Мобильное ТВ: картина развития

20.05.2014 16:55
Аналитики компании J'Son & Partners Consulting поделились результатами своего масштабного исследования рынка мобильного ТВ. По их оценкам, уже к концу 2014 года в мире будет насчитываться порядка 800 млн подписчиков данной услуги против 271 млн в 2011 году. При этом наибольшее число абонентов будет приходиться на Юго-Восточную Азию (61%), США (19%) и Западную Европу (около 8%). России же к указанному периоду будут принадлежать 1% от общемировой базы мобильного ТВ.
 
Пока мы не вдались в подробности, необходимо уточнить, что J'son & Partners при своих подсчетах не учитывал абонентов OTT-сервисов, которые также могут потреблять телевидение посредством мобильных устройств. При этом под термином "мобильное телевидение" агентство подразумевало "услугу, предоставляющую возможность владельцам сотовых телефонов или других мобильных устройств с подключением к сотовой телефонной сети смотреть телевизионные программы и трансляции, предлагаемые мобильными операторами в режиме онлайн".
 
С теорией определились, возвращаемся к цифрам. Если считать рынок не по базе, а по доходам, то его объем к концу 2014 года будет составлять $15 млрд. При этом еще три года назад данный рынок зарабатывал вдвое меньше  — $7 млрд.
 
 
Что касается российского мобильного ТВ, то в 2012 году в стоимостном выражении он превысил отметку 6 млрд рублей, а в этом году должен приблизиться к уровню в 16 млрд рублей. Если прогноз окажется верным, то средний темп роста рынка в 2013-2014 годах составит 63%.
 
Надо сказать, что хотя наш рынок мобильного ТВ пока развит не так сильно, как в той же Азии или США, но развивается он весьма активно и в соответствиb со всеми мировыми тенденциями. Единственное, что нас сдерживает  — более поздний старт развития мобильного ТВ (2009 год) и его сдерживание из-за сворачивания в 2011 году госмероприятий по поддержке работы стандарта мобильного ТВ DVB-H.
 
Свои отпечатки на развитие данного сектора платного ТВ оставили в свое время и неудачные проекты операторов "ВымпелКом" и Yota. Их сервисы не вызвали заинтересованности у россиян, и к тому же наткнулись на проблемы бюрократического характера - операторам оказалось сложно получить разрешительные документы для ввода своих мобильных ТВ-услуг в коммерческую эксплуатацию. 
 
После неудач с DVB-H российские игроки обратились к новому стандарту  — Streaming TV (передача ТВ-сигнала через интернет на мобильные устройства, ограниченная лишь пропускной способностью сетей операторов). И в этом направлении им уже больше благовалила удача. По крайней мере, в вопросе набора абонбазы.
 
 
Аналитики J'son & Partners отмечают, что к концу 2011 году у трех ведущих игроков мобильного рынка  — МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом" уже имелись собственные сервисы мобильного ТВ. Кто-то из них развивался более успешно, кто-то  — менее. Например, у МТС база абонентов данной услуги по состоянию на март 2014 года насчитывала 1 млн человек. Таким образом база МТС составляет треть от всей базы мобильного ТВ в России, которая по оценкам аналитического агентства в настоящий момент достигает 3 млн абонентов, а к 2016 году должна вырасти до 6 млн подписчиков.
 
"Такие прогнозы основаны, прежде всего, на востребованности мобильной трансляции спортивных событий, права на которые приобретаются операторами "большой тройки", выходе мобильного телевидения из категории премиальных сервисов, а также на опыте развития рынка Западной Европы", - комментируют представители J'son & Partners.
 
Добавим, что для мирового рынка основными драйверами роста служат: рост проникновения смартфонов и планшетных ПК, развитие высокоскоростных сетей передачи данных, рост конкуренции между основными участниками рынка, который приводит к снижению абонентской платы за мобильное ТВ и повышению качества предоставляемого контента, а также развитие и появление на рынке новых цифровых продуктов и услуг.
 
Также J'son & Partners прогнозирует, что в будущем приоритетным стандартом вещания  так и останется Streaming TV, а основной схемой реализации контента будет подписка.