Герои переломного года. Часть I

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. А может и совпадать. Редакция все равно никогда не признается.
 
Каждый год в аналогичном обзоре мы удивляемся тому факту, что на наш разнообразный и внешне насыщенный рынок снова вышло приличное количество новых игроков. Прошедший 2014-й не был в этом смысле особенно бурным. Но все же приятно, что среди нас столько по-настоящему мужественных, бесстрашных и оптимистичных смельчаков, ведь только такие люди могли выводить новые каналы на рынок в прошлом году. Те, что запустят каналы в 2015-м, уже не смогут квалифицироваться как герои. Это будут либо сумасшедшие, либо очень информированные бизнесмены.
 
Впрочем, понятно, что решения о запуске принимались не за неделю до выхода канала на рынок, и мы поем героям славу скорее за то, что не отказались от своих амбициозных планов. Ведь планировали они свои стратегии в одной рыночной ситуации, а вышли на зрителя в совершенно другой. Причем радикальные преобразования, связанные непосредственно с рынком платного телевидения, соединились с глобальными финансовыми потрясениями. Не говоря уж о политических мотивах, от которых почти все производители старательно дистанцируются, но политика настигает их в самых неожиданных местах.
 
Итак, представляем вашему вниманию традиционный годовой обзор "Кабельщика" новых каналов, пришедших на российский телевизионный рынок. Есть подозрение, что в начале 2016 года такой обзор будет выглядеть совершенно иначе.
 
ТНТ-Comedy
Телеканал начал вещание 1 сентября 2014 года. Проект называют международной версией канала ТНТ, обладающей правами на трансляцию программ по всему миру. Официально было объявлено, что канал создан для русскоязычного населения, проживающего за пределами РФ, а также российских и русскоговорящих туристов по всему миру. Что ж, эта аудитория в числовом выражении будет достаточно устойчива: ситуация, приводящая к уменьшению числа российских туристов, неизменно вызывает рост русскоязычного населения, проживающего за пределами РФ.
 
Бренд ТНТ в представлениях не нуждается и многих букв не требует, а сетка ТНТ-Comedy на 75% дублирует программную сетку основного ТНТ, остальная же часть эфира адаптируется под каждый регион вещания. То есть представить себе сетку нетрудно и без телекритики. У ТНТ лицо узнаваемое, и все зрители делятся на три категории: тех, кто канал беззаветно любит, тех, кто относится к каналу негативно, и наконец, тех, кто канал любит тайно.
 
СТС love
Запущенный СТС-Медиа канал принял на себя часть популярного контента с канала "материнского". Уж не знаю, как это связано с названием, но основу сетки СТС love составляют долгоиграющие сериалы, аудитория которых была успешно сформирована телеканалом СТС. Всевозможные "Ранетки", "Папины дочки", "Амазонки", "Студенты" и многие другие. Включая проверенную временем "классику", вроде "Не родись красивой".
 
В том, что у нового канала нашлась и будет дальше находиться благодарная аудитория, нет никаких сомнений. Писать что-то отдельно о самой сериальной продукции, наверное, особой необходимости нет.
 
"Мульт"
Мультипликационный телеканал, ориентированный прежде всего на детей от 1,5 до 6 лет. В эфирной сетке популярные мультсериалы российского производства: "Белка и Стрелка", "Маша и Медведь", "Лунтик", "Смешарики", "Фиксики", "Барбоскины", "Паровозик Тишка", а также классика "Союзмультфильма" и Гостелерадиофонда. Тут, собственно, и говорить не о чем — беспроигрышный вариант. Самая важная аудитория, для которой родители ничего не жалеют, и устойчивое сочетание "наши добрые мультики" в противовес вызывающим подозрение иностранным. Канал, и без того "обреченный на успех", получил еще и мощную поддержку на эфирном ТВ.
 
"Мульт" оказался настолько востребован, что потенциальные зрители звонили даже нам в "Кабельщик" с настоятельным требованием включить канал. Ведь в области мультипликации российский потребитель, как нигде, готов к "импортозамещению". Правда, тут, как и в других отраслях, все же ощущается некоторый дефицит отечественной продукции.
 
Ducktv
Ducktv — телеканал для малышей, пришедший к нам из Восточной Европы летом 2014-го. Отличается редкой для насыщенного детского сегмента нишей — он ориентирован на детей в возрасте от 6 до 36 месяцев. Как говорят производители, канал нацелен на обучение маленьких детей первым важным навыкам в игровой форме, а в разработке программ участвуют детские психологи.
 
Я не детский психолог, и 36 месяцев мне стукнуло довольно давно, а ребенка соответствующего возраста под рукой не было, так что оценить достоверность заявленного мог только на умозрительно. Персонажи анимационных программ нарисованы простенько, но без диких для глаза условностей и странных деталей. Цвета не раздражают, голоса минимум, всё на экране куда-то ходит, что-то делает (в основном, полезное) и походя обучает важным навыкам. Никаких особых противоречий с заявленными целями и задачами нет. Разве что навыкам письма канал обучает на латинице, что и понятно, — Ducktv все-таки иностранный канал.
 
ЕГЭ ТВ
Телеканал на момент написания обзора был доступен лишь на платформе "Орион Экспресс" и на собственном сайте в онлайн-трансляции. Появление такого канала на рынке, не будем скрывать, вызвало одну из традиционных волн закатывания глаз с восклицаниями: "Чего только не придумают!" Только впечатление это было вызвано не программной сеткой (ее закатывающие глаза к моменту восклицания еще не видели) или какими-либо другими объективными обстоятельствами. Срабатывали не самые лучшие ассоциации массового сознания россиян с тремя буквами — ЕГЭ. Единый государственный экзамен был и остается бичом выпускников и родителей и ночным кошмаром учеников средней школы, а также их родных. В 2014 году ЕГЭ в России сдавали 748 000 человек. Еще примерно столько же весь прошлый год мучительно думали о сдаче ЕГЭ в 2015-м.
 
Так вот новый канал призван скорее эти кошмары нейтрализовать. На рынок выведен образовательный канал практического плана, прежде всего связанный непосредственно с подготовкой к единому государственному экзамену. В сетке телеканала не только передачи для подготовки по отдельным предметам, но и обобщенные программы: "Как готовиться к ЕГЭ", "Как выбрать репетитора?", "Нововведения в ЕГЭ". Но кроме этого телеканал предлагает вполне традиционный для образовательного канала набор документальных, художественных и даже мультипликационных фильмов.
 
Private TV
Этот телеканал в России (как и во многих других странах) позиционировался как результат ребрендинга эротического канала Daring! TV. Правда, объявлен был не просто ребрендинг, речь шла и совершенно новом содержании. Мне особенно понравилось описание канала на одном из интернет-ресурсов: "Канал адресован всем тем, кто разделяет ценности Private..." Я разделяю, но сразу сказать, чем отличается новый канал от прежнего, не могу. Предлагаю качественные эротические изменения оценить знатокам.
 
Впрочем, не всякий знаток сразу найдет, где ему поглядеть на достойную эротику. Телевидение этой тематики, хотя и не отвергается операторами, но находится в некотором загоне. Регулятор, конечно, может, не глядя, выдать эроканалу развлекательную лицензию, а то и образовательную (есть прецеденты), но все равно сложности с легализацией в этой тематической нише большие.
 
Hunting Action
Канал про охоту и рыбалку — тема для настоящих мужчин, широкая и, по-видимому, неисчерпаемая. Дистрибутор канала особо указывал, что, в отличие от себе подобных, Hunting Action сосредоточен на картинке, а не на голосовом сопровождении. Таким образом, вроде как не было особого смысла дублировать канал на русский. Его и не дублировали. Справедливости ради стоит отметить, что оригинал действительно немногословен. Когда, к примеру, показывают съемки охоты на кабана, слышны только восклицания промахнувшихся охотников, в переводе, как нетрудно догадаться, не нуждающиеся.
 
Если серьезно, то на Hunting Action по-честному крутят кадры с охоты и хронику больших рыбалок. Интересно ли это охотникам и рыболовам, могут судить только они сами. Или опытные программные директоры.
 
Amedia HIT
Формально это канал компании Amedia надо было бы оставить для обзора по итогам этого года, так как первым днем его работы считается 1 января 2015 года. Но мы позволили себе вольность, с учетом того, что премьера канала состоялась в конце 2014-го. Канал снова разыгрывает тему, которая позволила Amedia стремительно ворваться на рынок платного ТВ и прочно на нем закрепиться. Это новый сериальный проект, отличающийся тем, что в основе его лежит горизонтальное программирование, проще говоря, идея "запойного смотрения". То есть телеканал рассчитан на тех, кто ненавидит заканчивать просмотр "на самом интересном месте", а желает смотреть много серий любимого сериала подряд. Не у всех на такие марафоны есть досуг, но практика показывает, что любителей "телезапоев" среди зрителей достаточно много.
 
Коллекция, как всегда у этого бренда, хороша: от "Твин Пикса" и "Секса в большом городе" до "Игры престолов" и "Шерлока". А также новинки, которым еще только предстоит завоевать зрительские симпатии. Вообще, Amedia профессионально "закрывает вопрос" с сериальным показом: Amedia Premium в сочетании с Amedia HIT при поддержке Amediateka (в Smart TV) со впечатляющей коллекцией создают общий сериальный продукт, с которым непросто конкурировать.
 
Eureka HD
Новый познавательный канал обширного семейства "Первого ТВЧ" в HD-качестве. Программный набор для каналов этой немаленькой тематической ниши вполне традиционный, что, собственно, нельзя назвать недостатком. В эфире Eureka HD документальные фильмы про разные области человеческого знания, а также покупные познавательные шоу-программы. Добротный познавательный канал без излишеств.
 
Animal Family HD
Еще один канал семейства "Первого ТВЧ", и тоже сразу выпущенный в HD. История с животными сама по себе почти беспроигрышная. Но Animal Family HD делает ее абсолютно выигрышной, сосредоточившись на программах, посвященных взрослению детенышей разных видов животных, их спасению, воспитанию и адаптации. Получился, как и задумывалась, канал для совместного семейного умиления. Проверено на собственной семье. Дети в восторге, да и взрослых оттягивает, кроме самых отпетых зоофобов. 
 
Страшное HD
Компания "НКС Медиа" по заказу "Ростелекома" сделала уже второй проект про страшное. Видимо, потребность населения в телевизионных ужасах, в противовес ужасам реальным, стала так возрастать, что старого доброго "настоящего страшного телевидения" уже не хватает. Новый канал сделали сразу в HD, чтобы страшнее было. Изначально "Страшное HD" производится исключительно для сетей "Ростелекома", но впоследствии не исключается и более широкая дистрибуция. Программная сетка — сплошные именины сердца: "Крик в общаге", "Эпидемия", "Мрачные небеса", "Сезон убийств"... В общем, страшно.
 
Paramount Channel
Снова речь пойдет о телеканале, эксклюзивно распространяемом в сетях "Ростелекома". Paramount — бренд широко известный, про него нет смысла слишком много говорить. Снежная гора на синем фоне давно стала знаком кинематографического качества. Старейшая американская киностудия, пару лет назад перешагнувшая столетний рубеж, по-прежнему регулярно покоряет вершины рейтингов по сборам и количеству снятых фильмов.
 
Paramount Channel предлагает отечественному зрителю подборку из коллекции знаменитой студии, охватывающую разные годы и жанры. В частности, давая шанс новому поколению киноманов познакомиться с настоящей киноклассикой.
 
E! Entertainment
Телеканал заменил в сетях Diva Universal, и так же, как рыночный предшественник, ориентирован в основном на женскую аудиторию, но имеет совершенно иное лицо и концепцию. Этот канал — истинный специалист в области светской жизни. Причем в светской жизни не только международной (E! Entertainment — признанный в мире эксперт в этой области), но и в российской. Благодаря работе над обзором я узнал, что на свете есть Ким Кардашьян и что в мире есть масса людей, которым небезразличны ее личная жизнь и наиболее заметные части тела. Теперь я даже знаю, что у нее есть две сестры и брат (возможно, что это уже лишнее знание).
 
Дневной просмотр телеканала заменяет прочтение большой стопки глянцевых журналов, что, между прочим, исключительно экономично, учитывая соотношение стоимости подписки на кабельное телевидение и печатного гламура. Про мировых селебрити E! Entertainment знает вообще всё: где и сколько у них врачи отрезали и куда пришили, сколько стоили их свадьбы, что они наденут на открытие кинофестиваля, и о чем они думали за завтраком. Причем есть программы, которые любопытно смотреть даже людям, находящимся на космическом удалении от проблем светской жизни. Меня, к примеру, позабавила программа "Полиция моды", в которой заводной и неполиткорректный коллектив весело обсуждает звездную манеру одеваться.
 
______________________
 
Все необходимые сведения общего и технического характера о телеканалах, описанных в обзоре, вы сможете найти в самом полном сетевом каталоге каналов "Кабельщика".