Итоги 2020 года: рынок платного ТВ все еще в плюсе

Рынок

В то время как на глобальном рынке платного ТВ по итогам 2020 года ожидается сокращение – пандемия ускорила отток абонентов, в России сохранилась положительная динамика. Операторы ШПД успешно осваивали потенциал перевода своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV, отключения сократились: телевизор в прошлом году стал развлекательным средством номер один. Повышенный спрос на услугу платного ТВ, вызванный вынужденным затворничеством, многие крупные операторы поддержали акциями для новых абонентов.

В результате, хотя темпы роста абонентской базы и снизились почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом – 1,6% против 2,5% в 2019-м, число абонентов на насыщенном рынке все еще продолжало расти и по итогам года превысило 46,1 млн. Проникновение услуги увеличилось еще на 1 п.п. и составило 81%.

После впечатляющих темпов роста выручки в предыдущие годы 1,5% 2020-го выглядят очень скромно. На доходах операторов сказалось снижение денежных поступлений во IIквартале, когда операторы в период самоизоляции не отключали абонентов при нулевом балансе и предлагали значительные скидки вновь подключившимся. В III квартале средний счет на абонента (ARPU) восстановился до уровня I квартала, а сезонный подъем в IVквартале вывел год в небольшой, но все же плюс. Объем рынка составил 104 млрд рублей.

ARPU– впервые за всю историю развития рынка платного ТВ – сохранился на уровне прошлого года (189 рублей). Снижению этого показателя (чего можно было бы ожидать, учитывая провальный II квартал) препятствовало повышение тарифов в начале года, которое успели провести некоторые операторы.

Технологии

Единственной растущей технологией в 2020 году осталась IPTV, при этом показатели роста абонентской базы в этом сегменте даже превысили те, что были в 2019-м. По предварительным прогнозам "ТМТ Консалтинг", прирост числа IPTV пользователей составил свыше 700 тыс. Традиционно основной вклад в него внесли крупнейшие ШПД провайдеры – Ростелеком, МТС и "ВымпелКом". Факторами роста стали продолжающееся строительство и модернизация сетей, продвижение пакетных тарифов, лучшее наполнение услуги по сравнению с КТВ и спутниковым ТВ. На долю локальных операторов пришлось всего около 5% новых подключений.

Рост абонентской базы по сегментам, 2020П / 2019

* Кликните на картинку, чтобы увеличить ее
 
 

В сегменте спутникового ТВ начался отток: несмотря на то, что снижение абонентской базы в I и II кварталах почти полностью компенсировал сезонный подъем в конце года, в целом по его итогам динамика впервые оказалась отрицательной. Размер абонентской базы сократился у трех крупнейших операторов спутникового ТВ – "Триколора", "Ориона", "НТВ-Плюс".

Единственным растущим оператором стал МТС, чьими конкурентными преимуществами являются наличие пакетного предложения с ШПД и сотовой связью и невысокая стоимость оборудования. По итогам года абонентская база оператора преодолела миллионный рубеж – вероятно, вскоре МТС потеснит "НТВ-Плюс" с 3-го места в спутниковом сегменте.

В сегменте кабельного ТВ отток близок к уровню 2019 года – около 1%. Абонентская база сократилась на 150 тыс. Тем не менее сегмент продемонстрировал положительную динамику в выручке: повышение тарифов в начале года рядом операторов (в частности, Ростелекомом и "Акадо" до 245 рублей в Москве) привело к тому, что сегмент КТВ по выручке вырос больше рынка в целом.

Структура рынка платного ТВ по технологиям, 2020П

По абонентам                                    По доходам

 

Динамика ARPU в 2020 году была разнонаправленной: если в спутниковом ТВ средний счет практически не изменился, а в КТВ он вырос за счет повышения тарифов, то в IPTV впервые произошло снижение – сказались акции и рост числа абонентов конвергентных тарифных планов.

Изменение среднего счета на абонента (ARPU), руб. без НДС, 2020П / 2019

Операторы

Как и в 2019 году, основной рост происходил за счет двух операторов – Ростелекома и МТС. По предварительным оценкам "ТМТ Консалтинг", абонентская база обоих операторов выросла за год примерно на 360 тыс. Ростелеком рос благодаря новым подключениям к IPTV, а также вследствие M&Aактивности: оператор в течение года приобрел несколько компаний, крупнейшие среди которых М2С (Мурманск), "Архангельская телевизионная компания", "Планета" (Екатеринбург), "MB-Самара".

Компания МТС равномерно росла по трем направлениям: увеличилось число абонентов IPTVв Москве и Московской области, спутникового ТВ – по всей России, число абонентов КТВ стало больше за счет активного продвижения конвергентных тарифов.

"ЭР-Телеком" также совершил в 2020 году несколько покупок: интерес оператора привлекли "Новые Телесистемы" (НТС) в Томской области, "Конвекс" в Свердловской и "Дианэт" (Алтайский край). Приобретения позволили оператору сохранить положительную динамику.

Крупнейшие спутниковые операторы – "Триколор" и "Орион" – потеряли за год часть абонентской базы. Негативное влияние на бизнес компаний, кроме доступности цифрового эфирного телевидения, оказало сокращение денежных поступлений от существующих абонентов: пользователи выбирали более дешевые пакеты. "Триколору" компенсировать потери традиционного бизнеса помогли новые услуги, которые оператор активно развивает в последние годы – спутниковый интернет, умный дом, облачное видеонаблюдение, страхование.

Структура по операторам, 2020П

Абоненты

Доходы

Регионы

Практически во всех регионах число абонентов в 2020 году продолжало расти: даже в ЦФО, где проникновение услуги приближается к 100%, оно увеличилось еще на 1 п.п. Свой вклад в рост внесли компания МТС, продолжающая строительство сетей в московском регионе, и многочисленные локальные операторы ШПД, предлагающие подключение в пакете к таким решениям как "Смотрёшка", "24 ТВ" и т.п. Больше других выросло проникновение услуги в уральском регионе, Сибири и на юге, в первую очередь благодаря Ростелекому. На эти три региона, где проживает 38% населения РФ, пришлось свыше половины новых подключений крупнейшего IPTV оператора.

Первым федеральным округом, где рост абонентской базы остановился, стал в 2020 году Северо-Запад, один из двух округов, где уровень проникновения превышает общероссийский.

Проникновение услуги платного ТВ, 2020П / 2019

Разрыв в средней стоимости услуги заметно снизился и теперь составляет 53 рубля между ЮФО (самая высокая доля спутникового ТВ) и ДВФО (высокое проникновение IPTV).

Средний счет на абонента (ARPU) в федеральных округах, 2020П

Прогнозы

По прогнозам "ТМТ Консалтинг", 2021-й, скорее всего, станет последним годом положительной динамики абонентской базы, при этом рост если и будет, то совсем незначительным – десятые доли процента, он станет происходить исключительно за счет остаточного потенциала подключений к IPTV в пакете с другими услугами. Направление развития российского рынка в целом соответствует общемировому: отток в сегменте кабельного ТВ ускорился, в сегменте спутникового ТВ наступила стагнация. При этом переключение на ОТТ сервисы пока не является столь очевидным трендом, как на североамериканском рынке. Фактором, препятствующим оттоку, остается низкая стоимость услуги – при ARPU в 189 рублей можно ожидать, что еще долгие годы домохозяйства будут сохранять хотя бы одну подписку на платное ТВ.

Темпы роста выручки, по прогнозам "ТМТ Консалтинг", в 2021-м немного возрастут по сравнению с предыдущим годом – до 2–3%, объем рынка составит 107 млрд рублей.