Геннадий Авдеев: налицо признаки стагнации в отрасли

06.04.2017 16:33
В отрасли связи уже не первый год идет тренд на импортозамещение. Как его оценивают игроки рынка, верят ли в конкурентоспособность российского "железа" и софта? На эти и другие темы мы поговорили с генеральным директором Telco Group Геннадием Авдеевым.
 
Кабельщик: Как бы вы определили основные тенденции ближайших лет в телекоме?
Геннадий Авдеев: Прежде всего — это все более тесная интеграция IP/IT, телеком и DVB технологий и бизнесов. При одновременной конкуренции и бизнесов, и технологий. И в этих процессах IT бизнес располагает значительно большими ресурсами всех видов, со всеми вытекающими.
 
Если говорить о нашей телевизионной телекоммуникационной отрасли, то постепенно на рынок выходит все больше устройств российской разработки и даже производства. Пока это не high-end кодеры и мультиплексоры, но спутниковые приемники, многоканальные дескремблеры, QAM-модуляторы, мультиплексоры (не мощные, а под конкретные задачи) уже во многом превосходят западные образцы. В линейке продуктов, которые мы поставляем, появились также отечественные узловые маршрутизаторы, веб-фильтры под требования Связьнадзора и другие устройства. И эта тенденция радостная, приятная. Все эти устройства конкурентоспособны по техническому уровню, а по цене тем более.
 
К.: И даже с китайскими могут конкурировать по цене?
Г.Авдеев: Да, они конкурентоспособны во всех отношениях. Даже крупные операторы начинают приобретать это оборудование и ставить на своих сетях, использовать в хороших масштабах. Это импортозамещение в лучшем смысле этого слова.
 
Что касается собственно технологий, то мы наблюдаем миграцию телекоммуникационного оборудования от классических "железных" (аппаратных) реализаций к программным решениям на специализированных или стандартных серверах, и далее в облака, к виртуальным платформам. Раньше мы говорили об этом и наблюдали отдельные образцы от молодых компаний, а теперь видим как Ericsson, Harmonic и другие гранды совершают технологический поворот в эту сторону. 
 
К.: Такие решения выгоднее для оператора?
Г. Авдеев: Выгодней или нет с точки зрения денег — это надо считать и смотреть в каждом конкретном случае. Например, для одного-двух каналов может оказаться целесообразней аппаратный кодер, а для нескольких десятков, скорее всего софтовый. Но это, несомненно, более гибкие решения, и их жизненный цикл может оказаться дольше, чем у хардверных решений, потому что как-то улучшить или изменить функционал путем апгрейда софта легче, быстрее и дешевле, чем заменить железо или материнскую плату. Кроме того, сокращается цикл разработки и ее стоимость, потому что создается общее программное ядро сразу и для серверного решения, и для виртуального облачного решения. Облачная технология позволит операторам или телеканалам выйти на рынок и начать свой бизнес, покупая услугу в облаке, а закупать оборудование и строить собственную головную станцию лишь тогда, когда станут понятны перспективы бизнеса. Это, наверное, облегчит новичкам вход в медийный бизнес.
 
К.: И как это влияет на ваш интеграторский бизнес?
Г.Авдеев: Наверное, не самым лучшим образом, если говорить об облаке. Если клиент идет в облако, ему практически не нужен интегратор — он подписывает контракты с разработчиком ПО и дата-центром, и начинает работать. А что касается решений на базе серверных платформ, то здесь для нас изменения не столь значительны.
 
Еще один тренд: кодирование HEVC (H.265) реально заработало в России. Решения стали понятными по цене, в наличии все устройства для построения нормальной технологической системы от вещателя до зрителя.
 
Геннадий Авдеев, Telco Group
 
К.: Потребителю придется другие сет-топ-боксы покупать?
Г.Авдеев: Да, и это, конечно, проблема. Но она была всегда — обновлялись же мы при переходах с DVB-T на DVB-T2, MPEG-2 на MPEG-4, от SD к HD и т. д. Ну, будет и еще один переход. Это неизбежно, так было всегда, но каждый следующий был легче предыдущего. Вспомните, сколько стоили и как выглядели первые спутниковые приемники и сколько стоят сейчас HDMI донглы. Все будет зависеть от объема и состава абонентской базы операторов, от выбранного ими сценария перехода: мягко, параллельно внедряя новый кодек сначала на премиальных каналах HD и UHD, постепенно переводя остальные каналы, или скачком, заменив предварительно весь парк старых приемников. На весах CAPEX (затраты на модернизацию головных станций и абонентских приемников) и OPEX (затраты на аренду транспондеров и магистральных каналов связи).
 
К.: Как вы видите перспективы 4К и 8К?
Г.Авдеев: В ближайшем будущем перспектив не вижу. В глобальном масштабе наша отрасль пытается нащупать драйверы роста. В качестве одного из них многие видят или очень хотят видеть 4K. Вспомните фальстарт с 3D и другими технологиями. Различные эксперты и аналитики спешат утверждать, что UHD революция стартовала, и опоздавшие на поезд горько пожалеют. И все лишь на том основании, что население рублем, долларом, юанем и тугриком якобы уже проголосовало "за" и массово покупает только UHD телевизоры. При этом они молчат, что 90% владельцев этих телевизоров видели 4К только в магазине, и купили 4К телевизор просто потому, что производители лишили их выбора, перестав выпускать Full HD панели. 
 
Реально, сегодняшнее Ultra HD это только разрешение 4K и модная наклейка на телевизоре. Эксперты утверждают, что разница между Full HD 1080p и 4K заметна только на расстоянии до 1,6 м от экрана. В России диван всегда стоит дальше, так что наш потребитель разницы не увидит, и вряд ли можно будет уговорить его добровольно потратить деньги на то, чего он видит. Тем более, что и смотреть пока нечего.
 
Зато телезритель с дивана мог бы сразу увидеть в FullHD "вкусную" реалистичную картинку от High Dynamic Range, услышать новый глубокий звук Dolby Atmos, увидеть другие спорт и action в High Frame Rate. Это реально оживляет происходящее на экране и за это легче заплатить. И гораздо дешевле сделать. Добавится процентов 25 к полосе сигнала, и наши сети это без проблем выдержат. А переход на Ultra HD дорог во всех звеньях процесса. Как говорят специалисты BBC, переход на Ultra HD потребовал полной замены всего студийного оборудования, стоимость контента выросла приблизительно в 2 раза. А большинство наших федерального масштаба телеканалов до сих пор даже на HD не перешли. Может быть, они мудро ждут Ultra HD, чтобы уж сразу...
 
Часто спрашивают, какой контент будет стартовым ускорителем Ultra HD? В отличие от HD и 3D, у Ultra HD пока видится только один драйвер — это спорт. Будет ли этого достаточно? Поживем — увидим. 
 
К.: А что из вашего ассортимента уходит с рынка?
Г.Авдеев: Harmonic объявил о прекращении производства кодеров 8000 и 9000 серий, а также мультиплексоров 1000 серии в связи с переходом на линейку виртуальных машин и софтовых кодеров. Эти аппараты сегодня — основные рабочие лошадки большинства головных станций в России. Это и грустно, и интересно.
 
В связи с широким внедрением транскодеров упали потребности рынка в декодерах. Телеканалы и операторы, в кабинетах которых раньше нельзя было упоминать китайские бренды, теперь охотно их применяют.
 
К.: Что можете сказать о динамике вашего бизнеса за последние пару лет? Какова она, и что впереди светит?
Г.Авдеев: Динамика, как у всех, невеселая. Вспомните, сколько на CSTB было интеграторов и дистрибьюторов 2, 3, 4 года назад и сколько их сегодня? Только за прошедшие полгода прекратили свое существование два уважаемых интегратора. Налицо признаки стагнации в отрасли. Программа цифровизации в основном выполнена. Проекты, начатые до кризиса, какое-то время тянулись, они в нашей отрасли долгие, но все, так или иначе, завершились, а чего-то нового, большого и интересного, не видно. Есть небольшое поступательное развитие: кто-то каналы добавил, кто-то на HD перешел, кто-то заменил устаревшее оборудование, но качественного или количественного улучшения не предвидится. В ближайшей перспективе будет поддержание существующей инфраструктуры и расширение абонентской базы. 
 
Была надежда на чемпионат мира по футболу, что он станет каким-то драйвером, который перезапустит нашу отрасль. 2 года назад от Минсвязи исходили интересные запросы на новые технические решения. В итоге генподрядчики — строители, которые рулят телекомом через субподрядные IT компании, результат по финансированию и техническим решениям — на уровне средних региональных кабельщиков 3-5—ти летней давности.
 
К.: Спасибо!
 
 
Беседовал Юрий Курочкин