Согласно заявлению депутата Госдумы Антона Горелкина, предлагается разрешить использовать контент зарубежных кинопроизводителей и продолжать платить им авторские отчисления, даже если они этого не хотят.

Продолжается общественная дискуссия о том, как российским онлайн-кинотеатрам вести себя в условиях санкций. Два месяца назад звучали предложения фактически легализовать пиратство – что вызвало резкую критику экспертов и профильных ассоциаций. Сейчас обсуждается иная мера – введение механизма принудительной лицензии. Её смысл в том, чтобы разрешить использовать контент зарубежных мейджоров и продолжать платить им авторские отчисления, даже если они этого не хотят. Об этом в своем Telegram-канале написал депутат Госдумы Антон Горелкин.

По его словам, конкретные условия применения принудительной лицензии станут известны после завершения разработки соответствующего документа.

"Предварительная оценка отрасли по-прежнему скептическая: эксперты видят существенные риски в отношениях с правообладателями, опасаются блокировки приложений российских онлайн-кинотеатров и прогнозируют всплеск пиратства", – констатирует он.

При этом альтернативные варианты не предлагаются. "Видимо отрасль надеется, что отношение западных кинопроизводителей к российскому рынку поменяется", – предполагает он.

Перед внесением законопроекта на рассмотрение Госдумы документу предстоит пройти экспертный совет "Единой России", напомнил депутат.

Напомним, 11 мая ассоциация "Интернет-видео" (АИВ) выступила против распространения на фильмы, сериалы и музыку из недружественных стран механизма принудительной лицензии.

Ассоциация направила в профильные ведомства документ о недопустимости пиратства (есть в распоряжении Кабельщика). Там говорится, что любые законодательные ограничения исключительного права допустимы лишь при соблюдении трёх условий: 1) исключения должны касаться только определённых особых случаев; 2) исключения не должны наносить ущерба нормальному использованию произведения; 3) исключения не должны ущемлять необоснованным образом законные интересы автора.

Кроме того, авторы документа отметили, что более половины музыкальных и аудиовизуальных произведений, находящихся в легальном обороте в РФ (в т.ч. на телеканалах, в аудиовизуальных и музыкальных стриминговых сервисах). Они происходят из стран, входящих в актуальный перечень недружественных государств. Среди наиболее популярных и востребованных произведений доля иностранного контента еще выше и составляет 70-75%. 

"Таким образом, Россия станет юрисдикцией, в которой использование произведений без согласия автора или правообладателя станет преобладающей моделью. С учетом масштаба это можно назвать легализацией пиратства. Стирание грани между легальными и пиратскими ресурсами даст преимущество тем их них, которые не соблюдают никаких норм законодательства и распространяют любой контент, в том числе запрещенный", - подчеркнули в ассоциации.

Изменение российского законодательства, введенное вопреки нормам международного права, не будет признано иностранными правообладателями, а также иностранными и международными судебными инстанциями, считают в АИВ. По ее мнению, каждый факт нелицензионного использования произведений может и будет использован иностранными правообладателями против российских хозяйствующих субъектов несмотря на то, что они действовали в рамках российского права. 

"Возможно присуждение крупных штрафов и введение ответных мер ограничительного характера. Это также приведет к тотальной изоляции российских сервисов и невозможности развивать свой бизнес за пределами Российской Федерации, в том числе в странах не являющихся недружественными, но соблюдающими международное законодательство об интеллектуальной собственности", - подчеркнули в АИВ.

Также в АИВ считают, что предложения противоречат международным договорам Российской Федерации. Кроме того, проблему с временной невозможностью использования иностранного контента не следует решать изменением фундаментальных принципов защиты авторских прав.

Также среди выводов: 

- Объем рисков и негативных последствий для граждан Российской Федерации, российского бизнеса, а также для интересов Российской Федерации в целом – слишком велик и несопоставим с решением поставленной задачи. 

- Прямой финансовый ущерб российских хозяйствующих обществ в сфере кинопроизводства и аудиовизуальных сервисов от реализации предложения может быть критическим (предварительная оценка: 100-200 млрд рублей). 

- Ущерб, наносимый национальному человеческому капиталу, оценке не поддается. 

- Предлагаемое решение несет угрозу реализации национальных приоритетов Российской Федерации в сфере экономики и предпринимательства, культурной и гуманитарной сфере.