Второй день Московского индустриального медиафорума стал не менее насыщенным, чем первый. В ходе пленарных заседаний, отраслевых сессий, круглых столов, кейс-стади, лекций участники обсудили способы доставки контента и международное сотрудничество, узнали об использовании ИИ, рассказали о новых проектах телеканалов и студий. На Конгрессе НАТ были рассмотрены вопросы работы отечественных СМИ в эпоху фейков и медиатренды 2025 года. В рамках программы "Биржа Доков. Ищу стриминг" состоялись показы первых проектов. Об этом и многом другом в обзоре "Кабельщика".
Конгресс НАТ
4 декабря на площадке Московского индустриального медиафорума прошел Конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей, который открылся вручением премии имени Зворыкина. В номинации "Лучший проект в области импортозамещения" лауреатом стала компания ВГТРК (партнеры - "Синтерра Медиа" и "Стрим Лабс"). "За создание или усовершенствование технологии для телерадиопроизводства" премию получила компания "Про Хаус" за проект для телеканала ОТР. В номинации "Лучший системный проект на региональном телевидении" победил телеканал "Москва 24" за новую виртуальную студию ПО Carrot Broadcast. "За лучший системный проект в области телерадиовещания" статуэтку вручили телекомпании НТВ за создание нового телекомплекса. "За личный вклад в развитие телевидения, радио и связанных с ними технологий" премию Зворыкина получил Генрих Юшкявичюс.
На пленарной сессии Конгресса "Вызовы отечественных медиа в эпоху фейков" спикеры обсудили инструменты борьбы с недостоверной информацией, а также роль и ответственность классических СМИ в современной России.
Директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина рассказала, что системная работа по борьбе с фейками началась в России еще несколько лет назад: в рамках проекта "Диалог Регионы" была создана система мониторинга "Зефир", позволяющая оперативно выявлять и отслеживать недостоверный контент. Однако появление дипфейков вывело проблему на новый технологический уровень. При этом у классических редакций появился шанс для укрепления своих позиций, поскольку доверие к источнику становится ключевым фактором для аудитории.
Депутат Госдумы и член Комиссии по расследованию вмешательства иностранных государств Евгений Ревенко отметил, что в США, ЕС и Китае уже приняты законы, регулирующие ИИ, тогда как в российском правовом поле пока даже нет определения, что именно считать "искусственным интеллектом". Ревенко считает, что маркировка материалов, сгенерированных ИИ, необходима. Нужно будет создать реестр нейросетей и ввести ответственность за отсутствие маркировки. В Государственной Думе создана рабочая группа, которая совместно с Минцифры разрабатывает соответствующий законопроект. При этом наказание за распространение заведомо ложной информации уже предусмотрено: поправки к статье 207.2 УК предусматривают не только штрафы, но и реальные сроки лишения свободы.
Председатель Общественного совета при Минцифры и генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский тоже призвал обратить внимание на опыт США и Китая в регулировании ИИ. А председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества Рифат Сабитов отметил, что сегодня идет борьба не только технологий, но и идеологий, и в этих условиях роль российских медиа и институтов цифровой безопасности становится еще более значимой.
Темой второго пленарного заседания стала "Роль информации в эпоху гибридных войн". В современных условиях именно средства массовой информации должны помогать людям справляться с возникающими вызовами, отметила Ирина Филина, заместитель генерального директора, глава Объединенной дирекции информационных программ ВГТРК. По ее словам, задача СМИ заключается не только в том, чтобы реагировать на события, но и в том, чтобы предупреждать их, своевременно объясняя риски аудитории. Телевидение, подчеркнула Филина, обязано поддерживать безукоризненное качество контента и соответствовать новым вызовам времени.
Александр Яковенко, заместитель директора Дирекции информации телекомпании НТВ, заявил, что привычная информационная среда радикально изменилась: сегодня около 60% россиян потребляют новости через мессенджеры. На этом фоне телевидение также прошло трансформацию. Если раньше главным было опередить конкурента, то теперь в приоритете "правило трех П": пауза, проверка, публикация.
Обозреватель RT Тара Рид подчеркнула, что гибридная информационная война – объективная реальность, и ее последствия выражаются, в частности, в падении доверия к СМИ: около 70% американцев не доверяют традиционным источникам. Григорий Урьев, генеральный директор компании "Синтерра Медиа", обратил внимание, что России приходится сталкиваться с полномасштабными атаками на цифровую инфраструктуру, при этом отрасль научилась эффективно реагировать на подобные угрозы, и прекращение многочисленных случаев подмены контента стало ее значимым достижением.
На пленарной сессии "Медиамикс. Взболтать, но не смешивать" участники обсудили тренды 2025 года.
Валентин Смоляков, первый вице-президент, исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рассказал о рынке рекламы в 2025 году, объем которого за девять месяцев этого года составил 685 млрд рублей, прирост – 8%. Наибольшую динамику показала видеореклама.
Александра Корнилова, заместитель руководителя департамента бизнес-аналитики, маркетинга и коммуникаций НСК, выступила с докладом "Реклама 2025: взгляд потребителя". По ее словам, ТВ-рекламе доверяют 38% аудитории.
По данным исследования Mediascope, которое представила исполнительный директор Ксения Ачкасова, телесмотрение впервые с 2022 года стало расти. Это произошло за счет детей и подростков: в 2025 году аудитория 4-17 лет стала смотреть телевизор на 7% больше, чем годом ранее, увеличив ежедневное время до 96 минут.
По словам генерального директора MediaHills Андрея Бояринова, охваты региональных телеканалов снизились относительно прошлого года: на 21-й кнопке падение составило 1,3 процентного пункта, на 22-й – 1,4. Структура контента на обеих кнопках осталась схожей: ведущую позицию занимают новости, далее следуют телесериалы и художественные фильмы.
В рамках Конгресса НАТ 4 декабря также состоялись сессии "Технологии как зона роста современного телеканала", "Патриотический контент. Освещение СВО", "Лучшие кейсы региональных телеканалов", "Нормативно-правовое регулирование и авторское право". Для участников Конгресса была организована экскурсия по выставке NATEXPO.
Контент
По-настоящему зарядиться праздничным настроением можно было на сессии "Кейс-стади: новогодний контент на каналах и платформах. Праздник к нам приходит: как он изменился". Ее модерировала кино- и телеобозреватель, продюсер, программный директор фестиваля Original + Сусанна Альперина.
По словам генерального продюсера НТВ Тимура Вайнштейна, уходящий год стал для телеканала особенным – он переехал в суперсовременный, новый телекомплекс. "Готовясь к Новому году, я подумал: "А почему бы долгожданное новоселье не соединить с главным праздником и не сделать из этого что-то по-настоящему яркое и оригинальное?" Так появилась идея "Новогоднего новоселья". Вместе с ведущими канала и селебрити зрители отправятся в путешествие по самому технологичному телекомплексу страны.
Заместитель старшего вице-президента по спецпроектам VK Зоя Новикова рассказала о новогоднем проекте социальной сети: "VK придерживается хулиганских традиций. Цель экосистемы – создать событие. Главная героиня проекта этого года – селедка под шубой, "селебка", которая ходит по светским мероприятиям".
Креативный продюсер шоу "Первого канала" "Хозяйка нейросети" Софья Эрнст представила свой проект, созданный по мотивам сказки "Хозяйка медной горы". В нем рассказывается история человека, погрузившегося в нейросеть. Участие в проекте приняли блогеры и стримеры.
Артем Лысов, директор по маркетингу ГК "Виасат" остановился на том, как телеканалы холдинга готовятся к новогодним праздникам. По его словам, 10-15 дней хорошего телесмотрения каналам обеспечены. Традиционно в топе по просмотрам – комедии, мультипликация, фантастика.
Андрей Шелков, один из креативных продюсеров и сценарист фильма ТНТ "Невероятные приключения Шурика" анонсировал премьеру римейка популярного советского фильма. "Это оммаж гениальному фильму Гайдая. По кадрам из его фильмов можно изучать эпоху, такую же попытку предприняли и мы".
На круглом столе "Форматы в эпоху смены поколений и паттернов потребления" Елена Опалева, заместитель генерального директора по программной политике телеканала ТНТ, описала изменение вектора канала. Он перешел от "юмора, позволявшего себе чуть больше, чем на других каналах" к семейному контенту, объединяющему людей от 14 до 44.
Константин Владимиров из "Медиа-Телеком" рассказал о преимуществах коротких вертикальных сериалов: "Вертикальный сериал – это 90-минутный фильм, собранный из 90 остросюжетных минут. Его формула: яркие названия, плотная драматургия в каждом кадре, быстрое производство. Весь цикл – от съемок до монтажа – занимает около 21 дня, а главным в кадре становится не актерский бэкграунд, а харизма и красота", – так он охарактеризовал формат.
Сусанна Альперина, кино- и телеобозреватель, предположила, что вертикальный формат – это "дань моде", но традиционный контент никуда не исчезнет. Также она отметила, что в трудные времена людям необходимо отвлечься, поэтому комедии, сай-фай, романтика, хоррор и анимация сейчас на пике популярности. Отдельно она выделила возрождение экранизаций сказок и мистики, связывая это с развитием технологий.
На сессии "Детский контент в РФ: сила бренда и маркетинговые вызовы" Юлия Осетинская, генеральный продюсер "Союзмультфильма" рассказала, что лучшую узнаваемость и вовлеченность аудитории демонстрируют современные ребуты классических историй из золотой коллекции "Союзмультфильма". Поэтому студия усилила этот вектор, развивая такие проекты как вселенная "Простоквашино", "Чемпионы", "Чебурашка".
Елена Чиркова, ведущий продюсер ГК "Рики", продюсер проектов "Финник" и "Финник 2" отметила, что в отличие от кейса "Союзмультфильма", студия делала ставку на оригинальную историю с уникальным визуальным стилем и прицелом на масштабирование.
По словам Дарьи Ильиной, генерального продюсера телеканала "О!", для редакции важен развивающий контент, поэтому в прошлом году канал стал сопродюсером фильма "Мастер Витя и Мотор" и сейчас работает над собственным анимационным проектом.
Альбина Мухаметзянова, генеральный директор и генеральный продюсер анимационной компания "Ярко" заметила, что запросы аудитории становятся избирательнее: зрители хотят видеть в анимации больше аутентичности и просветительских элементов.
В программе "Биржа Доков. Ищу стриминг", модератором которой стала Сусанна Альперина, состоялась премьера проекта "Фокус" Дмитрия Давыдова, а также прошли показы фильмов "Зимник" Юрия Дорохина и "Гумилевские мистерии" Алексея Юргайтиса.
Технологии
На сессии "Контент: распространить, защитить, монетизировать" спикеры обсудили шифрование и защиту сигналов, перспективы спутниковой доставки, а также преимущества гибридной модели. Модератор сессии – глава ФГУП "Космическая связь" Алексей Волин – выразил мнение, что уход иностранцев позитивно повлиял на процесс импортозамещения.
Михаил Горячев, генеральный директор "КейДжей Медиа", рассказал, что при переходе на наземный способ доставки холдинг потерял порядка 20% абонентской базы, однако в B2B-сегменте зафиксирован нулевой отток клиентов.
Заместитель генерального директора АО "Синтерра Медиа" Олег Фатун поделился данными о том, что за последнее время выросло количество наземных доставок, однако это никак не отразилось на статистике спутниковых каналов – "тезис о гибриде в доставке абсолютно точно работает".
Генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский подчеркнул, что с точки зрения B2B спутниковая доставка никуда не уходит: "она остается в малых населенных пунктах, а в некоторых регионах именно спутник выступает в качестве основного источника сигнала".
Технический директор "Сигнал Медиа" Антон Сохин заметил, что есть регионы, где спутник оказывается эффективен даже финансовом плане: "не все кабельные операторы готовы принимать сигнал по земле, учитывая их финансовые возможности".
Директор по вещательным и информационным технологиям "Триколоp" Денис Филипишен считает, что рынок спутниковой доставки стагнирует и главная задача сейчас "удержание и сохранение клиентов за счет качественного оказания услуг, коллаборации между игроками рынка, развития дополнительных услуг, которые сопутствуют охранению сервиса".
При поддержке "Кабельщика" прошла лекция по искусственному интеллекту Александра Папкова, директора по инновациям группы АДВ, сопредседателя Комитета Digital-агентств АКАР. Она была полезна как тем, кто все еще боится ИИ, так и тем, кто уже внедряет нейросети в рабочие процессы. Александр показал, как нейросети уже сейчас пишут музыку, сценарии и даже дублируют фильмы, став неотъемлемой частью творческой работы. Его главный посыл: "У каждого инструмента есть два назначения – доброе и злое. Давайте генерить доброе".
Также 4 декабря в рамках МИМФ прошел Час технологий от XOVP, кейс-стади "Арсенал создателя: AI, VR и Real-Time в кинопроизводстве нового поколения" и "Технологии как драйвер роста в медиаиндустрии", сессии "Изобретатель 2.0: подготовка специалистов нового класса для MediaTech индустрии" и "Art&Tech: стратегии совместного роста для бизнеса и креативных индустрий", а также финал трека "Медиатехнологии" на Федеральном контент-хакатоне в сфере креативных индустрий с применением генеративного ИИ "Creative Generation".

Зарубежье
На сессии "Международный опыт: телеком- и медиарынки СНГ в цифрах и практике" главный редактор портала "Кабельщик" Валентина Степанова обсудила со спикерами медиаландшафт рынков СНГ – актуальный контент, проблемы и вызовы, а также партнерства зарубежных игроков с российскими.
Исполнительный директор "ЛайфСтрим" Марина Левочкина рассказала, что в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и Белоруссии холдинг создает видеосервисы в партнерстве с телекомами. В качестве одной из особенностей Центральной Азии спикер называла присутствие международных стримингов и как результат – большее количество возможностей у сервисов в плане контента, но при этом – наличие более сложной конкуренции.
Генеральный директор дистрибуционной компании "Глобал Контент Сервис" Виген Арушанян в качестве особенности местного медиаландшафта страны выделил насыщение рынка в течение пяти последних лет: "ARPU расти некуда и дифференциации между операторами практически нет". Также спикер рассказал, что подавляющее большинство контента и премьер в Армении выходит на русском языке.
Айдар Баталов из "Достык ТВ" отметил, что в Казахстане из российского контента востребован премиальный сегмент, а также блогерские продукты. Кроме того, из-за схожих семейных и культурных ценностей популярен российский детский контент. "Провальным" на телевидении оказался контент с постельными и жесткими сценами, зато исторический контент достаточно популярен у зрителей.
Директор Департамента по развитию взаимодействия со странами ближнего зарубежья и органами государственной власти "Сколково" Александр Окунев рассказал о возможностях "Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 года", которая "позволяет быстро принимать GR-решения на государственном уровне и является мостом для трансфера инновационных решений между странами".
Второй день Московского индустриального форума завершился вечеринкой для телеком-операторов, спикеров, партнеров и друзей МИМФ, которая положила начало празднованию Нового года в медиаотрасли. Дед Мороз, лотерея подарков от организаторов МИМФ, изысканный фуршет, и конечно, музыка наполнили этот вечер праздничной атмосферой. Партнерами вечерней программы выступили компании "Смотрёшка" и НПО "Перспектива". Музыкальный партнер мероприятия Russian MusicBox порадовал гостей выступлениями Константина Легостаева, Соланж, ОЛЛИ, Татьяны Морозовой и Натальи Соловей, а телеканал JazzJazz организовал сольное выступление саксофона.
Московский индустриальный медиафорум проходил при поддержке Минцифры и Роскомнадзора с 3 по 5 декабря в Креативном кластере Сколково.
Организаторы МИМФ: Медиа-Коммуникационный Союз, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Московский инновационный кластер и Исполнительная дирекция форума.
Отраслевой информационный партнер: "Кабельщик"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии