Крупные зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более 500 тысяч пользователей будут обязаны открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо. Такой закон был принят Госдумой 17 июня в третьем чтении.

Отмечается, что российские представительства должны будут в полной мере представлять интересы зарубежных компаний на территории РФ и являться основным каналом для связи с российскими госорганами.

Закон также предполагает, что иностранные IT-предприятия должны будут создать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и завести на своих сайтах электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями. 

Также документ предусматривает ряд "мер понуждения". В частности, речь идет о маркировке сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства, исключении из выдачи поисковиков, запрет на рекламу ресурсов-нарушителей в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на россиян. 

В случае нарушения требований доступ к иностранным онлайн-платформам может быть частично ограничен, или ресурс может попасть под полную блокировку.

Напомним, закон был принят в рамках второго пакета мер поддержки IT-отрасли, который подразумевает уравнение условий ведения бизнеса для иностранных и российских IT-предприятий. 

Предварительный перечень интернет-ресурсов, подпадающих под действие закона, включает 20 платформ. В него входят соцсети (Facebook, Instagram, TikTok, Twitter), видеохостинги (YouTube, Twitch.tv), мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber), почтовый сервис (Gmail), поисковики (Google, Bing.com), провайдеры хостинга (Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy), онлайн-магазины (Aliexpress.com, Ikea.com, Iherb.com), а также Wikipedia.org. В список могут быть внесены дополнения.