Еще раз о методике ФАС по размещению линий связи в канализации и на опорах

Чего ждать от методики ФАС по размещению линий связи в канализации и на опорах?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила методические рекомендации, предназначенные для использования операторами связи специальных (канализация) и сопряженных (опоры воздушных линий электропередач) объектов инфраструктуры при расчете тарифов на предоставление доступа к ним. Методика должна вступить в силу после принятия новой редакции Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее – Правила недискриминационного доступа). 

Нам удалось выстроить диалог между ассоциациями региональных операторов и обсудить возможности и риски, которые несет новая методика формирования тарифов. Основной вклад в формирование диалога и позиции внес Алексей Леонтьев из АСТО, также пригодился опыт Дмитрия Крутихина из Ассоциации краснодарских операторов. Благодаря опыту ребят нам удалось глубоко изучить документы и сформировать общую позицию.

Базовые принципы методики расчета тарифов

В основе документа лежат базовые принципы Правил недискриминационного доступа.

Владельцем инфраструктуры взимается установленная на уровне экономически обоснованных затрат с учетом необходимой прибыли ежемесячная плата (тариф) на предоставление объектов инфраструктуры в пользование для размещения сетей электросвязи при условии фактического несения расходов.

Включать в состав тарифа за предоставление доступа к инфраструктуре расходы, учтенные в составе тарифа на предоставление иных услуг, связанных с использованием тех же объектов инфраструктуры, не допускается.

Тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры.

Владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования.

Дифференциация тарифов осуществляется без превышения тарифа, утвержденного на очередной расчетный период. 

Учет доходов и расходов на предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения раздельного учета доходов и расходов на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.

В целях недопущения двойного учета одних и тех же расходов владелец инфраструктуры распределяет общие косвенные и прямые расходы, относимые на объекты инфраструктуры, имеющие совместное использование, по базам распределения, закрепленным в учетных документах.

Тарифы за предоставление доступа к инфраструктуре рекомендуется актуализировать не чаще одного раза в год.

Формирование тарифов на доступ к специальным объектам инфраструктуры (канализация)

В состав тарифов на предоставление доступа к специальным объектам инфраструктуры (далее – Тариф 1) могут быть включены расходы по обычным видам деятельности, в том числе прямые и косвенные расходы, которые должны быть экономически обоснованными, а также необходимая прибыль.

Чтобы увеличить формулу здесь и ниже, кликните на нее

 

К экономически обоснованным по Тарифу 1 относятся расходы, связанные:

а) с проведением работ по техническому обслуживанию (ТО);

б) с ремонтом объектов инфраструктуры (Р);

в) с аварийно-восстановительными работами, в том числе проведением работ по переносу, переустройству сетей связи вследствие капитального ремонта, воспроизводством объектов инфраструктуры, в том числе проведением работ по модернизации, реконструкции, переустройству объектов инфраструктуры.

Пункт в) вызывает возражения, поскольку нарушает требования Правил недискриминационного доступа, в которых определено, что получение одной основной услуги – аренды не должно быть обусловлено другой – строительством линий связи, а также права оператора самостоятельно восстанавливать линии и выбирать формат возмещения, в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 6 федерального закона "О связи".

При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с нормативными правовыми актами и выдаваемыми организацией связи техническими условиями.

Вероятно, рассмотрение на ведомственном уровне методических рекомендаций повлияло на то, что в феврале 2022 года Минстрой внес законопроект, который упраздняет пункт 4 статьи 6 федерального закона "О связи".

При реализации инвестиционной программы в части обновления основных средств при расчете тарифа из состава экономически обоснованных затрат исключается фактическое значение амортизации и учитывается значение амортизации, полученное на базе стоимости основных средств на уровне текущих (прогнозных) цен с применением стоимости замещения основных средств.

Тут кроются основные риски, так как опыт большого числа операторов показывает, что посчитать на базе прогнозных цен можно просто космические показатели, поэтому мы обращаем внимание на этот аспект и будем просить ФАС о применении фактических данных по амортизации из бухгалтерского учета.

Формирование тарифов на доступ к сопряженным объектам инфраструктуры (опоры воздушных линий электропередач)

В состав тарифа на предоставление доступа к сопряженным объектам инфраструктуры (далее – Тариф 2) рекомендуется включать расходы по обычным видам деятельности, в том числе прямые и накладные (косвенные) расходы, которые должны быть экономически обоснованными, а также необходимую прибыль.

Пока все логично: есть расходы, есть прибыль, делим на количество опор, получаем тариф на размещение. С накладными расходами все также более или менее понятно.

   

А вот при оценке прямых расходов Тарифа 2 происходит разделение на использование расчета без применения или с применением укрупненных нормативных цен (УНЦ). Смотрим разницу:

Расчет среднегодовых общих расходов довольно сложен, но не лишен логики.

Коэффициентом долевого участия монополисты скорее всего тоже будут спекулировать, и у оператора сохраняется возможность в судебном порядке отстаивать свои интересы в рамках конкретной методики.

Применение укрупненных нормативных цен (02–06–02) типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства затрудняет применение конкретных данных бухгалтерского учета к абстрактным справочникам, которые учитывают не эксплуатационные аспекты объекта, а новое строительство, включая материалы, работы, затраты на проезд и размещение строителей.

Мы считаем важным отстаивать одну из основополагающих позиций, что учет доходов и расходов на предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, и применение УНЦ в методике недопустимо. Данную позицию и остальные замечания мы будем доносить до Федеральной антимонопольной службы России, с отрицательными примерами применения данных подходов из текущего опыта региональных операторов связи.