Краткие итоги Multiservice-2015. День первый

05.05.2015 16:54
Неделю назад в Екатеринбурге состоялся ежегодный форум Multiservise. "Кабельщик" вел репортаж с данного мероприятия, однако, для тех, кто его не осилил или попросту не видел, решил также выпустить статью с краткими итогами MUSE-2015. Материал мы разбили на несколько частей. 
 
Итак, день первый. Начался он по традиции с общения с представителем регионального Роскомнадзора. На сей раз "отдуваться" за регулятора приехал Ермаков Александр, заместитель руководителя РКН Уральского федерального округа. Его выступление в основном касалось практики исполнения 258-го приказа, касающегося требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию. Напомним, с 1 января 2015 года введен уведомительный порядок ввода в эксплуатацию объектов и сетей связи.
 
Александр Ермаков, заместитель руководителя РКН Уральского федерального округа
 
По словам Ермакова, сейчас работа по данному документу идет исключительно на заполнение реестра. Регулятор получает информацию о сетях и заносит ее в соответствующий документ. Также Роскомнадзор старается оперативно реагировать на все запросы со стороны операторов, поступающие в связи с нововведением, но отмечает, что не всегда ему удается сделать все, что запланировано. "С точки зрения вступления в силу 258-го приказа, вопросов по его применению было листов на 12, — поделился Александр. — Естественно, мы были запрограммированы на какие-то отклонения опыта. Относитесь, пожалуйста, с пониманием к взаимодействию с нами".
 
После недлительного общения с регулятором, на сцену поднялись Виталий Корнеев из "Видикон", Искандар Бахтияров из "Уфанет", "Михаил Ковальчук" из "Сигнал Медиа" и Александр Васильев из LanTa, чтобы обсудить тему базового пакета — пора ли ему становиться цифровым или еще не отыграл век аналогового базового предложения?
 
Компания "Видикон" решила, что пора. "Я отказываюсь от аналогового базового телепакета и перехожу на базовый цифровой", — заявил с трибуны Виталий Корнев, добавив, что рынку необходимо расширять a la carte-предложение и делать акцент на закрытые пакеты, чтобы операторы могли зарабатывать на продаже приставок и CAM-модулей. 
 
 
Круглый стол "Пора ли базовому пакету стать цифровым?"
 
Схожее мнение озвучил Искандар Бахтияров: "Лучший выход для оператора — "открытая цифра". Аналоговый пакет должен умирать. Мы не можем посягать на цену, но можем посягать на услугу. Должен быть большой цифровой пакет без всяких set-top-box’ов, наворотов. Все как можно проще, как можно легче для абонента".
 
После главы "Уфанета" слово перешло к Михаилу Ковальчуку, который решил увести беседу немного в сторону. "Мы опять свалились к обсуждению взаимоотношений операторов и телеканалов. Основную проблему я вижу в том, что мы не смотрим на услугу глазами потребителя. Вы спросите его, чем отличается цифровая услуга от аналоговой. Он не знает, что такое цифровая услуга", — заявил он.
 
В этой связи, оператор должен задуматься не над тем — аналоговым ли оставлять свой базовый пакет или все же переместить его в цифру, а как продать услугу. 
 
"Нельзя заставлять потребителя думать — как только он начинает думать, он начинает смущаться и может уйти к другому оператору", — считает Михаил. Выходом из этой ситуации Ковальчук считает грамотный маркетинг, который, к сожалению, в нашей стране пока не является сильным инструментом. 
 
"Еще одна проблема нашего рынка — маркетинг, а точнее, его отсутствие. Что это за 100 каналов, которые продает провайдер? Он не понимает, что такое каналы и как их расставить в системе координат своей сети. А ему еще нужно объяснять потребителю, что это за услуга и для чего она ему нужна. Причем не так, что "вот тебе 200 каналов за 200 рублей" — ТВ-услугу надо пояснять, ее ценность надо разъяснять", — расширил свою мысль глава "Сигнал Медиа".
 
В то время, как Михаил Ковальчук призывал операторов объединиться с каналами для совместного продвижения услуги до потребителя, Александр Васильев призывал сделать упор на работу с прогрессивной частью абонентской базы.
 
"Я бы предложил подумать о том, чтобы сделать ТВ более интерактивной услугой", — прокомментировал Александр, попутно рассказав о проблемах его компании LanTa с телекомпанией Discovery.
 
"Мы не сошлись с Discovery в том, на каких финансовых условиях брать их каналы. Но прежде чем убрать пакет их телеканалов, мы решили провести опрос среди наших зрителей. Выяснилось, что 50% наших абонентов смотрят эти каналы, 17% сказали, что "мы фанаты и готовы платить дороже", остальные сказали, что "мы фанаты, но не готовы платить больше". Как результат, LanTa пришлось продавать каналы Discovery через сторонний OTT-сервис.
 
"Получается парадоксальная ситуация, что напрямую мы не можем с каналом договориться, а через третьи руки — да", — резюмировал Александр.
 
Вильнувшую было в другое русло тему круглого стола вернул в заданное направление Михаил Горячев из "Триколор ТВ", примкнувший к обсуждению. "Есть базовая услуга. Аналоговая она или цифровая — зависит от готовности оператора вкладывать в свое развитие, ведь, по большому счету, это его инвестиционная программа. Если оператор готов смотреть в будущее, он готов вкладывать в цифровизацию".
 
Михаил Горячев, "Триколор ТВ"
 
Вместе с тем Михаил признает, что "цифра" идет тяжело, и виной тому не только финансовые возможности операторов, но и желание телеканалов. "Чтобы продвигать "цифру" правильно и хорошо, надо действительно ухудшать аналоговую услугу. С этим не согласны крупные телеканалы", - констатирует Горячев, но при этом отмечает, что в этом плане всегда хорошо шли на уступки ребята из "Сигнал Медиа". "Они были готовы переходить из аналога в "цифру" в ущерб себе", - говорит Михаил.
 
По мнению Горячева, аналоговое ТВ - это тупиковая ветвь, поскольку 80% бизнеса аналоговых операторов — это не их бизнес, а бизнес РТРС. Ведь большая часть самых смотрибельных телеканалов — это эфирные каналы, которые предлагает в бесплатном цифровом эфире РТРС. И когда два мультиплекса заработают по полной программе, кабельным операторам придется непросто.
 
"Слава богу РТРС работает очень плохо и у нас пока нет того цифрового ТВ, которое нам обещали", — иронизирует Михаил, но в очередной раз отмечает серьезность проблемы, которая настигнет операторов через несколько лет.
 
Александр Силин, "Аскон"
 
Еще одну плоскость проблемы обозначил Александр Силин, глава "Аскон". По его словам, прежде чем решать - в аналоге или в цифре предоставлять базовый пакет, необходимо определиться с тем, что именно считать "базовым пакетом". "Главной проблемой является несогласованность того, что мы называем "базовым пакетом"", - заявил Александр, добавив, что на его взгляд, "если перед пакетом идут только телеканалы 1 и 2 мультиплексов, то он базовый, неважно, открытый он или закрытый".
 
У Алексея Амелькина, президента ассоциации "Макател", иной взгляд на это определение. "Для меня давно нет понятия "базового пакета". Это вопрос переговоров. В зависимости от того, как каждому оператору удастся договориться с телеканалами, такой пакет он и сформирует", — говорит Алексей.
 
Алексей Амелькин, "Макател"
 
Свои пять копеек в семантику "базовости" внесла Алла Маслова из "Телко Медиа" (каналы Fox). "Для нас все просто по этому разделению. Есть первый уровень доступа, есть второй. Они определяются стоимостью и набором каналов". Алла пояснила, что подразумевает под "уровнем доступа": "Есть входной билет для абонента, то есть доступ в базовый аналоговый пакет, где присутствуют каналы первого мультиплекса". Это каналы Fox и считают первым уровнем.
 
Также Алла Маслова добавила, что несмотря на то, что "Телко Медиа" в основном работает с основным базовым пакетом (читай - с аналоговым),  но с большой готовностью отдает каналы Fox и в пакет второго уровня, так называемый "базовый цифровой".