МИМФ 2025: технологический и контентный суверенитет России, ИИ как будущее медиаиндустрии, развитие связной инфраструктуры и платного телевидения. Что обсуждали в первый день мероприятия 

11.12.2025 10:06

3 декабря в Москве, в Креативном кластере Сколково открылся Московский индустриальный медиафорум (МИМФ). На площадке были представлены телеканалы, вещатели, онлайн-кинотеатры,  производители оборудования и контента, разработчики инновационных решений, регуляторы, исследовательские компании, образовательные учреждения и многие другие.  "Московский индустриальный медиафорум – это кросс-отраслевая площадка, которая создана для того, чтобы объединить все сегменты медиаиндустрии. Поэтому здесь представлены телекоммуникационные компании, эфирные, неэфирные телеканалы, производители и дистрибьюторы контента, компании-операторы", – сказала Лариса Петухова, генеральный директор Исполнительной дирекции форума.

Тема деловой программы форума – "Люди и технологии", и именно этот фокус на отрасль показался организаторам наиболее точным. Ведь в современном обществе технологии необходимы, но без людей развитие они не получат. В первый день форума участники обсудили технологический и контентный суверенитет России, полезность ИИ в медиаиндустрии, развитие операторского рынка и отрасли платного телевидения, регулирование и технологии в медиарекламе и многое другое. Теперь обо всем по порядку.  

 

Технологический и контентный суверенитет страны

Деловую программу МИМФ открыла пленарная сессия "Технологический суверенитет медиателекоммуникационной отрасли в России". Генеральный директор телекомпании НТВ Алексей Земский рассказал о новом телекомплексе площадью 76 тыс. квадратных метров, при создании которого максимально использовали отечественные решения. По словам Земского, российские разработки по ряду параметров превосходят зарубежные аналоги, а близость сервисной поддержки становится важным конкурентным преимуществом. Однако отрасль сталкивается и с серьезными проблемами. У производителей оборудования и софта нет поддержки государства, для ряда компаний путь в реестр отечественных решений может занять до 1,5 лет, при этом в нем могут находится псевдоразработчики. А обещанные госсубсидии в 80-90% на деле превращаются в 25%. И это в то время, когда многие телекомпании используют пиратский софт и старое оборудование.

По словам Земского, на фоне стремительного развития технологий правовая база отстает на 20 лет: "Нам необходимо консолидироваться, нам необходимо садиться за один стол, объяснять, что понятие "Интернет" – определение из 2000-го года, надо менять правовую базу, иначе мы никуда двигаться не будем <> Мы делим эфирное вещание и вещание в интернете. Давайте говорить о будущем, а не апеллировать к законам 2000-х годов".

По словам главы ФГУП "Космическая связь" Алексея Волина,  после ухода иностранных компаний отечественное телевидение перешло на российскую орбитальную группировку. Уже создается спутник "Экспресс АМУ4", полностью основанный на российских комплектующих. Объявлены конкурсы на четыре аппарата, а в следующем году появятся заказы еще на три. К 2030 году восемь из двенадцати спутников группировки будут базироваться на российских технологиях. "Космическая связь" также разрабатывает собственную систему кодировки и условного доступа. 

Генеральный директор "Синтерра Медиа" Григорий Урьев оценил уровень импортозамещения в телекоммуникационном секторе в 30%. Уже успешно замещены абонентские устройства и маршрутизаторы, но оборудование операторского класса остается сложным сегментом, где работа еще ведется. При этом спикер считает, что импортозамещение носит догоняющий характер, и это мешает России стать мировым лидером. По мнению Урьева, стране необходимо развивать технологии следующего поколения – только так можно выйти в лидеры глобального рынка. Он подчеркнул необходимость отраслевого диалога и солидарного подхода: "Надо объединиться крупнейшим медиахолдингам и создать отраслевую структуру, чтобы отбирала решения и ими управляла", – заключил спикер. 

На втором пленарном заседани "Контентный суверенитет медиателекоммуникационной отрасли в России" тон обсуждению задала директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина. Она заявила, что современным медиа необходимо быстро реагировать на изменения законодательной базы и создавать качественный контент, соответствующий духовно-нравственным ценностям: "Мы вышли в этом году на уникальную для последних 30 лет ситуацию: из 15 самых популярных у аудитории тайтлов нет ни одного зарубежного продукта. Мы не регулированием, а качественным предложением отечественных фильмов, сериалов, шоу смогли преломить тенденцию прежних лет и привлечь аудиторию. Это надо поддерживать", – сказала Ларина. Она также обратила внимание, что важные ценности необходимо интегрировать в востребованные форматы, чтобы контент был интересным и духовно обогащающим одновременно. 

Генеральный продюсер Rutube и Premier Давид Кочаров отметил, что телевидение остается самым крупным медиарынком потому, что в отличие от интернета оно снимает необходимость выбора. Президент АКАР Сергей Пискарев подчеркнул, что телевидение еще долго будет оставаться крупнейшей платформой распространения контента, и задача государства – обеспечить предложение, ориентированное на разные сегменты аудитории. Генеральный продюсер "Цифрового Телесемейства" Дмитрий Борисов отметил, что отрасль живет в устаревшей парадигме, разделяя традиционные и интернет-медиа. Также Борисов сказал, что необходимо формировать общие правила игры для отрасли: сегодня условия для ТВ и онлайн-медиа не равны, и это мешает честной конкуренции. 

В первый день мероприятия на конференции АКАР "Маркетинговые коммуникации для медиаиндустрии" поднимали проблемы регулирования и обсуждали современные технологии в медиарекламе, значение брендов в медиаиндустрии. По словам представителей АКАР,  день дал яркий старт диалогу о будущем медиаиндустрии. Участники обсудили тренды, установили новые контакты и зарядились энергией для профессионального роста. 

Искусственный интеллект

На сессии "Кейс-стади: ИИ-реалии и будущее в медийной и телеком-отраслях" речь шла о роли нейросетей в производстве художественного и рекламного контента, в том числе с точки зрения бизнеса и финансов. 

Юрий Ярушников, сооснователь и генеральный директор студии XOVP, рассказал о том, в каких сферах производства контента применяется AI. Это кинопроизводство, трейлеры и сизлы, цифровые аватары, музыкальные видео и рекламные ролики, раскадровки и аниматики, контент для съемок в virtual production и для cg, генерации для интерактивных стендов. А в виртуальном продакшне AI используется для создания референсов, концепций, 3D- моделей, фонов, текстур и фактур.

По словам Полины Кузьминой, директора департамента Новые медиа "Европейской медиагруппы", благодаря внедрению ИИ холдинг сохранил команду, при этом качество контента улучшилось, а его количество увеличилось в 3-4 раза. "Кроме того, мы создали центр AI-экспертиз внутри, где каждый сотрудник в разной степени промпт-инженер", – делится Кузьмина. 

Артем Орлов, директор по инновациям Wink, рассказал что в онлайн-кинотеатре с помощью ИИ и ручной разметки редакторов формируется рекомендательная лента сервиса. Также сейчас в бета-тесте Wink находится ИИ–ассистент развлечений. Сами сотрудники применяют нейросеть в качестве базы знаний и генератора контента, используют ИИ-Агенты, нейросетевую аналитику данных и рекомендации. 

Алексей Арефьев, директор по управлению продуктовым портфелем холдинга ON Медиа, сообщил, что в холдинге применяют ИИ для модерации контента на предмет сцен с курением, матом, наркотиками, а также для разметки титров, анализа отзывов о продукте, повышения качества видео, разбора отзывов и их сегментации, скоринга сценариев. 

Геннадий Гурьянов, директор АНО "Развитие технологий искусственного интеллекта" поделился нейросетевой статистикой по стране. По его данным, 52% новых статей в интернете написаны нейросетями, однако в выдачу они попадают не часто: в топе результатов Google 86% текстов написаны людьми.

Операторский блок

Самой жаркой темой операторского блока стало обсуждение взаимоотношений операторов и ПАО "Россети". На сессию "ВОЛС – тарифы и законодательство" пришел заместитель генерального директора по правовому и корпоративному управлению ПАО "Россети Московский регион" Кирилл Дерягин. Он рассказал, что 1 ноября была утверждена новая методика расчета платы за размещение линий на опорах, которая привела к значительному снижению стоимости – на 50–70%. Дерягин отметил, что "Россети Московский регион" понимают, как важно  перевести отношения с операторами в нормальный, прозрачный и предсказуемый формат. Идеальная модель, по мнению спикера, предполагает полное взаимопонимание: операторы четко видят принципы методики, компания – структуру доходов, а обе стороны взаимодействуют конструктивно. "Мы идем поступательно, в положительную сторону", – заключил Дерягин. 

Спикеры сессии – президент Ассоциации малых операторов связи Дмитрий Галушко, президент Ассоциации телекоммуникационных операторов Алексей Леонтьев, представитель "Инко Телеком" Андрей Медведев, директор Ассоциации операторов связи Владимирской области Павел Кузнецов – не согласились со спикером. По их словам, никакого перелома в отношениях операторов и Россетей пока не наблюдается, зачастую единственный способ снизить тарифы – это пойти в суд. Последние пять лет ситуация меняется в худшую сторону, в отношениях монополиста и операторов наблюдаются некоторые "качели" – тарифы растут, а потом откатываются назад, потом опять растут и так все время. И в 2025 году операторы по-прежнему в состоянии неопределенности. Тем не менее, диалог начался, и после сессии участники обменялись контактами с Дерягиным, чтобы поддерживать общение. 


На сессии "Синхронизированное развитие связной инфраструктуры" была поднята ключевая для отрасли тема – необходимость комплексного развития инфраструктуры связи в многоквартирных домах (МКД). Директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры Екатерина Ларина обозначила проблему исчезновения коллективных эфирных антенн в жилых домах. Во многих новостройках они больше не устанавливаются, из-за чего жители лишаются эфирного сигнала, а кабельной инфраструктуры для его альтернативной доставки также нет. Она подчеркнула, что в действующем законодательстве о недискриминационном доступе не обозначены права операторов кабельного телевидения, и это требует корректировки. По ее словам, в законе должен быть закреплен принцип гарантированного доступа граждан к общеобязательным телеканалам. 

Заместитель руководителя службы по информационной безопасности "Донстрой" Лев Варназов отметил, что в компании базовая инфраструктура для коллективной антенны предусмотрена в каждом доме, а жители при желании могут подать заявку на ее подключение. Генеральный директор АНО "Умный МКД" Никита Уткин подчеркнул необходимость закрепления требований об обязательном наличии открытых кабель-каналов, что упростит развитие инфраструктуры без сложных согласований. Директор проектов продуктового офиса "Ростелеком Ключ" Станислав Коршунов рассказал, что компания при работе с застройщиками изначально предлагает полноценные кабельные сети, однако многие застройщики предпочитают экономить. Президент "Ассоциации компаний связи" Алексей Стуров призвал обеспечить операторам реальную возможность заходить в дом: выделять технические помещения, точки подключения и создавать условия для развития услуг. 

Также в рамках операторской сессии Григорий Урьев рассказал о трендах рынка технологий для медиа, Константин Анкилов, "ТМТ Консалтинг", – о состоянии и развитии телекоммуникационного рынка России, а Никита Уткин, АНО "Умный МКД", – о новых стандартах "умных" многоквартирных домов.

Отметим, что журналистам "Кабельщика" также удалось побывать на закрытом собрании отраслевых организаций операторов связи. Подробностей о нем мы сообщить не можем. Однако уверены, что темы, затронутые там, лягут в основу будущих материалов для нашего издания.


Блок неэфирного телевидения

На круглом столе "Pay TV" программный директор МИМФ Дарья Бояринова обсудила с топ-менеджерами российских медиакомпаний  – "Ред Медиа", "Сигнал Медиа", "Тайм Медиа Групп" – отечественный контент и ожесточение борьбы за тайтлы, лицензирование, коллаборации и контент с использованием ИИ. 

Заместитель генерального директора "Ред Медиа" Роман Столярский заявил, что в текущих реалиях необходимо искать варианты соинвестирования и коллабораций и рассказал о конкретных кейсах: "Например "Ред Медиа" и "Тайм Медиа Групп" проводят одни съемки для двух своих каналов с кулинарной и женской тематикой, соответственно. В итоге на каждом канале выйдет премьерный контент с расширенной концентрацией по тематике". 

"Сейчас крупные российские холдинги конкурируют за рейтинги и сохраняют свой уникальный продукт внутри, – отметила генеральный директор "Сигнал Медиа" Татьяна Ковальчук. – Медиакомпании либо закрывают свои библиотеки, либо увеличивают стоимость своего библиотечного контента в 5-10 раз". В качестве одного из последних трендов Ковальчук выделила возросшую глубину просмотра отечественного контента.

Степан Ковалев, генеральный директор "Тайм Медиа Групп", подчеркнул, что рынок находится в стагнации и растет не более 5-6% в год. "При этом кратно увеличились технические и остальные расходы. Растет и стоимость контента, особенно подорожали закупки популярных сейчас отечественных продуктов", – рассказал Ковалев. Он также отметил рост спроса на азиатский контент. А Татьяна Ковальчук обратила внимание, что азиатский рынок, в отличие от европейского, не вкладывается в продвижение. 

Мнения насчет нейросетей разделились: так, в "Ред Медиа" благодаря активному использованию ИИ сократили затраты на производство в 20 раз. "Однако, несмотря на глобальное развитие нейросетей без правильно ТЗ и без хорошего сценария работа ИИ ничего не дает," – считает Роман Столярский. Для "Сигнал Медиа" нейросети "не про контент, а про технологии". А в "Тайм Медиа Групп" посчитали, что "ИИ хорош для автоматизации процессов и ускорения работы вне производства, но финальное решение должно оставаться за человеком". 

Золотой луч

Завершила первый день МИМФ церемония награждения XIV Национальной премии в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения "Золотой луч". Телеканалы собственного производства "Ред Медиа" – "Кухня" и "365 дней ТВ" стали победителями в номинациях "Телеканалы: стиль жизни", "Лучшая развлекательная телепрограмма" и "Лучшая авторская программа". Каналы "Цифрового Телесемейства" "Дом кино", "Победа", "Дом кино Премиум", "Бобер", "Музыка Первого", "О!" завоевали десять статуэток. Так, победителем в номинации "Мужской канал" стал телеканал "Победа", лучшим сериальным телеканалом признан "Дом кино Премиум", лучшим развлекательным телеканалом стал "Бобер", лучшим музыкальным – "Музыка Первого". Телеканалы медиахолдинга "Цифровое Телевидение" были удостоены премии в следующих номинациях: "Телеканалы: кино" – "Мосфильм. Золотая коллекция", "Научно-популярный телеканал" – "История", "Познавательный телеканал" – "Живая Планета", "Детский телеканал" – "Мульт". Лучшим спортивным телеканалом был признан "Матч Боец", лучшим женским - "Ю", в номинации "Телеканалы: информация и публицистика" наградили телеканал "Известия", "Областное ТВ" (Екатеринбург) получил приз за "Лучшее оформление канала", телеканал "Санкт-Петербург" удостоился статуэтки за лучшее расследование, а лучшим региональным телеканалом стал "Первый Тульский". "Госфильмофонд. Машина времени" получил спецприз "За оригинальный формат", "KionХит" - "За интеграцию оригинальных проектов онлайн-кинотеатра в тематический телеканал 24/7", СТС Kids - "За внедрение русского жестового языка на тематическом телеканале", "Ключ" - "За эмоциональность и уникальную подачу тревел-контента".

Московский индустриальный медиафорум проходил при поддержке Минцифры и Роскомнадзора с 3 по 5 декабря в Креативном кластере Сколково. 

Организаторы МИМФ: Медиа-Коммуникационный Союз, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы,  Московский инновационный кластер и Исполнительная дирекция форума.

Отраслевой информационный партнер: "Кабельщик"