МИМФ 2025: HR-тренды и подготовка кадров в телеком- и медиаиндустрии, социально-значимый контент, документальные проекты в поисках стриминговых платформ. Что обсуждали в третий день форума

17.12.2025 10:56

В завершающий, третий день, Московского индустриального медиафорума участники обсудили тренды в работе с кадрами в телеком- и медиаиндустрии и обучении сотрудников для отрасли, социальную ответственность создателей контента и технологии, которые позволяют делать его доступным для инклюзивных групп населения, а также будущее продуктов креативных индустрий. В программе "Биржа Доков. Ищу стриминг", который является частью фестиваля Original+Doc, показали документальные авторские проекты, а для студентов провели масштабный День Карьеры.

Кадры: поиск, подготовка, обучение 

В рамках пленарной сессии "Найти и удержать: тренды и реалии в работе с кадрами в телеком- и медиаиндустрии" спикеры обсудили ключевые вызовы рынка труда и практики, которые помогают привлекать и удерживать талантливых специалистов.

Мария Агафонова, директор по персоналу холдинга ON Медиа, рассказала, что в компании сотрудникам предлагают обучающие программы, формируя профессиональные комьюнити. Среди ключевых вызовов Мария отметила выгорание работников, дефицит кадров и высокую мобильность специалистов с потенциалом: если человек не видит перспектив развития, он быстро уходит, так как сегодня никто не получает профессию на всю жизнь, а гибкость и готовность к изменениям становятся нормой. Поэтому фокус смещается с найма на удержание.

Антонина Приезжева, директор по персоналу АО "Газпром-Медиа Холдинг", согласилась, что одним из главных вызовов ближайших лет будет удержание персонала. "Человек чувствует себя счастливым и вовлеченным, когда понимает, что он важен, нужен и его мнение имеет значение, поэтому особую роль играет обратная связь", — считает Приезжева. По ее словам, парадигма "я начальник — ты подчиненный" ушла в прошлое, на смену ей приходит партнерский подход. 

Светлана Волхонская, заместитель генерального директора по работе с персоналом "Национальной медиа группы", отметила что стратегический фокус сегодня направлен на работу с молодежью. Представителей поколения зумеров привлекают через стажировки, а вторым важнейшим направлением остается удержание уже работающих специалистов. Ключевые инструменты — рост карьерных возможностей внутри компании, с помощью треков развития управленческих, коммуникативных и лидерских навыков; менторинга и "лидерской гостиной" (формат встреч коллег для обмена опытом, а также онлайн-платформы для обучения и коммуникаций).

Оксана Фетисова, заместитель вице-президента по управлению персоналом VK, сосредоточила внимание на роли HR в выстраивании синергии внутри команд и повышении общей эффективности. По ее словам, доля зумеров в командах продолжает расти, и это требует пересмотра привычных подходов к обучению и управлению. HR-функция, по мнению Оксаны, требует высокой толерантности и гибкости. Классическая "матрица компетенций" сегодня становится условной, поскольку требования к ролям и навыкам быстро меняются. На первый план выходят готовность постоянно учиться, вера в то, что ты делаешь, и способность адаптироваться. При запуске новых проектов в VK делают ставку не на массовый найм с рынка, а на формирование команд из собственных сотрудников, разделяющих ценности компании.

Круглый стол "Кадры для медиаиндустрии в эру удаленки, капучино на кокосовом и ИИ" под модераторством Дарьи Бояриновой отразил боль многих руководителей нынешнего рынка труда — как выжить и развиваться, когда старые правила не работают, а новые еще не написаны?

Открыла сессию Татьяна Воронова, генеральный директор "Плей-Телеком": "Забудьте о детальных должностных инструкциях при найме!" — заявила она. — Лучше научить новичка с нуля, чем переучивать закаленного ветерана". Воронова также поделилась весьма радикальным, но эффективным лайфхаком: при первом контакте с кандидатом описывать работу, которую ему предстоит делать, значительно сложнее и тяжелее, чем она есть на самом деле, чтобы нанять только тех, кто действительно горит и готов к суровым реалиям телекома. 90% кандидатов в "Плей-Телеком" проходят психологическое тестирование, а адаптация нового сотрудника происходит "только "в полях — никакой офисной работы".

Дарья Мартюхова, руководитель Кинокампуса Киностудии Горького, рассказала о своем рецепте успеха — ставке на молодежь. "Ребята 19-30 лет — это не просто студенты, это уже действующие актеры, режиссеры, операторы, которые знают индустрию изнутри. И кампус не просто учит, а создает максимально комфортную среду, где 80% времени отводится на практику, а мастера могут реализовывать свои проекты" — заявила спикер. Единственное, над чем еще предстоит потрудиться — инклюзия. По мнению Мартюховой здесь еще существует необходимость в подготовке педагогов и родителей.

Виктор Бритько, директор по развитию компании A. R. E. S., проекта IPTVPortal, был довольно резок в высказываниях. "Не люблю опытных сотрудников!" — заявил спикер. По мнению Бритько, проще обучить начинающего, адаптировав его под конкретные задачи компании. Новичка можно в кратчайшие сроки "подтянуть" до приемлемого уровня, если грамотно организовать его обучение. Бритько также бросил вызов авторитетам: нынешнее поколение, по его словам, не приемлет аргументов в стиле "потому что я так сказал", им нужно объяснять и постоянно доказывать, что ты эксперт.

Общий вывод круглого стола таков: региональные медиакомпании оказались на переднем крае борьбы за кадры. Они вынуждены прокладывать новые пути: преувеличивать сложность работы, чтобы остались лишь самые замотивированные, либо делать ставку на совсем молодых, либо создавать такую среду, чтобы опытные сами захотели "учиться заново". ИИ, удаленка и "кокосовый капучино" — это факторы, меняющие саму суть кадровой политики, заставляющие руководителей компаний мыслить нестандартно и смело.

Сессия "Кузницы кадров: кто и каких специалистов взращивает для индустрии?" была посвящена обсуждению ключевых кадровых вызовов медиа- и креативных индустрий и поиску эффективных моделей взаимодействия образования, бизнеса и государства. Модератор сессии Евгения Подобреевская (Московский центр развития профессионального образования) отметила, что в системе московских колледжей до 70% учебного времени студентов отводится практической работе, что отражает общий запрос индустрии на прикладные навыки и раннее погружение в профессию.

О растущей кадровой потребности и изменении профиля специалистов говорила Ольга Вапнярская, заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ. По ее словам, спрос на кадры в креативных индустриях будет только увеличиваться, при этом рынку нужны мультикультурные и мультиотраслевые специалисты. Она подчеркнула, что современная подготовка должна формировать комплекс навыков, которые ранее считались несовместимыми, а одной из ключевых проблем остается отсутствие единой системы координации в креативных индустриях и недостаток бизнес-составляющей в образовательных программах. 

На дефиците специалистов, работающих "за кадром", акцентировала внимание Анна Василенко, заместитель директора по развитию и работе с органами государственной власти ArtMasters. Она отметила, что анализ потребностей рынка показывает: проблема заключается не в отсутствии талантливых людей, а в том, что по ряду востребованных специальностей система высшего образования пока не дает полноценной подготовки. Это требует пересмотра образовательных форматов и более точной настройки программ под реальные запросы индустрии.

О возможностях дополнительного профессионального образования рассказал Дмитрий Федоров, исполнительный директор школы кино "Индустрия". Он подчеркнул, что допобразование обладает большей гибкостью и позволяет быстрее адаптировать программы под изменения рынка. В качестве примера он привел запуск программы по продвижению кино по запросу Национальной Медиа Группы. Важным преимуществом таких форматов Федоров назвал прямой доступ обучающихся к лидерам индустрии: ежегодно школа отбирает около 300 лучших студентов, которые затем работают на ведущих студиях и в крупных проектах.

Александра Рассадина, заведующая кафедрой телерадиожурналистики Института кино и телевидения (ГИТР) отметила, что единой системы взаимодействия образования и индустрии пока не существует, однако вузы выстраивают собственные модели партнерства. В ГИТР студенты уже с первого курса объединяются в съемочные группы, начинают создавать проекты, участвуют в питчингах с индустриальными партнерами. 

Дмитрий Сидоров, ректор Московского государственного института культуры (МГИК), подчеркнул, что институт ориентируется не на подготовку узких исполнителей, а на формирование руководителей студий, наставников и педагогов, способных развивать отрасль. Сидоров отметил, что студенты должны научиться создавать контент, соответствующий традиционным ценностям, который будет востребован и за пределами России. Спикер обозначил, что ИИ в образовательном процессе рассматривается как инструмент, ускоряющий работу, но не заменяющий творческое мышление.

С лекциями в этот день также выступил Сергей Зайцев (Блог "Заметки Зайцева"), который рассказал о важности ведения личного блога для продвижения в карьере, и руководитель отдела подбора персонала ON Медиа Дарья Карлова. На своем мастер-классе "От резюме до оффера: как завоевать работодателя" она обсудила с участниками наиболее актуальные вопросы кадрового рынка о том, какие специалисты сегодня относятся к категории HIPo и как ведущие компании находят и удерживают таких сотрудников.

Контент: документальный, инклюзивный, креативный

Модератор сессии "Социальная ответственность: контент и технологии" Ирина Осадчая, АНО "Национальные приоритеты" обсудила со спикерами контент для социальных групп — какие темы сейчас в тренде, какие нюансы стоит учитывать при создании рекламных кампаний такого рода, где медиабизнесу искать поддержку для реализации соцпроектов и какая мотивация должна быть у компаний при запуске инклюзивных продуктов.

В сессии приняли участие Мария Мокина, АКАР, заместитель исполнительного директора ассоциации грантодающих организаций "Форум Доноров", Лев Макаров, заместитель генерального директора "СТС Медиа", директор телеканала "СТС Kids", Игорь Хомский, директор по развитию студии Kionfilm, Лариса Баженова, директор Музея кино и Николай Шмелев, помощник президента Всероссийского общества глухих (ВОГ) по доступной среде.

Спикеры коснулись темы технологий в доставке и производстве инклюзивного контента, а также — в защите аудитории от нежелательного контента. На сессии уделили внимание вопросу исполнения закона об адаптации контента для слабослышащих, незрячих и других незащищенных слоев населения.

В течение всего третьего дня форума в выставочном пространстве МИМФ проходило продолжение "Биржи Доков. Ищу стриминг" — части фестиваля Original+Doc. Модератором программы выступила Сусанна Альперина — кино- и телеобозреватель, продюсер, программный директор фестиваля Original +. В этот день показали четыре ленты, каждую из которых презентовал автор проекта. Зрители ознакомились с документальными картинами "Филонов" (режиссер Никита Снегов), "Протокол Тукдама" (режиссер Игорь Янчеглов), "Про Бородянского, автора сценария про сантехника Афоню и других" (режиссер Мария Бородянская) и "Дыхание глубины" (режиссер Юрий Чичков).

В рамках блока #Медиатехнологии на МИМФ прошла сессия "Будущее контента креативных индустрий: техника и творчество. Куда мы движемся?", которую модерировал Ярослав Тихомиров, фотохудожник и продюсер в "Мыслеслово".

День Карьеры для студентов

Студенты московских колледжей и ведущих российских ВУЗов посетили МИМФ в третий день — День Карьеры. Для учащихся была разработана насыщенная программа — получение консультации по трудоустройству и развитию карьеры, а также знакомство с деятельностью медиахолдингов. Например, на стенде "Ред Медиа" им рассказали о тематических каналах собственного производства, цифровых проектах Кухня.РФ и Точка.РФ, Всероссийском культурно-географическом конкурсе Точка.РФ, работе с детской аудиторией, ежегодной экологической инициативе по работе с российскими заповедниками. В выставочной части представители XOVP познакомили будущих креаторов с аспектами работы съемочной студии, и в частности — с тонкостями работы с хромакеем.

Также в третий день форума состоялась встреча ВГТРК со студентами, а также — клуб технических директоров ВГТРК. В зоне "Медиатех" прошли презентации технологических компаний.

В выставочном пространстве МИМФ расположились стенды более 70 компаний, которые продемонстрировали инновационные решения как в сфере технологий, так и в области контента. За три дня форума в пленарных заседаниях, отраслевых сессиях, круглых столах, кейс-стади, мастер-классах и лекциях выступило 196 спикеров.

Московский индустриальный медиафорум проходил при поддержке Минцифры и Роскомнадзора с 3 по 5 декабря в Креативном кластере Сколково.

Организаторы МИМФ: Медиа-Коммуникационный Союз, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Московский инновационный кластер и Исполнительная дирекция форума.

Отраслевой информационный партнер: "Кабельщик".