Должно ли государство должно субсидировать установку приставок для приема цифрового сигнала?

Дотации в цифру

Операторы КТВ не идут в малые города из-за низкой рентабельности, а дорогостоящие приставки стандарта DVB-T2 могут оказаться не по карману местным жителям. Так может ли быть цифровое телевидение для всех, даром, чтобы никто не ушел обиженный?

Несмотря на то, что любые упоминания о бесплатной раздаче приставок населению исчезли из ФЦП по внедрению цифрового телевидения еще два года назад, тема субсидирования периодически опять оказывается на повестке дня.
«Кабельщик» опросил профессионалов рынка платного телевидения с целью узнать их мнение о том, как донести цифровой сигнал до каждого жителя нашей многомилионной страны. Мнения экспертов разделились: кто-то считал, что было бы неплохо субсидировать покупку DVB-T2-приемников для малообеспеченных семей, а кто-то от этого наотрез отказался. Кто-то сообщил, что проблема проникновения цифрового телевидения в небольшие города существенна, а кто-то и вовсе считает ее надуманной. Так можно ли обеспечить всех людей цифровым телесигналом? И что для этого нужно сделать?
Давайте попробуем в этом разобраться вместе с нашими экспертами.
 
 
Михаил Фастовец, Заместитель Генерального директора «Актив ТВ»:
«Когда речь идет о малых городах, я подразумеваю города численностью населения менее 10 000 домохозяйств. И, на мой взгляд, проблема внедрения цифрового телевидения в таких городах более чем существенна. Чтобы понять, какие телеканалы доступны их жителям, достаточно отъехать от МКАД на 50 км. Принимаются 2-3 канала, далеко не в лучшем качестве.
 
Я положительно отношусь к субсидированию государством стоимости приставок. Приставка для приема ЦЭТВ — удовольствие не из дешевых и многие себе ее позволить не смогут. А задача государства — обеспечить 95-процентное проникновение цифрового ТВ на всей территории России. И только тогда можно будет смело включать цифровой эфир.
 
Стимулирование операторов кабельного телевидения к тому, чтобы они предоставляли услуги в небольших городах, мне кажется, может стать эффективным. Но было бы лучше, если бы нашелся способ, при котором оператор имел бы возможность получать доход от абонентов цифрового эфирного ТВ — тогда он мог бы бесплатно раздавать приставки. Доход может быть от рекламы или интерактивных услуг — в нашей компании такие технологии уже разработаны и отработаны.»
 
Игорь Шеховцев, Директор по информационным технологиям ООО «Русич-ТВН»:
«Большинству телезрителей крайне безразлично, какое телевидение они будут смотреть — аналоговое или цифровое. Поэтому если оставить в эфире аналоговый соцпакет из 8 телеканалов, то большая часть населения небольших городов вообще никогда не перейдет на цифровое ТВ. Точнее, ближайшие лет 20, пока из продажи не исчезнут ТВ-приемники с возможностью приема аналогового сигнала. Основная масса людей, которые хотят смотреть больше телеканалов или иметь более качественный сигнал, уже подключилась к сети одного из операторов КТВ, либо поставили спутниковую антенну и смотрят пакеты спутниковых операторов. Я живу в городе, который выбрал модель развития с заселением пригородных районов коттеджами. У нас проблема просмотра ТВ с телевышки усугубляется низким качеством картинки и звука у местного ОРТПЦ при врезке рекламы, поэтому большинство людей переходит на спутник.
 
Я считаю, что субсидирование государством закупки приставок ЦЭТВ — это еще одна коррупционная кормушка. Тем более, это лишний раз подчеркнет, что телевидение в нашей в стране — дешевый товар. Лучше уж предоставить налоговые льготы частной компании, которая обеспечит малоимущих граждан приставками по льготной цене или в рассрочку.
 
Предоставление льгот для компаний, которые пойдут на маленькие рынки, я приветствую и считаю очень перспективным. Особенно это касается операторов спутникового ТВ с их армией партнеров-установщиков во всех городах. Да и операторов с технологиями MMDS и LTE можно заинтересовать этими направлениями. Эффективность налоговых послаблений для развития непопулярных или трудных направлений бизнеса наглядно демонстрирует нефтегазовая отрасль.»
 
Алексей Амелькин, Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател»:
«Тема цифрового телевидения в небольших городах несущественна, так как все давно уже решено: есть кабельные сети, есть, в крайнем случае, спутниковые операторы. Кто хотел подключить цифровое, а точнее, многоканальное ТВ, тот его уже подключил.
 
Что касается субсидий на приставки, то я плохо отношусь к любым «подаркам» населению от государства, так как это, с моей точки зрения, развращает людей. Людям надо давать возможность работать и зарабатывать, создавать рабочие места путем стимулирования бизнеса, производства, а не заниматься подачками. Не так давно мы очень радовались отмене льгот и замене их монетизацией, а сейчас снова возрождаются льготы... Я, как налогоплательщик, не хочу, чтобы государство таким образом разбазаривало деньги и плодило мне же конкуренцию.
 
Стимулирование операторов заходить в небольшие города, путем снижения налогов — абсолютно невероятный сценарий. Наше государство не стимулирует бизнес, и не верю, что когда-нибудь начнет. И я не думаю, что снижение налогов на работу оператора в маленьком городе поможет. Ну, если только их не отменят совсем (или почти совсем). Там, где можно вести бизнес, операторы уже работают, или скоро появятся. А где их нет, туда «дотягивается» спутник.»
 
Денис Рычка, Руководитель пресс-службы «Акадо»:
«Не стоит переживать о том, что цифровизация дойдет не до всех. Судя по аналитическим данным, которыми мы располагаем, белых мест на карте России не так уж и много. Даже если вы приедете в самый маленький городок, где есть трехэтажные или пятиэтажные дома, вы увидите, что и там уже есть операторы. Кроме того, сейчас хорошо развивается спутниковое телевидение, которое доставляет сигнал по воздуху.
 
Я считаю, что субсидирование приставок DVB-T2 было бы очень хорошим решением и наиболее подходящая модель для этого — это выдача сертификатов на получение оборудования. Человек может им воспользоваться, а может — не воспользоваться. Ведь у кого-то в этом потребности нет, потому что он абонент спутникового или кабельного телевидения. Это будет достаточно прозрачная схема. Но, естественно, должны быть предприняты дополнительные меры, чтобы оборудование не попало на рынок.
 
Говорить о том, чтобы государство стимулировало входить в небольшие города операторов уже поздно. Сейчас цифровое телевидение развивается по эфирной модели — решение уже принято. Но когда этот проект только обсуждался, АКТР предлагала вариант, при котором государство вложило бы деньги в раздачу сертификатов на оборудование. Люди могли бы обратиться с такими сертификатами к любому оператору и подключиться. Это дало бы дополнительные инвестиции в развитие бизнеса, и этот вариант менее затратный для государства.
 
Но с субсидированием тоже все не так просто. Дело в том, что крупные операторы и сейчас могут себе позволить развивать цифровое телевидение в малых городах. Для них будет очень хорошо, если государство окажет им финансовую помощь при входе на новый рынок. Но, кроме них, есть еще и небольшие операторы, которые обслуживают один-два города или поселка — это средний и малый бизнес, который эти субсидии на развитие вряд ли получит.»
 
Алексей Бугай, Заместитель Генерального директора по развитию бизнеса CTI:
«Не думаю, что у многих людей возникнут проблемы с приобретением цифровых приставок стандарта DVB-T2. Даже на начальном этапе они будут стоить не 4000 рублей, а гораздо дешевле. Мне кажется, максимальная цена на старте не превысит 2500-3000 рублей, потому что, я уверен, будет драка на рынке свободных производителей, и эта драка уменьшит стоимость приставки до 1500-1800 рублей, а может быть, и ниже. Производителей приставок DVB-T2 огромное количество, и их численность только пополняется. Недавно к ним присоединились и отечественные компании, от которых этого никто не ждал. И насколько я знаю, практически любой производитель может сделать приставку, подходящую под наше DVB-T2-телевидение.
 
 
Но, в любом случае, я считаю, что государство должно предоставлять субсидии. Когда цена на приставки упадет, у государства будет потрясающая возможность на этом сыграть и дешево подключить к телевидению тех, кто остался неохваченными этой программой, в связи с низким уровнем доходов. Что получится? Была драка, приставки упали в цене до (допустим) 1500 рублей, и те, кто не смог купить их и за эти деньги, получили их от государства.
 
Помимо этого, сейчас некоторые операторы сами субсидируют приставки для населения. Они могут давать их бесплатно, либо продавать за небольшую сумму (оплачивая оставшуюся часть самостоятельно). Хотя, операторам дарить приставки проблематично, но если они «плотно сидят» на каком-нибудь регионе, они идут на это, рассчитывая на выгоду в будущем. В качестве примера можно привести «Вымпелком» и «Ростелеком», раздающие недешевые приставки IPTV. Небольшие операторы, конечно, не могут себе этого позволить. Некоторые из них даже сами их не покупают — просто дают абонентам список рекомендованных приставок и отправляют их в магазин.»
 
Михаил Белошапко, Руководитель Дирекции программ и каналов «Рикор ТВ»:
«Лично я особой проблемы в получении цифрового сигнала в малых городах не вижу. В связи с последними президентскими выборами, интернет провели везде. А что мешает расставить передатчики? Ведь уже есть первый мультиплекс, были заявлены второй и третий. Так что все будет оцифровано. И если закончат не к 2015 году, как планировали, то задержатся максимум еще на пару лет.
 
Я за то, чтобы государство субсидировало приставки для ЦЭТВ. Но, опять же, чьи это будут приставки? Если их будет продавать Китай и приближенные ритейлеры, то это просто очередной распил. Но если эти субсидии будут выданы отечественным производителям, то все участники останутся в плюсе: государство получит площадку для общения с электоратом, электорат получит бесплатно (или очень дешево) доступ к цифровому сигналу, производитель получит рынок и заказы, оператор возможность предложить дополнительные услуги. 
Если рассматривать возможность внедрения цифрового телевидения путем стимулирования операторов КТВ, то не совсем понятно, зачем это государству. Маленьких операторов в городах итак хватает, а в некоторых их даже избыток. Также мне кажется, что антимонопольщикам надо лучше следить за крупными игроками, так как для них демпинг — довольно распространенный инструмент ведения конкурентной борьбы, а небольшим операторам итак сложно. Хотя порой они чувствуют себя в своих городах гораздо лучше, чем крупные операторы.
 
В общем, я считаю, что цифра будет. Она уже есть, просто ее надо развивать. Каким способом? Отвечу банально: все средства хороши, если они хороши для всех!»