Мифология на службе законотворцев

02.07.2021 15:45
Эпиг раф

О, сколько нам запретов чудных
Готовит власть безумных дум...

(украдено из просторов интернета)

 

Когда в Госдуме обсуждался законопроект о том, что все телеканалы, представленные на российском рынке, должны принадлежать минимум на 80 процентов российским резидентам, нам приводили в пример США, Канаду и другие развитые страны, утверждая, что такая практика существует и там. Мы с коллегами-журналистами много писали о том, что депутаты заблуждаются, а скорее даже лукавят в сопроводительной записке к данному законопроекту, и что злосчастные 80/20 работают в этих странах несколько иначе, а чаще совсем наоборот. Исходя из того, что голос разума не был услышан и приведенные в статьях факты никак не повлияли на принятие закона, можно сделать вывод, что так и было задумано: поговорка "не обманешь – не продашь" актуальна и при принятии законов. Особенно если это кому-то очень нужно.

Теперь история повторяется, уже в связи с новыми законопроектами – о так называемом "заземлении" иностранных платформ. И снова нам начали приводить в пример "иностранный опыт", в частности, Францию. Поэтому, не особенно рассчитывая на отмену, мы все-таки решили разобраться в той части французского законодательства, что касается медиа и их "заземления". Для этого мы попросили французского [и, по счастью, русскоязычного] эксперта Юлю Селиверстов рассказать, как устроено французское законодательство в отношении медиа, представленных на их рынке.

Телекабельный рынок Франции

Во Франции есть собственная "большая четверка" – это SFR, Orange, Bouygues Telecom, Free. Все они предоставляют базовый набор услуг: интернет, телевидение, мобильная и стационарная телефония. Плюс Canal Plus – они предлагают в основном спутниковое телевидение DTH + OTT (то есть, только телевидение – без остальных телеком услуг). Суммарно у всех этих платформ насчитывается более 22 миллионов подписчиков.

Преимущественно это IPTV. SFR предлагает ещё и классическое кабельное ТВ. (Для справки, во Франции проживает около 67 млн человек, 30 млн домохозяйств – прим. ред.)

Собственная ОТТ-платформа имеется у Canal +, а также у более мелкого оператора Molotov.tv, который имеет 290 тысяч подписчиков. Также есть более мелкие операторы, но их доля невелика, они обслуживают в общей сложности не более 150 тысяч подписчиков.

Доступны во Франции и международные стриминговые платформы типа Netflix и Amazon, которые работают сами по себе, для них нет французских квот, а их абоненты не учитываются в общей статистике (их нет среди вышеуказанных 22 млн). В последнее время ЕС и Франция задумались о квотах для стриминговых платформ, но данное предложение очень противоречиво и находится в стадии дебатов.

Французское национальное телевидение состоит из 31 французского эфирного телеканала (наземное эфирное цифровое вещание – DTT), все они должны соблюдать некие правила, в том числе получать вещательные лицензии и выдерживать квоты на местный контент). Кроме того, есть довольно большое количество частных неэфирных каналов – как национальных, так и международных, – которые просто работают по договорам с операторами и не обязаны получать лицензии и соблюдать правила по квотам.

Таким образом, лицензирование и квотирование во Франции касается исключительно эфирных телеканалов, использующих частотный ресурс.

Правила и квоты для эфирных французских телеканалов

Среди 31 эфирного телеканала существует разделение:

8 обязательных публичных (государственных) каналов;

18 частных бесплатных, но не обязательных. Для этих вещателей существует своего рода юридический вакуум, поскольку для того, чтобы канал получил разрешение на вещание в статусе французского национального телеканала, он должен получить лицензию. Тем не менее, Высший Совет по аудиовизуальным средствам (ВСА) и закон не налагают на операторов четкого юридического обязательства по вещанию этих каналов (если только об этом не попросит редактор канала и это не будет одобрено ВСА). Впрочем, решительно все операторы в любом случае осуществляют их вещание, потому что каналы бесплатные, имеют хорошие рейтинги и привлекают аудиторию;

5 частных эфирных и платных для зрителей каналов (включая каналы Canal+), которые оператор также может "брать" или "не брать" на свое усмотрение.

Все эти эфирные телеканалы обязаны получить разрешение на вещание у ВСА, который, по сути, является аналогом Роскомнадзора в России.

В случае эфирных каналов аудиовизуальный контент, не считая спорта, новостей, игр и т.п., должен на 60% состоять из европейских произведений, из которых, в свою очередь, 66% должны быть французскими (эта квота имеет две категории – телевизионный контент и фильмы).

Пример: эфир канала Х состоит на 55% из спорта и новостей, на 45% из программ и фильмов. В этом случае 45% программ должны быть минимум на 60% европейскими и французскими. Остальные могут быть, например, американскими, российскими или любыми другими.

Для французских телеканалов, которые не имеют эфирного вещания, также существуют квоты. Но такие телеканалы имеют право запросить для себя исключения, если транслируют новости, спорт, игры, развлекательные передачи и шоу.

Надо заметить, квоты введены для поддержки производства контента на французском и других европейских языках. Правительство старается сохранять культурную идентификацию и развивать французскую и европейскую контент-индустрии.

При этом есть и другие способы такой поддержки. Дополнительно к квотам большинство эфирных телеканалов должно инвестировать часть своих оборотных средств в финансирование производства французского и/или европейского контента (процент отличается от канала к каналу и определяется отдельными указами). Средства могут быть инвестированы как в производство, так и в покупку прав на франкоязычные или европейские фильмы для кинопроката, или в контент для ТВ. 

Здесь важно понимать, что все это касается именно французских телеканалов, прежде всего, эфирных. Это никак не касается иностранных телеканалов или телеканалов из стран-членов Европейского союза или Европейской экономической зоны, или из страны, подписавшей [и ратифицировавшей] Европейскую конвенцию о трансграничном вещании. Телеканалу, не планирующему выходить во французский эфир, не требуется никакого соглашения или разрешения ВСА.

Таким образом, квоты в отношении европейского и французского контента касаются только французских телевизионных каналов. Например, у оператора SFR есть много иностранных каналов, которые транслируются не на французском языке и которые могут вообще не показывать какой-либо французский или даже европейский контент – например, CNN на английском или RTR Planeta на русском. Никаких ограничений для этих неэфирных телеканалов иностранного (для Франции) производства не существует.

 

P.S. ОТ РЕДАКЦИИ. Уже когда эта статья была готова к публикации, стало известно о скором прекращении поставок из Франции шампанских вин. Это связано с только что принятыми и подписанными президентом Путиным поправками к закону "О регулировании алкогольной продукции". Документ разрешает использовать понятие "шампанское" только в отношении "российского шампанского", произведенного на территории нашей страны. Производители же шампанских вин из региона Шампань обязаны сменить маркировку своих напитков, переименовав их в "игристое вино". А к этому исторические производители этого напитка окаались не готовы. И, хотя позднее производитель все же согласился на новые правила, эта абсурдная, на наш взгляд, ситуация очень напомнила нам происходящее в области "заземления платформ". И, боимся, результат может быть тем же. Хотя, может быть, так и задумано...

Об авторе

Юлия Селиверстов
главный медиа-консультант компании New Est Consulting® Media Partners