В Госдуму планируют ввести законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете

21.11.2022 15:42

Новый законопроект затронет соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы. Так, все владельцы сервисов, использующих рекомендательные технологии, должны будут обеспечить возможность "полного или частичного" отказа от их применения пользователями. Об этом пишет "Коммерсантъ". Помимо этого, Роскомнадзор сможет запрашивать данные о предоставлении или распространении информации с помощью данных технологий. Их нужно будет передавать в течение десяти дней после получения запроса.

Как отмечает издание, в документе оставят максимально широкое толкование, а поправки внесут уже ко второму чтению. На данный момент, законопроект направлен в Госдуму, внести его планируют до конца года. 

Законопроект о рекомендательных алгоритмах, дающий возможность их отключения, разрабатывает зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Он отмечает, что большая часть аудитории сервисов не понимает, что ее ленту формируют рекомендательными технологиями, а не сами зрители. Так, за счет этого, пользователи могут стать объектом манипуляции. 

Как считает директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян, наличие или отсутствие рекомендательных алгоритмов сказывается на доходности сервиса, а их отключение отрицательно повлияет на развитие технологий. Если законопроект будет принят, интернет-сервисам придется  пересматривать бизнес-модель. 

Один из собеседников "Коммерсанта" объяснил, что частично отключить рекомендательные технологии не получится, а полное их отключение слишком затратно, поскольку для этого необходимо будет поддерживать не менее двух версий платформы. 

Тема с регулированием рекомендательных сервисов актуальна с 2021 года. Его необходимость объяснялась тем, что контент на основе рекомендательных алгоритмов в Facebook, Instagram (запрещенные в России), YouTube и других интернет-ресурсах повышает риски социальных конфликтов. Против такой инициативы выступали владельцы социальных сетей и поисковых систем, онлайн-кинотеатров и технологических стартапов, разрабатывающих рекомендательные технологии. Рекомендательными сервисами пользуются все компании на российском IT-рынке, поэтому такое регулирование актуально независимо от наличия или отсутствия зарубежных игроков, отмечает собеседник издания.

Зампред Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Борис Едидин заявил, что регулирование направлено на защиту пользователей от злоупотреблений и будет распространяться абсолютно на все сервисы, в том числе и государственные системы рекомендаций.