и написать все, что я думаю, меня заставило развитие ситуации с "Дождем". Попробую дать оценку происходящему и высказать мысли о будущем. Но начну с прошлого, ибо именно там истоки всех проблем.

Как все начиналось
Все нынешние крупные кабельные операторы появились на свет абсолютно не рыночными методами. Они — классический результат постсоветской приватизации. Как ЖКХ.
Модель у всех была одинаковая. Приватизация абонентской базы вместе с потоками "кэша". Полное разрушение существующих прямоточек (надо признать, весьма убогих) и соединение стояков в кабельную сеть. Казалось бы, зачем кабель, зачем разрушать? Ради качества? — Нет. Операторы стали монополистами с регулируемыми тарифами. Хотелось больше денег и роста капитализации — не сговариваясь избрали самое простое обоснование повышения тарифов: увеличение числа каналов. Каких каналов — наплевать, главное побольше.

О конкуренции
Я не просто так вспомнил об особом пути. Ситуация в России кардинально отличалось от остального мира. Не было самого главного — конкуренции. Именно этим мы обязаны нынешнему положению.
Во всем мире кабельные сети строились параллельно прямоточкам. Операторы вынуждены были формировать "экстремально вкусные" предложения. Ведь прямоточки это халява, а за кабель надо платить живые деньги.
В России проблему конкуренции решили элегантно — прямоточки были физически уничтожены. У абонента остался предельно простой выбор — либо платный кабель, либо ничего. Понятно, что обыватели выбирали кабель, совсем без телевизора жить никто не хотел. Индивидуальные антенны — удел энтузиастов, число которых исчезающе мало.

Базовый принцип рыночной экономики "найди потребность и удовлетвори её" был отброшен за ненадобностью. Как и маркетинг, и стратегическое планирование. Это наложило отпечаток на все внутренние процессы в компаниях и сформировало в кабельном ЖКХ особую ментальность, особую корпоративную культуру, которые живут и здравствуют до сих пор. Все примеры конкуренции, которые мы видим сегодня — либо неуемный демпинг, либо стук друг на друга в различные властные или силовые структуры с последующими разборками.
Звучит не очень приятно, но в той ситуации вряд ли могло быть по-другому.

О каналах
После приватизации на рынок потянулись коробейники из разных стран. Разговор строился всегда одинаково — "у нас в Амэрррика принято так... Вы же хотите быть как в Амэрррика?" Странный вопрос — конечно, да. В этот момент произошла вторая кардинальная ошибка: операторы не попытались объединится и договориться, а дружно легли под иностранные каналы. Условия были откровенно унизительные — "все бабки наши, весь гемор ваш", но думать на несколько шагов вперед было некому (результат отсутствия конкуренции). За иностранцами подтянулись наши. Результат — несколько сотен откровенно слабых каналов. Есть приятные исключения, но они скорее подтверждают правило.

А для кого все это?
Самое время вернуться к абонентам. Зачем вообще им телевизор?
В конце прошлого века все было просто. Традиционное телевидение (как сейчас модно говорить — линейное) выполняло три функции:
•    Информирование;
•    Развлечение;
•    Обучение.

Ящик на тумбочке в углу был единственным окном в мир. Абоненты совсем не роптали, а наоборот с большой радостью платили.

Но позже ситуация кардинально изменилась. Интернет вырос и очень быстро изменил людей. Прежде всего, изменилась психология потребления медиа. В линейном ТВ люди терпеливо ждали, что и когда им покажут, главной газетой в стране была программа телепередач. Привыкнув к интернету, зрители стали трансформировать свои привычки и на просмотр телевизора. Привычки следующие:
•    Смотреть именно то, что хочется смотреть;
•    Смотреть именно тогда, когда хочется смотреть;
•    Смотреть любую программу с начала.

Говоря русским языком, зрители захотели Video-On-Demand. И потребность немедленно была удовлетворена. Всевозможные торрент-трекеры и прочие он-лайн сервисы стали расти как грибы после дождя.

Я вовсе не говорю, что линейное телевидение умрет. Оно еще всех нас переживет. Но потребности в нем кардинально изменилось, и само линейное телевидение изменится. Сейчас функции линейного телевидения трансформировались в:
•    Прямые эфиры, когда событие нельзя пропустить (футбол и пр.);
•    Бубнилка в углу для фона (в тишине некомфортно).

А для всего остального есть rutracker. Или IVI. Для эстетов - iTunes. Интернет, в отличие от кабельщиков, изначально жил в условиях жесточайшей конкуренции. Так что дефицит предложений не просматривается. Это касается и контента, и доступа.

Случилось страшное
После пятнадцати лет пустых разговоров, наконец, появилась эфирная цифра. Появилась серьезно, с огромной зоной охвата и большим количеством абсолютно бесплатных каналов. То есть еще не совсем появилась, не во всех регионах, не во всех деревнях. Но это вопрос ближайших месяцев.
Впервые за всю историю российского кабеля у зрителей появилась возможность выбора.

А при чем тут "Дождь"?
Я совершенно не собираюсь обсуждать редакционную политику канала и все произошедшее. С точки зрения рынка, это не имеет вообще никакого значения. Экстремально интересны не наезды на "Дождь", а реакция канала. Точнее, его действия по организации альтернативных способов распространения.

Неожиданно канал пробрался во все Smart TV телевизоры. А таковых совсем немало — их количество сопоставимо с аудиторией канала до отключения, и ежедневно растет. И больше не имеет значения, есть ли дома кабель и/или спутник. Главное, что есть быстрый интернет, а он есть сейчас везде. Ну, почти везде. Никаких боксов, только Smart TV, и канал можно смотреть в замечательном HD-качестве.
Это первый в Российской истории случай, когда телеканал смог добраться до зрителя минуя посредников. Не знаю, поможет ли это "Дождю", но джин выпущен из бутылки. Рынок увидел: линейное ТВ может существовать вообще без помощи эфира или кабеля. Ну, а про ОТТ это и так давно все знают.

Исключения из правил
Все, что я пишу, касается, прежде всего, кабельных операторов. Конечно, среди них есть исключения. Я сам лично знаю нескольких, которые ведут себя абсолютно адекватно и вызывают огромное уважение. Но их число ничтожно мало, абонентов у них немного, никакого влияния на отрасль в целом они оказать не в состоянии.
Отдельно надо отметить спутник. Первые проекты были вполне себе рыночными и весьма успешными.
НТВ+ вцепилось в премиальный сегмент. Много лет они были на коне, но все кончилось банальными 29 рублями.
Триколор начал окучивать деревенскую бедноту — результат всем известен. Но вот впереди замаячил РТРС со своими бесплатными мультиплексами, для которых не надо ставить и обслуживать весьма недешевую тарелку. Эфирная антенна сильно проще и дешевле, тюнер есть прямо в телевизоре, а боксы (если телевизор старый) стоят уже меньше тысячи рублей. Так что поворот в премиум-сегмент можно посчитать разумным — теоретически в деревне с быстрым интернетом пока не очень хорошо. Но ключевое слово здесь пока. Через пару лет ситуация изменится. Можно уже запасаться попкорном.

Логику остальных спутниковых операторов я просто не понимаю.

Нарастающим итогом
Итак, что мы имеем:
•    На рынке массово предлагается услуга, которая была принудительно навязана абонентам, а сегодня уже изрядно устарела;
•    Стремительно надвигается конкурент в виде бесплатной эфирной цифры. 20 каналов, на которых практически весь премьерный контент и весь рейтинговый лайв.
•    Альтернативные ОТТ-сервисы лезут из всех щелей, чему зрители изрядно рады. Только один IVI еще прошлой осенью преодолел планку в миллиард просмотров и не собирается останавливаться. А ведь у него столько конкурентов...

Перечислять можно еще долго, но вывод простой: услуга многопрограммного платного телевидения в терминологии Бостонской матрицы перешла в категорию "Старой собаки”…

Ужасный конец?
Увы, ужасного конца не будет. Будет ужас без конца.
В ближайшее время основная схема просмотра начнет стремительно меняться к модели: Smart TV телевизор с DVB-T2 тюнером и простонародной эфирной антенной. В городских условиях во многих случаях достаточно куска провода или комнатной антенны за 250 рублей (пишу по собственному опыту). Основные каналы будут идти из цифрового эфира, а для всего остального будет Smart TV, а там и линейное ТВ, и VoD, и все это в HD.

Сколько осталось? Можно примерно подсчитать — срок жизни телевизора в России менее 7 лет. Потом покупают новый. Вот когда первая четверть обновится, бизнес станет безнадежным. То есть осталось около двух лет.

Можно ли этого всего избежать? Я склонен считать, что нет. Вся история человечества показала —прогресс остановить невозможно. Лудиты были хорошие ребята, но они неадекватно понимали ситуацию, потому и пострадали. А из свежайших примеров — пейджинг. Или совсем грубо — проводное радио.

Куда спасаться?
Есть ли выход? Что делать? Продавать, покупать, топиться? Какая стратегия правильна? Как спасти бабки?
Конечно, выход есть. И даже с прибылью. Но это тема следующих статей.


Немного о себе....
Купил себе смарт 2 года назад.Подключил шнурок ,Поставил видеосервер на комп и ноут,
https://www.homemediaserver.ru/index.htm
http://www.homemediaserver.ru/forum/
кучу подкастов, поигрался неделю и забыл, или забил....
Так я знаю, куда тянуть шнурок, как настроить, где искать...
И то в лом
А простому смертному, телик и простейший пульт в руки, и рано дома.
Ссылки сбросил, может кому пригодится.

Интересно, но все комменты свелись к одной теме - Smart TV хорошо, VoD хорошо, но не в этой жизни.

Мне это напомнило начало Триколора. Во всех форумах кричали - ничего не выдет, безнадежно, абонентов не будет, такого никому не надо. Дальше всех ушел Евгений (tele-sat.info). Он устроил опрос и коллективный разум вынес вердикт - потолок 5 тысяч абонентов. Время показало, чего стоили те прогнозы ;)

А если серьезно - в день публикации этой статьи в Москве проходила конференция Комньюс. Там была масса фактуры по Smart TV и ОТТ сервисам. Цифры впечатлили даже меня. Не общее количество смартов, а количество смартов подключенных к интернету. И рост смотрибельности ОТТ за последний год. Я надеюсь, Кабельщик напишет об этом более подробно и сразу множество вопросов исчезнет.

Но вообще то это вопрос веры. Как в старом советском кино: ...одни считают, что Он есть. Другие - что Его нет. И то и другое - недоказуемо...

Поживем увидим. Если я прав - ждать осталось недолго.

Diogen,

Не могу язвительно не написать - я не могу отъехать на 300 километров от Москвы. Я живу в 700.

Груздев Константин,

Когда Вы говорите про двух-четырех операторов городе, Вы абсолютно правы. Есть города, где есть и десять и двадцать. Только в одном городе. А вот два-четыре в одном подъезде - тоже есть, но чрезвычайно редко. А это принципиальная разница.

Дмитрий, "Кабельщик" обязательно напишет!
Как говорится, "аффтар, пеши есчо" (: