Конференция кабельной и медиаиндустрии в Ялте

Вторая конференция кабельного и медиасообщества в Ялте, организованная АКТР, начала в работу в Ялте. Важнейшие вопросы и проблемы развития отрасли обсуждают первые лица медиаиндустрии, регуляторы, вещатели и примкнувшие.

Вступительное слово Алексея Волина. Общие слова про важность мероприятия

Яна Бельская
04.06.2015 10:28

Сразу 16 главных выводов медиаиндустрии озвучил Алексей Волин в 

Первое - ключевое значение приобрел контент. Производство качественного контента дорого, это может позволить себе только ограниченное число производителей. Это значит, что реальным оплотом медиаиндустрии будут 5-6 мейджоров, которые уже существуют. Если это не будут, это место займут зарубежные мейджоры, и это будет деградация отрасли. 

Наряду с мейджорами появится гигантское количество телеканалов, и не будет единой среды распространения. Равно как и не будет одного главного экрана, на котором люди смотрят ТВ. Из-за этого меняются государственные задачи по развитию телевидению. Фактически, Алексей Волин озвучил, что цифровизация - уже не главная наша задача, дальше задача и новая цель будет меняться: обеспечить каждому зрителю прием того, что он пожелает, в том качестве и в на том экране, что он пожелает.

Технические новшества становятся конкурентным преимуществом.

Алексей Волин продолжает об основных тезисах развития отрасли телекоммуникаций

Яна Бельская
04.06.2015 10:40

Возрастает значение мультиэкранности и интерактивности, и этому Минсвязи будет уделять огромное значение.

Добрались до восьмого пункта – больной вопрос, по которому пора принимать решения. В медиаметрию надо вносить изменения. Пора измерять уже не домохозяйства, а индивидуумов, считает Алексей Волин. Не могу не согласиться.

Приходит конец такому явлению, как сетевое партнерство. Сегодня это больше не работает, поскольку у федеральных телеканалов нет больше заинтересованность в региональных частотах и региональных партнерах. Что делать дальше? Произошел развод супругов, у которых есть общее имущество – региональная частота. Она закреплена как раз за региональным партнером. Ситуация несправедлива с точки зрения Минсвязи, и тут конфликт законности и справедливости.

Алексей Волин – о том, что государство скоро перестанет обеспечивать доставку...

Яна Бельская
04.06.2015 10:46

... доставку аналогового сигнала, разумеется.

Население начнет переключаться на мультиплексы, и разница в качестве картинки будет не в пользу региональщиков. По мнению Минсвязи, 20-21 годы – даты активного умирания региональных вещателей.

Далее – о строительстве сетей. Этой программой тоже занимается Минсвязь.

Проблема кадров – 12 пункт "проблемной программы". Эту проблему мы знаем все – с квалифицированными кадрами "швах" не только в вещательной индустрии.

Тема ближайших лет – импортозамещение. Знаковый 13-й номер темы. Фактически Алексей Волин признал, что далеко не во всех направлениях мы можем что-то сделать. К примеру, импортозамещение по оптике – практически нереально пока. Чего нельзя сказать о контенте.

Устойчивая система передачи сигнала. А поскольку мы говорим о разных средах, то много таких систем. Затраты на инфраструктуру будут серьезно увеличиваться.

Алексей Волин: вообще все озвученные пункты требуют денег

Яна Бельская
04.06.2015 10:47

Вообще все озвученные пункты требуют денег – и отсюда 15-й пункт о том, что будет увеличиваться доля платных сервисов. Что не может не радовать – раз министерство об этом серьезно думает. Может, это дойдет и до абонентов?

Заключительный пункт – реклама. Ну, куда ж без нее. Изменения рекламного рынка будут состоять в том, что реклама будет больше уходить в таргетированность, персональность. 

Андрей Туманов, депутат Госдумы и по совместительству телеведущий, замечательный

Яна Бельская
04.06.2015 10:49

Наверное, один из самых веселых и живых докладчиков – вряд ли смогу передать все, это надо дословно. А лучше присутствовать живьем. "Алексей Волин приготовил 16 тезисов, я приготовил 120, но хорошо, что забыл их в Госдуме"…

Попытаюсь тезисно.

Главная наша проблема сейчас – ловля иностранных агентов.

"Я не встречал ни одного человека, которому бы нравилось телевидение. Всем оно не нравится, и я с этим абсолютно согласен. По поводу платных каналов – я новичок, но с оценкой федеральных каналов не могу не согласиться".

Нынешний уровень телевидения огорчает на всех уровнях, говорит Андрей Туманов. Не могу  с ним не согласиться.

Андрей Туманов: Так или иначе, я уверен, что влияние государства будет снижаться

Яна Бельская
04.06.2015 11:02

Госдума отрегулировать хочет абсолютно каждого, признал Андрей Туманов. Но кто может придумывать хорошие законы? Обычно в Госдуме идет распределение не по профессиональным возможностям. Обычно люди не имеют отношения к той теме, которую они регулируют, но имеют уникальными пробивными способностями. Поэтому, когда доверяется написание законов депутатам, ничего хорошего не получается. Поэтому писать законы все же должно само профессиональное сообщество – вот тогда начинается работа. За последнее время, к сожалению, ничего подобного не наблюдается – активность идет только тогда, когда кому-то что-то нужно пролоббировать.

"Так или иначе, я уверен, что влияние государства будет снижаться", - сказал Андрей Туманов.

Мне бы такой оптимизм…

Андрей Туманов пригласил к совместной и активной работе телекабельное сообщество

Яна Бельская
04.06.2015 11:03

"Никто из нас не сделает для вас адекватного правового поля – только все вместе, совместными усилиями министерства, профессионального сообщества и телезрителей. Если вы этого не сделаете, депутаты придумают вам такие законы, с которыми вам будет очень сложно жить".

На это очень интересно дал свой комментарий Алексей Волин – о том, что главная цель сегодня – минимальное нормотворчество, принятие только тех законов и положений, без которых невозможно жить. Прекратить сочинять законы по любому поводу.

Виталий Стыцько из РТРС рассказал о том, что несет нам программа цифровизации

Яна Бельская
04.06.2015 11:06

В Европе примерно 57% домохозяйств, которые используют наземное эфирное телевидение. Всего пользователей разных платформ – эфирных и неэфирных – порядка 118 миллионов домохозяйств.

По мнению РТРС, в Европе линейное телевидение по-прежнему будет доминирующей формой просмотра в среднесрочной перспективе, несмотря на изменение поведения и эволюцию устройств.

В 22 из 24 стран Европы, по данным РТРС, ЦЭТВ является основной платформой бесплатного телевидения.

Мы начали процесс цифровизации немного позже, чем большинство стран Европы, подтвердил Виталий Стыцько, но зато мы можем пользоваться опытом других стран, а главное – ошибками, которые они совершили. В смысле, учитывать их.

Странно, что подавляющее большинство текстов в презентации Виталия Стыцько – на английском языке. Судя по всему, этот доклад готовился для Европейской вещательной ассоциации.

В.Стыцько: разговоры о том, что LTE решит и проблему цифрового вещания – иллюзия

Яна Бельская
04.06.2015 11:10

Виталий Стыцько: "Самое главное в том, что все разговоры о том, что LTE решит и проблему телевизионного вещания – это иллюзия, и я это вам ответственно заявляю".

Технологии мобильного вещания в настоящее время не составляют жизнеспособной альтернативы существующим сетям вещания, так как есть ряд нерешенных вопросов:

·         Неясно, как MNO-операторы будут предлагать бесплатные эфирные вещательные услуги, предоставляя потенциал высокой стоимости.

·         Неясно, будут ли мобильные сети в состоянии поддерживать одновременно миллионы зрителей.

·         Как MNO переложат стоимость доставки.

·         Потребительское оборудование не доступно повсеместно.

·         Неэффективное дублирование передач.

Далее Виталий Стыцько озвучил цифры по ФЦП, которые мы уже публиковали недавно

Яна Бельская
04.06.2015 11:11

Сообщил, что цифровая сеть первого мультиплекса полностью построена, продолжается строительство сети первого мультиплекса. В частности, в эксплуатацию введено 3477 объектов ЦЭТВ, охват – 86,5% населения РФ в субъектах РФ (речь идет о первом мультиплексе, по целевому индикатору должно быть достигнуто 98,4% населения). В процессе строительства 1211 объектов. Строительство не начато – 329 объектов.

Интересный слайд касался развития цифрового вещания в мире в целом.

Надеюсь, что мы расскажем об этом в ближайшем будущем подробнее.

У микрофона Дмитрий Колесов из Json&Partners с аналитикой рынка

Яна Бельская
04.06.2015 11:13

... и тут чертовски приятно сообщить, что мы совсем недавно опубликовали статью Дмитрия с данными, которые он сегодня представляет большой аудитории.

Ознакомиться с этими данными можно тут.

(А я переведу дух smiley)

Дмитрий Колесов о телесмотрении по тематикам неэфирных телеканалов

Яна Бельская
04.06.2015 11:23

На кино- и сериальные телеканалы приходится 32,7% телесмотрения.

Детские каналы - 20,1%

Познавательные каналы (прежде всего, потому что туда не входит Дискавери) - всего 19,0%

Развлекательные - 11,8%

Каналы о спорте и автомобилях - 8%.

Эротика буквально в загоне - на последнем месте, даже удивительно.

По мнению Дмитрия Колесова, к концу этого года проникновение платного ТВ в стране достигнет 81%, интеллигентно проиронизировав по поводу методологии телеизмерений. Главная новость - сегмент кабельного ТВ практически не растет, хотя растет спутниковое и IPTV.

Д.Колесов: главная тенденция времени - переход аналоговых абонентов в цифру

Яна Бельская
04.06.2015 11:25

Пример того, что это возможно - МТС. Мы не знаем, что произошло у них с ARPU, мы не знаем, что с доходами внутри сетей, но главный вывод - такой перевод абонентов возможен.

Андрей Семериков: Ялта-2015 – это как Тегеран 43, мы будем вспоминать ее долго

Яна Бельская
04.06.2015 11:43

Доклад Андрея Семерикова о переходе ЭР-Телекома на цифру и тенденциях Обожаю слушать этого докладчика – всегда очень живой, остроумный и внятный – особенно рекомендую слушать его всем конкурентам ЭР-Телекома.

Так вот, тезисы доклада Андрея Семерикова.

Измерять рынок в абонентах не только неправильно, но и вредно. Государство, глядя на бешеное количество абонентов спутникового ТВ, начинает волноваться. А это вредно. Рынок надо мерять в рублях!

Первая десятилетка развития рынка – огромное количество кабельных компаний, продакшена, все росло, как на дрожжах. Инвестиции зачастую были актом чисто авантюристским. Отдельное спасибо Минсвязи и Госдуме, что они терпеливо сидели и не вмешивались. Благодаря всему этому рынок вырос в сотни раз...

Андрей Семериков: государство переволновалось от цифр по рынку и пошло вразнос

Яна Бельская
04.06.2015 11:58

Но в определенный момент государство от бешеной статистики – переволновавшись – начало регулировать. И все пошло вразнос. Рынок ответил на это еще более экзотическими инвестициями, демпингом и проч.

Государство сказало: вас много, за всеми не уследишь. Потому давайте обязательно 20 каналов, РТРС будет создавать броневик (хотя все уже на легковых автомобилях), и развитие оптики абсурдное, и неважно, что там на конце этой сети. Я не скажу, что мне это нравится, но я сам принимал активное участие в формировании этой государственной политики. И нам надо к этому решению приспосабливаться.

"Какой я вижу способ приспосабливаться ко всей этой позиции государства? (ООООЧЕНЬ веселое и живописное описание процессов – через отстреливание кораблей, не подчиняющихся приказам адмирала) - консолидация. С государством можно конкурировать, только объединив усилия. И активнее влезать на территорию медиа.

Виталий Шуб: Технология VS бизнес, реальность современного рынка телемедиа

Яна Бельская
04.06.2015 12:00
Современный контент – тяжелый и сверхтяжелый – требует постоянного расширения полосы передач и параллельно модернизации систем компрессии. С залпом форматов 4К и 8К практически требования к ширине полосы стали расти экспоненциально.  По итогу уже созданы прецеденты с гигабитными тарифами.

Линейное ТВ против интерактивного – борьба продолжается, никто не сдается, телесмотрение 26 часов в сутки по нескольким экранам – домохозяйства смотрят одновременно до трех телеканалов.

По мнению Виталия Шуба, 4К уже потихоньку становится коммерческим. В докладе эта технология выглядит практически как единственно нормальная и естественная технология будущего, куда мы не просто двинемся в ближайшем будущем, а куда мы уже идем. Если кто-то не заметил.

Виталий Шуб продолжает высокотехнологичный доклад. Трети терминов не знаю!

Яна Бельская
04.06.2015 12:22

В беспроводном секторе происходят стремительные изменения, то же расширение полосы, масса новых фишек, которые позволяют формировать совершенно новую услугу для абонента, разумеется, включающую видео. Более того, все дальнейшее развитие индустрии телемедиа в фиксированном и мобильном вариантах диктуется телевидением и видеоиграми. Бутылочным горлышком являются беспроводные сети – спутниковые, сотовые и проч.

В целом доклад Виталия Шуба настолько технологичен и так пестрит цифрами и технологиями, что, думаю, передать его в коротком репортаже сложно. Да и не очень нужно. Мы давно планировали организовать с Виталием Элконовичем полноценное интервью – и этот доклад лучший повод для него. 

Марина Горбик о том, как жить спутниковым операторам на демпинговом рынке

Яна Бельская
04.06.2015 12:23

Главные тенденции рынка, по мнению Марины, помимо увеличения числа доступных и смотримых телеканалов – расширение EPG, VOD, CatchUp, OTT, рекомендации и проч. А главное – фрагментация аудитории.

Как влияла цифровизация на телесмотрения за рубежом. Франция. 64 млн населения на момент запуска ЦТВ уже смотрело эфирное телевидение – и там ситуация практически не изменилось. Сети платного ТВ как развивалось, так и развивается, без революций.

В Великобритании выбрали симбиозный вариант, во всех сетях появилось более полусотни общедоступных каналов. При этом стоимость подписки была вполне высока. По итогу платные сети не пострадали, крупнейший оператор Великобритании BSkyB продолжил развитие.

В Германии всего 5% населения смотрело эфирное телевидение, и ситуация после внедрения практически не изменилась, хотя там 6 мультиплексов, на минуточку.

Марина Горбик: Россия имеет один из самых высоких показателей по спутниковому ТВ

Яна Бельская
04.06.2015 12:24

Россия имеет один из самых высоких в Европе показателей по спутниковому ТВ, имеющий тенденцию к росту – 15 миллионов в совокупности подключено к спутниковому ТВ. Практически все это население – потенциальные пользователи эфирной цифры.

При этом в текущей ситуации цена на спутниковое ТВ для конечного пользователя сопоставима или более низкая, чем у стандартных телеком-операторов. Средний россиянин тратит 0,3-0,6% доходов на платное ТВ.

За счет чего, по мнению Марины Горбик, будет развиваться спутниковое ТВ. Это услуги сегмента (собственно предоставление населению телеканалов), производство и дистрибуция телеканалов, реклама.

Кирилл Махновский: от устранения цифрового неравенства к ARPU

Яна Бельская
04.06.2015 12:29

В 2000 году в Окинавской хартии глобального информационного сообщества на первое место было поставлено устранение электронно-цифрового неравенства. Это доступ в интернет через учреждения, открытые для широкой публики, приоритетное внимание, совершенствование сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах, содействие дальнейшему развитию удобных для пользования, беспрепятственных технологий, включая мобильный доступ к сети интернет. По мнению Кирилла Махновского, все это позволяет спутниковое вещание, и главная проблема – неготовность абонентов за все это платить. Главный стопор развития спутникового телевидения – низкий ARPU.

Дальше Кирилл рассказал об интерактивном EPG и других интересных функциях, которые может предоставить спутниковый оператор своему абоненту. Собственно, "Орион Экспресс" активно экспериментирует с разными направлениями. Были бы деньги.

Кирилл Махновский: есть надежда, что демпинговые процессы закончились...

Яна Бельская
04.06.2015 12:30

Есть надежда, что демпинговые процессы на спутниковом телевидении закончились – и это значит, что отрасль начнет и продолжит развитие.

Вторая часть конференции посвящена антимонопольному законодательству

Яна Бельская
04.06.2015 13:08

У микрофона модератор и по совместительству представитель компании Мегафон Никита Данилов, который рассказывает о роли антимонопольного законодательства в регулировании медиа. 

Правовое регулирование и практика российских заруебжных/антимонопольных органов. Самые яркие примеры - дело Яндекса против Google, национальных перевозчиков против Uber и др. В медиа главные проблемы это:

  • равный и недискриминационный доступ в многоквартирные жилые дома
  • принудительный перенос воздушки под землю
  • правила недискриминационного доступа к инфрастуктуре субъектов естественных монополий (имеется ввиду Ростелеком, видимо)
  • недискриминационный доступ ко всей инфраструктуре связи

Елена Заева (ФАС): Антримонопольный орган – это надзорный орган

Яна Бельская
04.06.2015 13:14

Если у Антимонопольного комитета нет инструментария для решения той или иной проблемы, он выходит с законодательной инициативой. В частности, сейчас актуальна проблема недискриминационного доступа, и это проблема масштабная, актуальная для всех регионов страны. Но наше законодательство построено таким образом, что у оппонентов ФАС в суде может появляться задним числом решение жильцов дома, которое все меняет – уже на стадии суда. Поэтому в конце 2012 года появился законопроект и дорожная карта развития этой части регулирования.

Елена Заева рассказала немного о частных случаях, касающихся доступа в жилые дома и проектирования домов с пассивной инфраструктурой, необходимой для входа операторов в дома.

В целом сейчас, по мнению Елены Заевой, тенденция решения проблем благоприятная

Яна Бельская
04.06.2015 13:23

В целом сейчас, по мнению Елены Заевой, тенденция решения вышеназванных проблем благоприятная, суд все чаще принимают сторону операторов. Правда, это касается, прежде всего нового строительства, не существующих уже строений. В этом году ФАС обобщил всю судебную практику, и экспертный совет ФАС дал рекомендации, провел семинары с судьями, и появился специальный документ о том, что управляющие компании и ТСЖ не имеют права принимать решения об отказе доступа операторам в жилые дома. Т.е. если жильцы не решили, что они будут брать с оператора деньги, управляющая компания не имеет права взимать плату.

Одним словом, управляющие компании ограничены в возможностях. Что не может не радовать операторов.

Ознакомиться с документом можно тут.

Елена Заева (ФАС): не принимать законов, которые операторы не смогут исполнять

Яна Бельская
04.06.2015 13:24

Что касается новых нормативных актов. Ответственные за разработку новых правовых инициатив в области телекоммуникаций – Минкомсвязь. Главный принцип – не принимать документов, которые операторы не смогут выполнять. Разумно. Елена Заева сообщила, что в ближайшее время будет опубликован законопроект, касающийся недискриминационного доступа в дома – пригласила сообщество активнее участвовать в его обсуждении.

Елена Заева (ФАС) о проблеме демонтажа подвесных линий связи

Яна Бельская
04.06.2015 13:30

Елена Заева рассказала о том, что в Москве работа с властями вполне успешна, удается повлиять на сроки и методики демонтажа линий. ФАС активно участвует в этой работе, особенно экспертный совет.

Понятно, что город решает сам, быть ли воздушке, но при этом он должен учитывать интересы операторов. Если город хочет переноса, он должен согласовать с операторами, как это осуществить с минимальным ущербом для рынка. Но надо понимать, что реагировать на стадии обсуждения любому регулятору проще, чем когда решение, а то и дело уже сделано.

Власти Москвы уверили, что без согласования с операторами эти работы не будут проводиться, никакого насилия. И вроде как опыт Москвы будет перениматься в других регионах. В частности, с ФАС уже связывались власти Хакассии – обсуждали этот же вопрос, как перенять опыт.

Николай Орлов (Первый ТВЧ) задал вопрос о расследовании ФАС по Триколор-ТВ

Яна Бельская
04.06.2015 13:35

Речь идет о ситуации с проверками оператора из-за жалоб граждан на отключение услуги у неплательщиков.

Елена Заева сказала, что ФАС расходится во мнениях с Минсвязью по отношению к этому вопросу. ФАС и РКН трактуют этот закон таким образом, что операторы обязаны предоставлять пакеты бесплатно. Если существует такая техническая возможность. Если он этого не делает, то он нарушает законодательство.

Потом позиция РКН изменилась и стала ближе к тому, что говорила Минкомсвязь – оператор имеет право взимать плату за обслуживание, то есть операторы не обязаны предоставлять первый мультиплекс

"Если мы обнаружим, что Триколор занимает доминирующее положение, мы будем инициировать суд".

Судя по всему, абоненты так плохо разбираются в вопросе, что не могут понять разницу между платой за пакет или платой за услугу связи. Ему главное – что он платит. А с трибуны обещали бесплатно. И наши люди уверены, что их обманули. 

Елена Гультяева рассказала об отношениях операторов с антимонопольными органами

Яна Бельская
04.06.2015 13:45

Елена Гультяева, будучи представителем кабельного сообщества, не согласилась с тем, что у нас все хорошо с законами – эта линия звучала практически у всех предыдущих докладчиков "от власти". Нет, законодательство не отвечает логике отрасли, представляет собой настоящую кашу, которую исполнять невозможно. Необходима срочная и систематическая работа над законами и СМИ и связи.

В качестве примера Елена Гультяева привела ситуацию с признанием того или иного оператора монополистом. ФАС и Роспотребнадзор не обладают корректными методиками такого определения, и доходит до курьезных случаев, когда крошечные компании признаются в городах монопольными компаниями.

Елена Гультяева - про то, что бесплатных услуг не бывает (снова о Триколоре)

Яна Бельская
04.06.2015 13:53

Еще одна тема — ее уже затронули — обязательные телеканалы. Самое опасное, что здесь формируется судебная практика. Когда вводились обязательные телеканалы, на кабельные компании возложены были обязательства по доставке обязательных каналов. В указе президента были слова о бесплатности, но там речь шла именно о РТРС. Это он должен распространять бесплатно — операторов платного ТВ там не фигурировало. Теперь создалась проблема из-за того, что нигде не прописано прямо.

Возможность прекращения предоставления услуг — оператор вправе приостановить услуги связи неплательщику, но почему-то ему отказывают в этом праве. Бесплатных услуг не бывает.

Елена Гультяева о нюансах абонентского договора

Яна Бельская
04.06.2015 13:55

Абонентский договор. В регионах очень часто от операторов связи требуют письменной формы договора, подписанной абонентом. В правилах оказания услуг говорится о возможности одностороннего изменения тарифа, но не говорится о возможности одностороннего изменения состава услуги. Поэтому случается, когда тот или иной телеканал прекращает вещание или оператор расторгает с ним договор — абоненты могут жаловаться и подавать жалобы в Роспотребнадзор о нарушениях оператора. Изменение пакетирования в одностороннем порядке — этот момент необходимо учитывать.

Михаил Силин об основных угрозах для рынка связи с принятием новых поправок

Яна Бельская
04.06.2015 14:07

В настоящий момент в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который фактически противоречит закону о СМИ. Путаница, например, касается понятия "услуга связи" – трактовки этих двух законов разные.

Проблема есть в той его части, которая касается обеспечения бесплатными телеканалами. Обязательный канал определяется как канала, бесплатный для распространения во всех среда. К числу обязательных для распространения каналов относятся общефедеральные общедоступные, цифровые эфирные, региональные и один муниципальный. Прописывается обязательства по распространению обязательных каналов в неизменном виде, что вполне безболезненно. Но получение сигнала на основе присоединения к РТС – это катастрофа для операторов. Далее – оператор обязан согласовывать с РТРС параметры технических средств приема сигнала.

Михаил Силин: АКТР отправила письмо в Госдуму Левину

Яна Бельская
04.06.2015 14:11

АКТР отправила письмо главе комитета по информполитике Леониду Левину, в котором обозначило риски, связанные с принятием этого закона. Говорится, что определения его являются, по сути, обратную логику.

Предложили ввести определение общедоступного канала – т.е. существующее определение обязательных каналов на основе решения президента РФ.

Законороект ставит вне закона любое присоединение, кроме РТРС. Это приведет к строительству миллионов километров сетей. Это создаст неравенство на рынке, приведет к снижению качества,поскольку кабель никто не резервирует. Это не нужно никому, кроме РТРС, который получит дополнительный источник доходов.

Андрей Туманов: первое чтение - это еще не катастрофа, это еще не принятый закон

Яна Бельская
04.06.2015 14:16

Этот законопроект дорабатывается сейчас в госдуме, и Михаил Силин надеется, что присутствующий в зале Андрей Туманов сможет донести это до депутатов.

Андрей Владимирович на это сказал, что увы, письма в Госдуме обычно не читают - максимум делают отписки. Нужна планомерная работа с депутатами, с отраслевым комитетом. Первое чтение - это еще не катастрофа, это еще не принятый закон. 

Виталий Соковнин из "ЭР-Телекома" о проблеме доступа в жилые дома

Яна Бельская
04.06.2015 14:26

Вообще об этой проблеме сегодня сказали достаточно. Виталий привел операторские выкладки и рассказал о судебной практике в этой области. ТСЖ не вправе требовать от оператора связи какого бы то ни было вознаграждения за размещение оборудования - это принцип "Эр-Телекома". И это подтверждает судебная практика - операторам просто нужно не бояться идти в суд. 

То же касается системы электроснабжения - ТСЖ и управляющие компании не вправе ограничивать электроснабжение операторов и взимать дополнительную плату за это. Вся правоприменительная практика говорит о том же.

Следующий доклад - о судебной практике, связанной с переносом воздушки

Яна Бельская
04.06.2015 14:34

Евгений Леонов из Пепеляев Групп рассказал о спорах операторов с властями, связанных с переносом воздушных линий связи под землю. Практика первоначально была положительной для операторов связи, но не так давно ситуация изменилась и суды все чаще берут сторону муниципальных органов

Дальше речь пошла о судах, связанных с конкуренцией. 

К сожалению, Евгений, как и предыдущий докладчик Виталий Соковнин, ограничились общими выкладками, мало внимания уделив конкретным случаям споров операторов с муниципалитетами и друг с другом. Возможно из-за того, что программа плотная, времени на растекания мыслию по древу не особо много. 

У меня в этой связи вопрос к читателям - вам интересно было бы почитать об этом поконкретнее? Имеет смысл "попытать" юристов на эту тему?

Первая послеобеденная секция конференции - авторские права. РАО не приехало

Яна Бельская
04.06.2015 15:37

Модератор секции Алексей Бырдин, хорошо знакомый нашим читателям.

В президиуме за одним столом оказались представители Минкульта и Минсвязи, что случается редко, и оттого особенно приятно. Правда, представители РАО не приехали. Как шутят в зале - обживают английские замки, не до нас им. 

Наталья Ромашова, Минкультуры – о пиратстве и новом антипиратском законе

Яна Бельская
04.06.2015 15:58

Сначала речь о принятом недавно антипиратском законе и о возможности досудебной блокировки пиратских ресурсов. Это, как сказала Наталья, может сильно снизить нагрузку на суды. Но, тем не менее, вопрос остается урегулированным не до конца.

О глобальном лицензировании. Про эту инициативу мы знаем уже много. Сейчас идет общественное обсуждение, оно продлится до 19 июня на площадке Открытого правительства. После этого Минкульт выработает собственную позицию и рекомендации.

Далее речь зашла об авторских сборах и об организациях типа РАО и ВОИС. Для них вводится внешний контроль – они будут подвергаться аудитам. Давно пора, шепчутся в зале.

Занятно, Наталья упорно избегает использования слова "пиратский" – говорит о "нехороших лицах, которые размещают объект авторского права в сети".

Глобальная лицензия - тема, которая не могла не зацепить модератора

Яна Бельская
04.06.2015 16:02

Уточняющий вопрос модератора: обсуждение глобальной лицензии закончилось к концу апреля. В обсуждении участвовали боты, что признали модераторы сайта. Это что – какое-то другое обсуждение законопроекта?

Наталья Ромашова: первые замечания были получены, внесены в большую таблицу, и мы сейчас на этой стадии. Эта таблица, которая включает мнения читателей, профсообществ и самого Минкульта. Обсуждается как раз эта версия законопроекта.

Алексей Бырдин пояснил, что необходимо проработать реестр произведений, без которого речи о защите контента вообще быть не может. Отдельно должен быть реестр произведений, открытых для использования. На это Наталья возразила, что такого рода реестр формируется по заявлениям авторов.

Игорь Базилевский задал лобовой вопрос о внешнем контроле РАО

Яна Бельская
04.06.2015 16:05

Вопрос был адресован Наталье Ромашовой – о том, каковы планы Минкульта по контролю авторских обществ и их трат. Модератор, впрочем, блокировал вопрос, поскольку представителей РАО тут нет. Но Наталья, тем не менее, пояснила, что аудиты будут и информация будет открыто публиковаться.

Далее Игорь перешел к докладу об ответственности за нарушение авторских прав и особенностях национальной судебной практики.

Игорь Базилевский о современном авторском праве и судебной практике

Яна Бельская
04.06.2015 16:06

"Те, кто отслеживает последние веяния в этой области, те в курсе, что к уголовной ответственности удается прибегать крайне редко – обычно удается договориться с нарушителями, что более полезно и практично".

Уголовная ответственность полагается за присвоение авторства, незаконное использование, а также приобретение, хранение и перевозку в целях сбыта. За это полагается штраф, обязательные работы и даже лишение свободы до 6 лет.

Игорь подробно рассказал также об административной и гражданско-правовой ответственностях – настоящий теоретический ликбез для кабельщиков и каналов. Я все жду, когда Игорь расскажет подробнее о судебной практике.

Игорь Базилевский о судебной практике по части авторских прав

Яна Бельская
04.06.2015 16:13
Суд в городе Новочеркасске. Возбуждено дело против Захарова Г. Г., который организовал студию в городе Новочеркасске и ретранслировал целый ряд телеканалов группы Viasat. Видимо, вместе с другими телеканалами — фактически подпольный кабельный оператор. Судя по фотографиям, которые продемонстрировал Игорь, брали товарища Захарова со спецназом, на фото — выбитые окна и парни в масках на крыше. Все серьезно.
 
В Красноярске оператор "Радар" также незаконно транслировал телеканалы Viasat в пакете. Гендиректор полностью признал вину, был приговорен к 7 месяцам исправительных работ.
 
"На сладкое" Игорь не смог отказать себе в удовольствии озвучить претензии к компаниям, занимающимся у нас авторскими правами, прежде всего, РАО и ВОИС.

М.Дозорцева из Ростелекома об особенностях распространения контента в интернете

Яна Бельская
04.06.2015 16:29
... и глобальной лицензии.
 
Вопрос очистки прав вообще очень резонансный, особенно когда речь идет об интернете. Марина Дозорцева очень академично и подробно рассказала о круговороте прав и в целом системе защиты прав и последствиях введения глобальной лицензии для всего этого.
 
Круг лиц, которые участвуют в обороте прав — это авторы и правообладатели, операторы связи и интернет-сервисы, на конце цепочки конечные пользователи. Общие основания использования объектов авторских и смежных прав (так юристы называют контент) — это договор об отчуждении прав, лицензионный договор, а также публичное заявление правообладателя о безвозмездном использовании объекта на указанных правообладателем условиях. И, разумеется, закон позволяет использовать произведения в личных целях и без авторского вознаграждения.

Глобальная лицензия юридическим языком

Яна Бельская
04.06.2015 16:36

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами создаются, когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено или когда закон допускает использование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения. В обоих случаях авторские организации нужны авторам.

Объем полномочий авторских обществ: заключение с пользователями лицензионных договоров и договоров о выплате вознаграждения, сбор и распределение этих вознаграждений, отчет и контроль использования прав. 

Идея глобальной лицензии, говоря юридическим языком, состоит в расширении сферы деятельности аккредитованных организаций – введении дополнительных полномочий в управление исключительными правами на контент в отношении его воспроизведения для личного использования путем записи в память ЭВМ и доведения до всеобщего сведения.

В результате ввода глобальной лицензии схема будет выглядеть следующим образом

Яна Бельская
04.06.2015 16:37

 

А) Конечный пользователь

Б) Оператор связи

В) Аккредитованная организация

Из этой схемы выпадают операторы связи и интернет-сервисы – они оказываются за рамками всего процесса извлечения дохода из распространения контента. В результате правообладатели лишатся возможности распоряжаться принадлежащими им правами на контент. Все что они смогут – это изъять свои произведения из реестра.

Кроме того, глобальная лицензия препятствует дальнейшему развитию легального рынка цифрового контента, но позволяет развиваться пиратам. При этом фактически этот налог будет возложен именно на операторов и интернет-сервисы.

Предложения Марины Дозорцевой в качестве альтернативы глобальной лицензии

Яна Бельская
04.06.2015 16:38

1.       Реформирование системы коллективного управления правами

2.       Создание информационной системы, содержащей сведения об объектах авторского и смежных прав.

На сцене снова Елена Гультяева (АКТР) - об отчислениях ВОИС

Яна Бельская
04.06.2015 16:53

Это новая вещь, которая только появилась на нашем рынке: ВОИС, которая управляет смежными правами (правами на фонограммы) предъявляет требования операторам заключать договор и платить еще и ей. До недавнего времени эта организация работала, прежде всего, с радиостанциями, которые собственно используют фонограммы в своем эфире. Кабельщикам требований платить за них до недавнего не приходилось.

Но некоторое время назад эти нормы были переосмысленны, фонограмы были включены в состав аудиовизуального произведения, фактически изменив их форму (юридическую). По мнению Елены Гультяевой это не очень корректно, но будем смотреть, как сформируется судебная практика.

Мы уже договорились с Еленой о публикации на эту тему.

Николай Орлов о пиратстве и путях решения этой проблемы

Яна Бельская
04.06.2015 17:08
"Мы поддерживаем точку зрения Игоря Базилевского, что самое правильное — попробовать с пиратом договориться и продолжить с ним работать легально. Но если с операторами эта схема возможна и вполне реализуема, то с открытыми сервисами, гонящими в открытом интернете наши телеканалы без кодирования — дело другое, вариантов монетизации и легальной работы тут нет. И есть еще контент-агрегаторы, которые гонят двести каналов операторам — с такими компаниями мы не собираемся заключать договор".
 
В этом случае у пирата можно и нужно отсудить деньги. И чем лучше вы сумели доказать факт нанесения ущерба, тем перспективнее задача.

Полиция, к сожалению, не большой помощник в борьбе с пиратством

Яна Бельская
04.06.2015 17:10

Николай Орлов рассказал о небольшом ШПД-операторе, вещающем 200 телеканалов бесплатно. Факт трансляции был зафиксирован у одного из абонентов. Уговорили нотариуса приехать и зафиксировать факт нарушения. После чего все доказательства с нотариальным заверением были запечатаны и переданы оперативникам, которые заявили, что следственные действия были проведены с такого-то до такого-то времени, и никто не может доказать, что нарушение было постоянным. Вот если вы будете собирать такие данные ежедневно хотя бы в течение года – тогда дело другое.

И вот оперативники, которые имеют юридическое образование, говорят, что это технические вопросы – они их не понимают и не готовы по ним работать. Заповедь "не укради" в сложных технических историях не работает.

К счастью, компании Первый ТВЧ удалось найти оперативника, у которого в визитке было написано "кандидат наук" – и благодаря ему смогли открыть уголовное дело.

Даже если вы не засудили пирата, польза от этой работы все равно есть - огласка

Яна Бельская
04.06.2015 17:11

Рассказал Николай Орлов о том, как однажды доверили борьбу с пиратством оператору – на местах дескать такую работу проводить легче, чем ездить по регионам самому вещателю. Но оператор использовал эту возможность для конкурентной разборки.

Мы не ставим перед собой задачу победить мировое зло – взяли три компании (вышеуказанного ШПД-оператора, интернет-сайт и агрегатора) – сумели возбудить против них дела. Каких результатов достигли? Сайт оперативники смотреть отказались. ШПД-оператор сказал, что это было техническое вещание, и дальше дело не пошло. С контент-агрегатором удалось довести дело до логического завершения – это достаточно широко освещалось в прессе.

Но эффект от этих всех действий есть хотя бы тот, что благодаря освещению в СМИ борьбы Первого ТВЧ с пиратами, их каналы куда реже пиратируются, нежели контент других производителей, не замеченных в антипиратской деятельности.

Алексей Волин - безусловно главный златоуст этой конференции

Яна Бельская
04.06.2015 18:08
Перечислить все веселые реплики Алексея Константиновича по памяти не берусь — полдня аккуратничала, поскольку он прошелся по поводу прессы, чересчур активно цитирующей его шутки. Но эту цитату он лично одобрил, да и кабельный народ с громким хохотом перепостил в соцсетях.
 
Когда речь зашла о РАО и причинах того, почему не приехали его представители, кто-то пошутил, что они сейчас в Великобритании — заняты делами. Алексей Волин на это сказал: "Нас очень волнует вопрос приобретения руководителем РАО замка в Штоландии — не является ли после этого РАО иностранным агентом?"...
 
Ну, логично же, да?

Секция об источниках развития нишевых телеканалов проходит в необычном формате

Яна Бельская
04.06.2015 18:25

Модератор Александр Силин отменил президиум, вручил докладчикам переносные микрофоны и предложил им ходить по сцене. Первый докладчик – Светлана Борисова из "Орион Экспресс" – сразу примирила аудиторию с этим форматом.

Тема – жизнь телеканалов после вступления в силу ограничений на рекламу. В частности, естественное опасение– не станут ли хуже телеканалы, потерявшие источник существования – оно касается каждого оператора. Учитывая, что операторы не увеличили лицензионные выплаты телеканалам, несмотря на уход рекламы, опасение вполне резонное.

Позитивные факторы – региональные телеканалы сохранили возможность вещания, несмотря на поправки в закон о рекламе. А некоторые даже упрочили свое положение, начали больше зарабатывать. В этом им помогли поправки к поправкам к закону. У нишевых телеканалов положение существенно сложнее, но обещанного массового исхода телеканалов с рынка не случилось.

Наталья Синдеева продолжает об источниках существования нишевого телеканала

Яна Бельская
04.06.2015 18:41

Самый большой доход телеканал сейчас получает от подписки на собственном сайте – это тот же формат а-ля-карт, но напрямую, не через оператора.

Далее – смарт-ТВ, и этот сегмент сейчас хорошо развивается.

И, разумеется, реклама.

Отдельный пункт – сувенирка и любые товары, потребляемые специфической аудиторией телеканала. Тут Наталья привела в качестве примера целый ряд нишевых телеканалов, которые могли бы на этом же зарабатывать, но почему-то этого не делают.

Специальные приставки Apple-TV, которые канал продает вместе со своей подпиской.

Телеканал, производящий собственный контент, этот контент может продавать. Для "Дождя" это небольшой источник доходов, но он есть, и тенденция положительная. При этом один только РЕН, как озвучено было недавно в интервью, зарабатывает на продаже своего контента 12 млн. долларов. Огромные продажи контента делает телеканал СТС, целый ряд нишевых каналов.

В финале Наталья Синдеева показала график изменения структуры доходов "Дождя"...

Яна Бельская
04.06.2015 18:42

...и этот график явно свидетельствует, что канал с четко очерченной нишей и при соответствующих усилиях, может перейти с рекламной модели на платную. И еще заработать дополнительных денег на всевозможных дополнительных фишках.

На сцене снова Николай Орлов – в этот раз рассказывает об импорозамещении

Яна Бельская
04.06.2015 18:43

Недавно ФАС признала спортивные комментарии национальным контентом, что развязало руки спортивным телеканалам по части продажи рекламы. Звучит несколько абсурдно, но технологически понятно.

Но самый востребованный контент на платном телевидении – кино и детский контент, и тут импортозаместить Голливудский и Болливудский контент невозможно в принципе.

Еще Николай Орлов развеселил аудиторию, рассказав о том, как крупнейший российский оператор "импортозаместил" иностранные эротические каналы российскими – возмущение аудитории было так велико, что он был вынужден вернуть импортные попы.

У меня тоже есть некоторый опыт "импортозамещения" в рамках одного пакета одного оператора, и должна сказать, что пристрастие российского зрителя к российскому контенту несколько переоценивают – прежде всего, производители этого российского контента. Контент бывает хороший и плохой – и только.

Николай Орлов: Ну, неважно нашим людям, кто едет в Африку снимать жирафов

Яна Бельская
04.06.2015 18:44

Продолжая разговор об импортозамещении, Николай Орлов рассказал о сотрудничестве с российскими производителями контента, в том числе региональными. К примеру, крупнейший партнер Первого ТВЧ базируется в Воронеже.

Основной посыл доклада – есть вещи, которые, скажем так, импортозаместимы. А есть – которые нет. Охоту и рыбалку наши люди любят российскую. Кино – зарубежное. Детские мультики – по-разному, современные дети не воспринимают фильм "Кортик" и советские мультики, да и по техническим параметрам они не подходят. Спорт – тот, где проходят соревнования. Познавательные программы – вообще неважно, где они производятся. Ну, неважно нашим людям, какая съемочная группа едет в Африку снимать жирафов, но зарубежные производители имеют такие бюджеты и качество контента, что, например, на телеканале Animal Family компания Первый ТВЧ не борется за импортзамещение.

Андрей Миронов рассказал об ограничениях для телеканалов

Яна Бельская
04.06.2015 19:08

Вообще Андрей - юрист, но в данном случае постарался обойтись без глубокого юридического анализа и трудных юридических терминов. Рассказал об анонсировании товаров, которые участвуют в контенте, но не являются предметами рекламирования, например. О разрешении на рекламу пива в спортивных программах, о рекламе вина и шампанского после 11 вечера. Главное ограничение – вино и шампанское должны быть произведены в России. Из российского винограда. Видимо, политы они должны быть потом российских виноделов.

Очень правильный вопрос задал модератор: сейчас некоторые неэфирные телеканалы вещают рекламу, вопреки закону. Какие существуют для них лазейки, или они нарушают закон, пока их просто не поймали. Андрей Миронов рассказал о всего двух случаях привлечения телеканалов – Перца и ТНВ, но претензии касались превышения объема рекламы. Фактически регулятор находится в расслабленном состоянии, с таймером за каналами не гоняется. 

Андрей Миронов: нарушения по рекламе не влияют на бизнес телеканалов в целом

Яна Бельская
04.06.2015 19:10

В случае нарушения закона о рекламе, лицензии канал никто не лишит.

Еще один вопрос модератора касался пресловутых 20% и переоформления иностранных каналов. Андрей рассказал о процессе изменения структуры собственности – то, чем занимаются все зарубежные компании, де-юре оформленные российскими СМИ. Им приходится искать юридические условия, чтобы стать на 81% российскими, как того требует закон.

Возможности такие есть. Первое – это рискованный шаг для иностранных правообладателей, но полностью соответствует закону. Если компания имеет двухступенчатую структуру, в ее состав участников Андрей посоветовал ввести доверенных лиц, которым доверяется доля владения. Таким образом может быть создана юридически чистая структура с точки зрения акционеров.

Но если компания выберет путь лицензионного контента – создания российского юрлица, которое закупает лицензионные права, то тут существуют риски правомочного использования контента.

Мария Каменская о том, можно ли платить телеканалам на основе медиаизмерений

Яна Бельская
04.06.2015 19:13

На сцене Мария Каменская о том, можно ли построить систему лицензионных выплат телеканалам на основе медиаизмерений.

Главный вопрос, который стоит задать себе, считает Мария Каменская – это вопрос ЗАЧЕМ. Что это все должно нести нам и в конечном счете потребителям. Цепочка "телеканал-оператор-зритель" зависит от того, кто кем является.

Две базовые концепции: оператор-труба и оператор-создатель услуги. В первом случае оператор не создает ничего, во втором – он создает услугу. И если оператор – это труба, то он должен предоставлять огромное количество телеканалов, платить огромное количество лицензионных выплат, но при этом основное телесмотрение придется все равно на 20% контента. А 80% каналов не являются драйвером услуги – люди покупают подключения не ради них.

Телеканалы подвергли критике, по их мнению, ангажированные аналитические данные

Яна Бельская
04.06.2015 19:15

Далее Мария показала топ-40 телеканалов, которые, по данным Аналитического центра Сигнал Медиа, являются лидерами телесмотрения. Должна заметить, что большинство присутствовавших телеканалов выказали некоторые сомнения в корректности использования данных в таком формате, что, безусловно, обусловлено некоторым недоверием телеканалов к аналитическим данным, представляемым аналитическим центром, аффилированным их главным конкурентом.

Далее Мария рассказала о том, что происходит, если оператор – создатель услуги. В этом случае телеканал – лишь один из множества элементов услуги. Оператор формирует пакеты, а востребованность пакета обусловлена тем, насколько он сбалансирован, насколько хороший сигнал и удобен оператор.

Выводы:

Можно ли построить систему лицензионных выплат телеканалам на основе чистых медиаизмерений – нет.

Необходимы ли аналитические данные для оптимизации пакета – да.

Виталий Корнеев о качественных и некачественных телеканалах

Яна Бельская
04.06.2015 19:24

О некачественных Виталий предложил не говорить сразу – будем говорить о качественных. И о том, можем и хотим ли мы им платить. Главный вопрос – повышение ARPU, чтобы этим каналам платить. 10 лет назад этот показатель всех удовлетворял, он был нормальным, хотя абонентов было не так уж много. И тогда разница в стоимости телеканалов для крупных операторов и маленьких не сильно отличалась. Потом пришла реклама, и каналы стали продаваться им за совсем другие деньги – компенсируя разницу за счет рекламы.

Когда я собираю пакет, я смотрю и на пакеты крупных операторов - и мучаюсь черной завистью. Вы, каналы, если торгуете качественным контентом, должны продавать им ваш Porsche не по цене Жигулей, а по цене Porsche – как и нам. Тогда крупные операторы...

Микрофон взял Андрей Семериков: они не смогут нам поднять цены, иначе мы их выключим.

Виталий Корнеев: выключайте – мы будем рады, если вы их выключите, нам будет легче!

Поговорили...

И началась заварушка...

Яна Бельская
04.06.2015 20:20

Дальше пошла череда взаимных обвинений, оформленных как бы не обвинениями - каналы все-таки опасаются очень уж резко озвучивать правду-матку. Я это называю "разговор Тыка и Ляпа", если честно:

Вы отдаете крупнякам контент за бесценок - а вы недоотчитываетесь!

Вы не рекламируетесь для наших абонентов - а вы рекламируете 100 каналов за 100 рублей!

Поднимите цены для крупных операторов - а вы поднимите ценность услуги!

И рефреном Виталий со своим "какподнятьарпу-какподнятьарпу-какподнятьарпу". И остроумный модератор, порхающий над крикунами, передискутировавшими регламент часа на полтора. Я тоже влезла - не устояла. В общем, веселая и живая финалочка получилась.

Ялтинская конференция - день II, секция ОТТ - допсервисы или наше будущее

Яна Бельская
05.06.2015 10:45

К сожалению, у модератора секции - Светланы Беловой - случилось ЧП в аэропорту (у меня самой когда-то украли документы в аэропорту, я ей жутко сочувствую) - и секцию ведет Алексей Никитин из TVOkki.

"Все говорят, что контент - это король. Я не согласен категорически. Потому что огромное количество контента производится, в одной только Нигерии производится 3 фильма в день, не говоря о других рынках - американском, индийском. Всему этому контенту надо как-то дойти до зрителя. Но предложить ему сразу все - бессмысленно, он сразу потеряется. Маргинальные истории тоже требуют достаточных вложений, чтобы поддерживать объем каталога.

Наша задача - предложить зрителю сервис, котрый бы его полностью удовлетворял. И в этом смысле телеканалы относятся к своим зрителям куда человечнее, чем тот же Google, потому что они лучше знают зрителей и не пытаются предложить им сразу все".

Дмитрий Колесов о статистике ОТТ-рынка и его будущем в цифрах

Яна Бельская
05.06.2015 10:47

Прежде всего, Дмитрий разделил все технологии ОТТ на четыре типа: онлайн-кинотеатры, приложения для Smart TV и мобильных устройств, онлайн-сервисы и PPV операторов платного ТВ. Во всей схеме участвует активно рекламный рынок, поскольку в нашей стране рекламная модель превалирует.

Далее Дмитрий показал график, который четко это демонстрирует: в России AVOD (рекламная модель) — это 66,5%, тогда как в целом в мире на этот сегмент приходится 44%. Вторым по полулярности у нас является TVOD (транзакционная модель) — 19,7%, а в мире у него всего 6%.

В ближайшее время, как считает компания Json, активнее всего будет расти рынок мобильных устройств — планшетов и смартфонов (по прогнозу не менее 81,8 млн), на втором месте — SmartTV. К 2018 году в обоих сегментах ожидаются такие цифры, что производители должны прыгать от счастья.

Тем временем за окном — гроза.

Дмитрий Колесов: всего лишь на каждом втором smart-телевизоре используется smart

Яна Бельская
05.06.2015 11:00

Еще одна интересная деталь – из всех бешеных тысяч SmartTV на руках у населения, реально функция smart используется всего лишь в каждом втором телеприемнике.

Еще одна деталь – раскладка по возрастным категориям людей, которые пользуются интернетом. Дмитрий убежден, что большого роста тут не ожидается – проникновение уже довольно высоко. При этом по мобильному интернету – все еще впереди, есть куда развиваться.

При этом, - сетует Дмитрий, - аудитория ОТТ-сервисов практически не измеряется. Измерения разными исследователями только начались, сколько-нибудь корректных данных нет. Даже по Smart-TV. Какие-то данные собирает Samsung, но в открытом доступе этих данных нет. Тем не менее, кое-какие данные есть – к примеру, данные сервиса ivi.

Интересные данные о типичном потреблении ОТТ-контента – оно очень похоже на обычное телесмотрение выходного дня. По-моему, это говорит о том, чем занимаются наши граждане на работе. 

Дмитрий Колесов: прогнозы развития ОТТ-сервисов

Яна Бельская
05.06.2015 11:01

AVOD – среднегодовой прирост 17% – перетекание рекламных ТВ-бюджетов и рост аудитории SmartTV

TVOD– прирост 2% – в марте 2015 года Триколор включил услугу "Кинозалы" в базовый пакет "Единый" без изменения стоимости. Таким образом, этот сегмент просто обнулился.

EST– прирост 18% – рост парка мобильных устройств

SVOD – прирост 22% – активное развитие услуги основными игроками (Megogo, ivi, TVzavr), плюс антипиратский закон

В общем, рекламная модель монетизации в России по-прежнему будет самой популярной, хотя есть риск в задержке измерения аудитории. Источники роста остальных сегментов – рост мобильных устройств и Smart-TV, плюс действие антипиратского закона. Подробнее о прогнозах можно прочитать тут.

Максим Чернов из Амедиа рассказывает о бизнес-модели ОТТ-платформы Амедиатека

Яна Бельская
05.06.2015 11:09

И о конвергенции с операторами связи.

Итак, Максим Чернов рассказал сначала о драйверах продвижения и продаж – это естественно лидеры сериального телесмотрения Игры престолов и Карточный домик. При этом Максим показал зависимость пользования Амедиатекой в зависимости от показа этих сериалов на "большом телеэкране". И от утечек серий на пиратских ресурсах. Эти факты очень влияют на конверсию контента. И именно поэтому Амедиа у нас – один из самых активных борцов с пиратством.

Возможности операторов связи во взаимодействии с ОТТ-платформой: SLA для ОТТ платформ и для потребителей, удобная система расчетов с потребителями, большое количество контактов с потребителем офлайн, а кроме того, операторы владеют огромными базами данных о потребителях. Ну и блокировка нелегальных видеосервисов, понятно.

Максим Чернов - о возможностях и плюсах сотрудничества ОТТ и операторов

Яна Бельская
05.06.2015 11:15

·         Генерация нелинейного лавинообразного спроса на контент

·         Большое количество контактов с потребителями онлайн

·         Компетенции в сборе данных о потреблении контента

·         Высокие темпы внедрения инноваций

·         Использование всех моделей монетизации

·         Огромный охват аудитории на всех экранах.

При этом Максим рассказывает о реальных доходах операторов и затратах абонентов – выглядит все довольно позитивно.

Максим не согласен с коллегой из TVokki– считает, что все-таки контент может стать новым драйвером роста выручки операторов, т.е. все-таки контент – король.

Максим Чернов - в России есть порядка 400 тысяч подписчиков а-ля-карт

Яна Бельская
05.06.2015 11:25

За окном тем временем совсем темно и дождливо – народ вместо пляжа подтягивается в зал. Тем паче что на 15 этаже завершился юридический семинар – оттуда народ перетекает в наш зал.

Инвестиции в платформы интерактивного ТВ и VOD связаны с большими затратами и рисками, которых позволяет избежать сотрудничество с платформами типа Амедиатеки. По мнению Максима, это позволит увеличить доходы и распространять контент выгоднее.

Озвучил, кстати, цифру по России подписчиков а-ля-карт – по данным Амедиа, их порядка 400 тысяч.

Разговор о том, сколько платит Netflix телекоммуникационным операторам

Яна Бельская
05.06.2015 11:29

Михаил Силин задал вопрос о том, сколько Netflix платит операторам по SLA-контрактам.

Ответил не Максим, а уже Алексей Бырдин, который вышел на сцену с шуткой, что Netflix в плане контента абсолютный голодранец – и Карточный домик он стал снимать не от хорошей жизни.

У Netflix нет ни Игр престолов, ни каталога НВО, при этом у него порядка 60 миллионов подписчиков в одних только США. Но на вопрос о том, сколько Netflix платит операторам – никто так и не ответил. Так или иначе, за ОТТ будущее. Если кинопроизводители пойдут по пути отрицания и будут игнорировать эти технологии, они проиграют.

На сцене снова Наталья Синдеева – о том, зачем каналу развивать нелинейное ТВ

Яна Бельская
05.06.2015 11:31

Затем, что:

·         Больше денег

·         Более частый контакт с телезрителем

·         Это более устойчивая модель бизнеса

Прежде всего, больше денег от рекламы. Тут Наталья показала график изменения в объемах в разных сегментах относительно прошлого года – единственных сегмент, который заметно вырос – это именно мобильная и интернет-реклама. Пусть эти ручейки не такие большие, но это очень таргетированая реклама, и она сегодня больше всего интересует рекламодателей.

Совершенно иной контакт со зрителем. К примеру, Наталья показала пару примеров программ, которые могли в эфире быть показанными максимум 7 раз, но на сайте – 213 тысяч показов на сайте после эфира. Это индивидуальный контакт, это фидбэк от зрителей.

Наталья Синдеева о рисках классических моделей телеканалов. Особенно рекламной.

Яна Бельская
05.06.2015 11:34

Риски классической рекламной модели:

·         Экономические (кризис)

·         Политические санкции

·         Прямые запреты на размещение

·         Законодательные ограничения

·         Появление новых технологий (интернет губит прессу)

Все это риски классической модели, которым не подвержены или практически не подвержены интерактивные модели.

Прогнозы по количеству подписчиков на VOD-сервисы – за пять лет оно должно вырасти в четыре-пять раз.

Наталья уверена, что молодое поколение перестает потреблять нелинейное телевидение, через 10 лет у него будет совершенно иной формат потребления ТВ.

Что важно для телеканала, который хочет развивать нелинейное вещание

Яна Бельская
05.06.2015 11:35

Что важно для телеканала, который хочет развивать нелинейное вещание:

·         Иметь сильный бренд

·         Производить эксклюзивный востребованный контент

·         Покупать эксклюзивный востребованный контент

·         Обеспечить удобство покупки и сервиса

Основной приток абонентов в а-ля-карт дают крупные операторы – эта фраза звучала неоднократно на этой конференции.

Секция контента началась - первый докладчик Сергей Назаров из Амедиа

Яна Бельская
05.06.2015 12:35

Ольга Шерстобитова - модератор секции контента, даже трудно придумать более уместного в этой теме человека - Оля в прошлом году получила премию "Альтернатива" в номинации "Программный директор года".

На улице продолжается дождь, который обеспечил прекрасную посещаемость конференции - в прошлом году многие не нашли в себе сил прийти в зал, остались на пляже. А тут прямо все как штык smiley

Доклад Сергея Назарова - не просто презентация каналов Амедиа, он в основном рассказывает о статистике контента, о том, как продвигают контент в Соединенных Штатах Америки - там есть чему поучаться, особенно тому, как продвигать контент. 

Сергей Назаров: деньги у людей есть, платить за хороший контент они готовы

Яна Бельская
05.06.2015 12:50

И все разговоры о том, что оператор - это труба - не самые перспективные. Это тупик. Если оператор хочет нормально зарабатывать, он должен уделять внимание и качеству услуги, и качеству контента. Обе стороны важны.

Но тут, конечно, важен еще бренд и уровень раскрутки того или иного контента. Продавать раскрученную Игру престолов, особенно продолжение - после его громкого старта первых сезонов и невероятной популярности среди пиратов - куда легче, чем слабенькую безымянность.

Первый канал. Всемирная сеть. Видеопрезентация

Яна Бельская
05.06.2015 12:58

ПКВС сняли специальную программу, в которой не столько представили свои телеканалы, сколько дали пояснения к дизайну бренда, оформлению каналов. Дали статистику телесмотрения, количества подписчиков каналов Цифрового телесемейства. 

Каналы ПКВС смотрит более 55 миллионов телезрителей по всему миру.

Вообще смотреть такие красивые видеопрезентации приятно - люди так вложились в производство специальной программы. Правда, непонятно, кому сейчас нужно представлять телеканал Дом кино - неужели на нашем рынке есть кто-то, кто не знает этот канал и его достоинства?

Хотя новые каналы ПКВС - Бобер и Дом кино Премиум - конечно, уместно представить тут.

Контент-шоу - повод сделать небольшой тайм-аут, представлю его рамочно. Ладно?

Яна Бельская
05.06.2015 13:04

По крайней мере, часть презентаций новых телеканалов - все их мы представляем в каталоге Кабельщика и в новостях. 

А вот доклад Артема Лысова о нестандартных способах продвижения контента - это послушаю. И вам расскажу.

После обеда мне придется переместиться на сцену - помимо секции, которую мне предложили модерировать еще раньше, придется подменить еще одного модератора, сбежавшего раньше времени в Москву по спецвызову. Придется совмещать ведение репортажа с модерированием, но обещался помочь Олег Грищенко. Если не обманет smiley

Катя Переверзева (МБГ): Будущее - за нелинейным ТВ, но пока рулит линейное

Яна Бельская
05.06.2015 13:35

Катя расказала о крупнейших мировых производителях контента, и компания А+Е занимает заметное место среди них, хотя пришла в Россию позже всех.

Главный бренд этого производителя - History, который вышел на российский рынок около года назад. Канал отличает наличие высокобюджетных реалити-сериалов, которые иногда бьют по рейтингам даже спортивные трансляции. Один из таких сериалов - "Библия" - стал в том плане настоящей сенсацией.

Второй бренд, который представляет на российском рынке Медиа Бродкастинг Групп - компания Scripts.

В этом году дистрибуционный пакет МБГ прирос целым рядом новых проектов - Fine Living, Food Network и H2. 

Катя Переверзева продолжила сравнить зеленое с квадратным - Discovery и рынок РФ

Яна Бельская
05.06.2015 13:46

Давно ждала этого момента, поскольку сама писала об этом не раз, но Катя об этом знает и может рассказать куда больше. Огромное количество препон законодательных, ограничений для иностранных СМИ, записи, копии, вырезание зарубежной рекламы и детские метки.

"Все очень непросто, но очень интересно", - сказала Катя.
И предложила сравнить зеленое с квадратным - показатели росс

Количество абонентов в России - 38 миллионов домохозяйств.

Количество абонентов Discovery в мире - 475 миллионов домохозяйств.

Выручка Discovery в прошлом году - 6,3 млрд долларов (данные открытые).

Выручка россйского рынка... ну, мы знаем.

Бледно выглядим, в общем.

Артем Лысов о нестандартных способах продвижения телеканалов –начал нестандартно

Яна Бельская
05.06.2015 14:14

С Барака Обамы, расплющенного о стекло – таким образом рекламировала себя компания, производящая салфетки для очистки стекол.

Все, что нестандартно и креативно – привлекает внимание, благодаря чему у потребителя остается яркий след в памяти. Быстро разносится посредством вирусного маркетинга и сарафанного радио. Обычно воздействует на подсознание человека и не воспринимается как реклама.

Но необходимо четко планировать и серьёзно готовиться, а главное – очень сложно спрогнозировать реакцию потребителя и эффект такого продвижения. Ну, реакция на чувство юмора – обычно непрогнозируемая штука, да.

Главная задача такого маркетинга – привлечь внимание. Что неудивительно.

Некоторые фотографии, которые показывает Артем Лысов, веселят аудиторию изрядно

Яна Бельская
05.06.2015 14:16

Вообще доклад Артема лучше видеть – он показывает совершенно замечательные примеры. Некогда мы начали эту тему на моей секции CSTB, за это время Артем подсобрал еще больше неожиданных и веселых маркетинговых решений. В том числе собственных виасатовских решений – тут тоже есть чем гордиться.

Артем говорил и о цифрах, показал, например, кормушки для птиц, которые распространяет уже несколько лет ко Дню птиц канал ViasatNature. Стоимость такой картонной кормушки – 32 рубля, оптом еще дешевле. Работает штука очень хорошо.

Но есть вещи, которые не получается согласовать с властями – печально.

Показал арт-объекты (огромные теннисные ракетки), которые Дом.Ру вместе с Евроспортом расставлял по городам – штука тоже недорогая, но очень эффектная, наверняка эффективна штука.

Восхитился нестандартным брендингом автобусов под Губку Боба, который организовал канал Nickelodeon. 

В общем, главный вывод – креативный маркетинг стоит дешевле, но эффект отличный

Яна Бельская
05.06.2015 14:16

Показал граффити своих каналов в нескольких городах – рассказал о стоимости этой истории на пять лет. Получается почти бесплатно, а эффект замечательный. Люди привыкают ехать не просто по адресу дома, а в дом того или иного телеканала.

Показал интересные фишки при оформлении офисов продаж. Например, в офисах вышеупомянутого Дом.Ру организовали освещение елок с помощью обычных лимонов – электричество получали из них. Таким образом продвигали канал Да Винчи.

Еще один опыт с Да Винчи – опыт, сколько воздушных шариков могут поднять человека. Выглядит сногсшибательно, надо сказать.

Михаил Ковальчук о том, что такое комфортные условия для каналов и операторов

Яна Бельская
05.06.2015 14:41

Контент – Технология – Абонент – Эмоция.

Эту та систему ставит "Сигнал Медиа" в основу работы.

Аналитика – Бизнес-решение – Контент – Маркетинг.

Это уже из науки о маркетинге – и это скорее план работ и действий.

Собственно, суть доклада в том, что необходимо измерять, знать, изучать аудиторию, понимать тенденции, учиться маркетингу, использовать общемировой опыт.

После доклада развернулась целая дискуссия о том, кто лучше понимает абонента – маленький оператор на местах или крупный измеритель в Москве. Всех помирила Алла Маслова, сказавшая, что маркетинг нужен на всех этапах – и это будет разный маркетинг, на каждом уровне свой.

Финальную секцию конференции (доходность услуг) начал Александр Адрианов, Cisco

Яна Бельская
05.06.2015 15:56

Он представил решение Cisco Videoscape Infinite Video - оно дает возможность операторам представить новые сервисы своим абонентам, снизирть потери о переходов, оптимизировать систему предоставления контента из облака.

Кроме того, Александр рассказал о том, что ожидает потребителей TV Everyware, в том числе привел статистику по миру.

В частности, в облако переходят такие вещи, как производительность абонентских приставок, хранение контента, распределение приложений и другие услуги оператора. Кроме того, сокращается срок предоставления услуг, упрощается внедрение, устраение проблем, тестирование и интеграция.

Екатерина Соколова из ПКВС представила телеканал Дом кино Премиум

Яна Бельская
05.06.2015 16:18

Заодно вытащили на сессию вопросов и ответов Андрея Сальникова - директора по дистрибуции телеканалов ПКВС. Пожалуй, одна из немногих компаний, которая довольно долго стабильно работала с пакетом из 4 каналов, и в этом году "выстрелила" сразу несколькими ребрендингами и новыми проектами.

Александр Черняев из Huawei обещал не говорить о технике, а говорить о женщинах

Яна Бельская
05.06.2015 16:30

Обманул!

Александр рассказал об интересном кейсе крупнейшего китайского оператора - о дополнитеьлных сервисах, как источнике увеличения ARPU. Китайский рынок сейчас крайне интересен - темпы его развития очень высоки, региональная специфика очень необычна. Думаю, российским операторам есть чему поучиться.

China Telecom заработал в прошлом году на сервисах более 20 миллионов долларов. Это сервисы "оплаченный просмотр", ежемесячная подписка на VOD, плюс куча всяких мелких цимесов типа видеоигр и караоке (оказывается, китайцы обожают караоке - я и не знала).

Фактически 200% выручки от допуслуг, поскольку их ARPU вдвое выше, чем ARPU IPTV. Плюс, судя по презентации, оператор очень неплохо зарабатывает на рекламе.

Павел Моделин - звезда кабельного телевидения и мастер работы с лояльностью

Яна Бельская
05.06.2015 16:52

Тема доклада: поддержание и удержание абонентов в условиях демпинга и высококонкурентной среды.

Прежде всего, Павел рассказал об индексе лояльности абонентов компании "Телемир" - этот индекс оператор вычисляет постоянно, ежемесячно. Особенно коогда расширяет пакет (параллельно модернизировав головную станцию на заемные средства) и поднимает цену. Судя по графику, когда добавили HD-каналов и повысили абонплату, уровень лояльности не упал.

Сопровождала повышение цены целая кампания. 

Сделали все продаваемые телевизионные предложения только со 100 мегабитным предложением по интернету. Это дало стабильные плюс сто рублей к ARPU. Трактором предложения была именно скорость интернета.

Заодно рассказывали абоненту о перенастройке телевизора и увеличении числа телеканалов.

Павел Моделин: мы ждали подобных ходов от конкурентов.

Яна Бельская
05.06.2015 17:01

Тем не менее, несмотря на на лояльность и кампанию, отток абонентов увеличился на 23% - несколько человек.

Однако если учесть, что речь идет о пакете в 600 рублей за дабл-плей, и сравнить этот показатель с показателями двух федеральных конкурентов - оба около 350 рублей, разница в цене вполне компенсируется доходов.

Далее идет работа по возвращению, которую очень облегчает поведение федералов, которые после тестового периода начинают брать деньги за приставку, за бульбулятор, за чайник...  

Реакция зала на доклад очень и очень активная - вопросы посыпались со всех сторон. 

Артур Бадалов рассказал о том, как устроены телемагазины

Яна Бельская
05.06.2015 17:23

В компании Shopping Live работает 300 человек, которые обеспечивают 12 часов прямого эфира в день. Любой из зрителей может позвонить в прямой эфир, с ним будут общаться - насколько я знаю, другие телемагазины не делают такого.

Еще одна фишка - Артур ее считает главной - эксклюзивность всех товаров. Они производятся специально для этого телеканала. С нового года заключили кучу эксклюзивных контрактов с очень известными брендами, такими как Филипс, Керхер, Кеддо и другие - они производят некоторые товары специально для Shopping Live.

К слову, в ближайшее время на Кабельщике выйдет статья о телемагазинах, о том, как они работают, сколько и кому платят и проч. Ждем.

Алена Аксеновских из компании Интерсвязь - о социальных проектах операторов

Яна Бельская
05.06.2015 17:36

О Стене славы и акции "Помни меня" мы писали ровно неделю назад. Но оказывается, Интерсвязь творит множество мероприятий, в основе своей не рекламных. Они наполнили фонтаны морковным соком в День здоровья. Одели в кафтан Деда Мороза памятник на привокзальной площади, а потм еще и самую длинную бороду к нему привязали. Конец света с бубном отметили. Субботники проводят. День зимнего солнцестояния отметили тем, что подожгли колесо обозрения. Самая длинная дискотека на 20 тысяч человек. Смайлик на центральной площади из нескольких сотен человек. И это только крупнейшие их мероприятия.

Алена представила коммерческого директора компании Юлию Зарю. Она рассказала, что посчитать эффект и прибыль от таких акций невозможно. Затраты тоже - это ресурсы компании. Но компания ежегодно прирастает на 30-35%, что и есть само по себе эффект.

Сотрудникам компании это все нравится чуть ли не больше, чем тем, для кого все это делается - жителям Челябинска и области.

Искандар Махмудович показал кино про бал выпускников, который проводит "Уфанет"

Яна Бельская
05.06.2015 18:11

Собственно, о мероприятии рассказал в предыдущем репортаже Олег Грищенко – он как раз ездил в Уфу на этот праздник, писал на Кабельщике большой текст об этом. Он вышел и сегодня, сказал, насколько фильм не может передать всей атмосферы происходившего.

Искандар ответила на вопросы, хотя я так и не поняла, как уфанетовцам удалось загнать столько циничных гаджетоманских подростков и заставить их танцевать полонез на центральной площади города.

Главная особенность этого проекта, как и проектов Интерсвязи, состоит в том, что операторы в первую очередь проводят мероприятие для города, не ставя перед собой цели отрекламироваться лишний раз. Многие участники даже не знают, что в этих акциях участвует Уфанет или Интерсвязь.

Развернулась довольно жаркая и не самая приятная дискуссия о социальной миссии

Яна Бельская
05.06.2015 18:23

О том, что главнее и важнее для телеканалов – социальная их функция или коммерческая деятельность. В этом плане интересно выступила Наталья Синдеева, которая сказала несколько слов о многочисленных социальных акциях, которые проводит постоянно телеканал "Дождь" – опять-таки не вкладывая в эти проекты какой бы то ни было коммерческой задачи.

Я встряла с мнением о том, что, к сожалению, многие неэфирные телеканалы настолько зациклены на коммерческих задачах, что забывают о том, что первейшая функция СМИ – это именно их социальная функция. Этим заявлением я, похоже, задела пару присутствующих за живое – получила "в обратку" окончательный срыв регламента.

Примирил всех Михаил Силин, напомнивший, что если прочитать о миссии телеканала, там всегда на первом месте стоит именно его социальная функция, потом интересы абонентов, потом коллектив – и только потом уже интересы акционеров, то бишь, прибыль.

Дарина Небылицына из телеканала Travel+Adventure об удержании абонентов каналами

Яна Бельская
05.06.2015 18:30

Суть в том, что удерживать абонента можно напрямую - через интерактив со зрителем (собственные акции и конкурсы, социальные сети, анонсы и проч). 

Есть взаимодействие через оператора - и тут самая главная задача выделиться среди других тематических телеканалов, потому что все каналы для абонента на одно лицо. И самая главная задача тут - объяснить, чем отличается канал от других, заинтересовать своими фишками и диалогом.

Социальные сети - самый простой способ вести диалог со зрителем, не через новости, а напрямую проводить опросы, задавать вопросы. Плюс возможность убирать негатив.

Ну, и событийный маркетинг типа запуска воздушных шаров или велопробегов. 

Очень активно канал сотрудничает с бортовыми изданиями.

Алексей Лазукин с академическим докладом об управлении оттоком абонентов

Яна Бельская
05.06.2015 18:41

Управление оттоком в крупных компаниях:

·         Четко определено понятие отток

·         Налажены процессы обратной связи и статистика по периодам

·         Формализованы бизнес-процессы как обратной связи, так и работы с отключившимися абонентами

·         Есть плановые показатели по снижению оттока абонентов.

Все эти показатели можно в той или иной степени улучшить.

Небольшой локальных оператор может удержать детальную информацию по своей сети в голове, в силу небольшого объёма информации.

Алексей предлагает убрать субъективизм оценок и автоматизировать эти процессы.

Исходные показатели для выявления рисков – от социально-демографических деталей до адреса. 

Алексей Лазукин углубился в интегральные исчисления

Яна Бельская
05.06.2015 18:46

Далее пошли слайды с интегралами – поскольку это уже последний доклад на сегодня, уставший народ начал посмеиваться, настолько маловероятно, чтобы кто-то смог разобраться в этих формулах – хорошая реакция, добрая.

Впрочем, приведенные выкладки с цифрами настолько явно подтвердили его выкладки о необходимости и важности такой работы, что смеяться прекратили. А может просто устали.

Алексей рассказал несколько интересных кейсов с крупными и небольшими операторами. Совсем маленькие вряд ли могут себе позволить привлекать сторонние компании для решения таких задач, они делают такие вещи "на коленке".

Вопрос из зала – как выстраивается работа с сотрудниками.

На это Алексей рассказал о системе мотивации. 

Ялтинская конференция - день III - день Бобра

Яна Бельская
07.06.2015 01:45

В отличие от обычных конференций, ялтинская не заканчивается после окончания деловой программы. Потому что море, солнце и сосны - очень привлекательное сочетание, уезжать от него не хочется никому. 

В этот день команда ПКВС и непосредственно телеканала "Бобер" собрала в одном автобусе кабельщиков и креативщиков и повезла их по крымским серпантинам смотреть красивое, есть вкусное и знакомиться поближе.

К вечеру, когда некоторым уже надо было спешить на самолет, расставались друзьями.

"Лучи Бобра", кстати, засветили непосредственно на второй день конференции

Яна Бельская
07.06.2015 01:47

Надо сказать, за последние годы команда ПКВС стала намного ближе к простому оператору – куда ближе, чем десять лет назад, когда запускали проект. Подумала об этом, когда Андрей Сальников во время конференции вкрадчиво пояснял, на какие данные ПКВС опирается в работе – на опросы операторов, на операторские опросы, на независимые данные по рынку.

Собственно, старт канала дали во второй день конференции – вечером, при стечении народа, с обратным отсчетом и криками. Уж не знаю, насколько этот эфир был действительно прямым стартом, но это неважно – получилось хорошо.

Но почему все-таки именно бобёр (правильно, кстати, произносится бобр) - я так и не поняла...

Нечто сюрреалистическое - на ялтинскую конференцию летали две Яны Бельских

Яна Бельская
07.06.2015 02:01

После конференции многие остались еще на день-два. Еще в прошлом году стало ясно, что выцарапать себя из этого замечательного места сразу после окончания деловых мероприятий – мудрено. Поэтому народ, который мог себе это позволить, остался еще на день-два, продолжив отдыхать, и параллельно общаться на телекабельные темы.

Я – нет, я поспешила домой. Но успела перед отъездом изрядно повеселить коллег: обнаружилось, что у меня куплено два комплекта билетов "туда-обратно" на разные авиакомпании и с прилетом в разное время и в разные аэропорты. 

По документам две Яны Бельских летали на ялтинскую конференцию. Заработалась, одновременно оформляла сразу пять командировок (журналиста, как волка, ноги кормят – приходится много ездить) – вот и получилось.

Ну, хоть народ повеселила.

Ялтинская телекабельная конференция. Итоговое. А лучше - планы на следующую

Яна Бельская
08.06.2015 02:17

Практически все, с кем мне довелось пообщаться на эту тему, были в восторге от конференции. Даже те, кто в принципе крайне редко ездит на такие мероприятия. Довольны были и местные операторы, и гости из СНГ и зарубежья, и, конечно, российские кабельщики и правообладатели – насыщенная и крайне полезная программа, интересные докладчики, волшебная "внеконференционная часть". 

Не говоря о месте – оно очаровало даже VIP-гостей из министерств и ведомств, они расслабились и были близки к народу, как никогда.

В будущем году организатор – АКТР – обещался подумать о более удобном и бюджетном месте (площадка действительно оказалась дороговата), но не менее красивом и удобном.

Со своей стороны, хочу поблагодарить организаторов за возможность поучаствовать, а еще за кучу поводов для размышлений и статей. И еще хочу пригласить всех наших читателей на конференцию Ялта-2016.

Ребята, приезжайте – не пожалеете!

А вот и видеорепортаж - Первый крымский телеканал оперативно сработал

Яна Бельская
08.06.2015 12:13

И еще сюжет от Первого канала