Multiservice-2015. День первый. Часть вторая

Первый день форума Multiservice-2015 был насыщен презентациями, по мотивам части из них "Кабельщик" планирует сделать отдельные материалы, поэтому останавливаться на них не станем, лучше расскажем о круглом столе на тему валютных контрактов, который вызвал бурные дебаты и завершился сомнительными выводами...
 
Тема валютных контрактов между зарубежными каналами и операторами привлекла внимание в прошлом году громким кейсом выхода каналов Viasat из состава пакетов оператора "Акадо". Стороны долго вели переговоры, да, в принципе, и сейчас не поставили точку в своих взаимоотношениях, не отрицая возможного возобновления сотрудничества. Тем не менее, прецедент был зафиксирован и повлек за собой многочисленные дискуссии, обсуждения и круглые столы.
 
Multiservice не стал исключением. Высказать свое мнение по вопросу организаторы пригласили Михаила Ерошина из ТТК, Михаила Ковальчука из "Сигнал Медиа", Николая Никитина из Viasat, Александра Силина из "Аскон", Григория Лаврова из Discovery, Михаила Горячева из "Триколор ТВ", Аллу Маслову из "ТелкоГрупп" и Михаила Фоминых из Sevencom.
 
Первым слово дали Николаю Никитину, директору по развитию в России и СНГ Группы компаний Viasat, предварительно напомнив про высказывание главы Viasat Алексея Кроля, что Viasat перейдет на рублевые контракты тогда, когда Бред Питт начнет получать зарплату в рублях.
 
Николай начал свое выступления с указания на то, что соль проблемы не столько в привязке к доллару, сколько в том, что операторы не занимаются продажей контента. "Я много с вами общаюсь и часто задаю вопрос — каким бизнесом вы занимаетесь? Большинство говорит, что доводит услуги связи до абонента. А кто из вас занимается продажей контента? Если бы вы занимались продажами, то вопрос дорого это или нет отпал бы сам собой", — заявил он, добавив, что операторы не осознают, что "ТВ-контент — это такой же продукт как мясо, сапоги и его надо продавать".
 
 
 
"Бизнес многих ваших компаний построен на фундаменте, основным связующим звеном которого является порочная практика, грубо говоря, "перепродажи краденого". И когда вытаскиваешь из фундамента это звено, вся верхняя надстройка либо начинается качаться основательно, либо разваливаться", — высказался Николай Никитин.
 
Доводы Николая не нашли отклика у Виталия Корнеева из "Видикон", которого волновал вопрос — почему Viasat не все свои каналы просит оплачивать с привязкой к курсе доллара? "Ваш премиальный контент продается за рубли без привязки к курсу доллара, значит привязка к доллару остального контента у вас искусственная", — заявил Виталий. Никитин не нашелся, что ответить...
 
Помимо Viasat’а и "Видикона" другим участникам беседы тоже было что сказать. Например, глава "Аскон" Александр Силин призвал участников рынка признать, что в России — бизнес оператора. "И если у оператора бизнес развивается, значит, он строит его правильно. Соответственно, задача каналов — понять, как оператор может воспользоваться их контентом. Каким-то каналам это удается, каким-то — нет", — объяснил он свою мысль.
 
Разумеется, есть и исключения из предлагаемой Силиным практики. "Когда некоторые каналы признаются, что им повезло родиться в более богатой семье (отсылка к фразе Сергея Кошлякова, главы телекомпании "Цифровое телевидение", который на вопрос, считает ли он справедливым получение их каналами эфирной лицензии на вещание в Москве, ответил, "Ребенок, который родился в богатой семье, не должен всю жизнь мучиться, что он поступил в престижный вуз, а его бедный сосед — нет", — от редакции), то мы видим какие-то изменения в законодательстве, рекламной среде", — отметил Александр.
 
В свою очередь Григорий Лавров из Discovery предложил мыслить более позитивно. "Наш рынок находится все под большей и большей угрозой. Это и экономическая, и валютных курсов. В этих условиях мы свою задачу видим в том, чтобы создавать и подтверждать ценность платного ТВ. В данном случае она заключается в качестве этого контента. Но качество — это трудно измеряемая категория. Для нас еще важен момент некой эксклюзивности контента. Мы стремимся производить его именно для платного ТВ. Мы не говорим, что мы единственные, кто это делает. Но мне кажется, что для каналов сейчас задача именно такая. И дальше оператор сможет платить каналу, и я не сомневаюсь, что в итоге сторонам удастся договориться", — прокомментировал Григорий.
 
Разумеется, на это высказывание из зала прозвучал известный аргумент, что стоимость контента Discovery для России формируется лишь из "очистки прав + перевода на русский язык", остальное уже оплачено американским офисом и европейскими подразделениями, поэтому все заверения об эксклюзивности контента, а также взаимосвязь с курсом валют — наиграны.
 
Плавно беседа перешла от валютных контрактов к качеству контента. Александр Силин выразил мнение, что "качество контента обуславливается тем, сколько компания готова платить за контент". "Те деньги, которые оператор готов заплатить за контент, и обеспечивает качество контента", — сказал он.
 
Свои пять копеек в спор внес и директор по контенту "Триколор ТВ" Михаил Горячев: "Готовы ли операторы платить за контент, если этот контент абонентом не востребован и оператор на этом канале не может заработать? Если какой-то канал позволит мне многократно привлечь новых абонентов, я потрачу денег и куплю этот канал, пусть даже он будет стоить бешеных денег. Но, к сожалению, из того, что сейчас выходит нового на рынке — ничего ахового я не вижу".
 
"Можно продать и полное фуфло, но если абонент его запрашивает — мне абсолютно плевать, валютный это контракт или рублевый. А чтобы абонент клевал на этот канал, здесь необходимо совместно работать с операторами", — добавил Михаил.
 
После операторов слово вновь вернулось к каналам. На этот раз их отстаивала Алла Маслова из "Телко Медиа" (каналы Fox). Алла напомнила, что их компания стала первой, кто вошел в положение операторов и открыто предложил им зафиксировать курс на определенном уровне. После них этому примеру последовали и некоторые другие зарубежные каналы, таким образом разделив с операторами сложности, связанные с колебаниями курса доллара.
 
"Вот Алла говорит, что каналы взяли основную нагрузку на себя в связи с изменениями курса доллара. Это не так. Каналы поддержали только свой бюджет, а не оператора", -парировал на это Михаил Ерошин из ТТК.
 
Также он высказался относительно качества контента, а точнее, возможности его оценки. "Есть такой раздел науки — прагматика культуры. Там уже давно стало понятно, как это оценивать. Ровно столько, сколько человек готов платить за какую-то вещь, столько она и стоит", — прокомментировал Михаил.
 
Но вернемся к основной тематике. Михаил Фоминых из Sevencom заявил, что хотя озвученные некоторыми операторами доводы, в принципе, он поддерживает, тем не менее, он считает, что каналы операторы должны покупать как и трафик, за рубли. "Нам выгоднее платить в тех же единицах, в которых мы получаем зарплату", — сказал он.
 
Леонид Вахрамеев из "Интерсвязи" высказал иную точку зрения на вопрос: "У нас позиция такая — пусть контракты будут в валюте, хрен с ним, но по курсу ЦБ на 12 сентября 2014 года. Это та дата, во время которой США и Европа одновременно ввели против России определенные санкции. Тогда Путин объяснял, что взлетевший курс доллара — это то, что искусственно было создано президентом США Бараком Обамой. Так пусть всю недоприбыльность каналов и компенсирует Обама. Это его ответственность. По-моему, тогда курс был 37 рублей за доллар".
 
Такое заявление не оставило неравнодушным Михаила Ерошина. "Что, через 20 лет наш к тому времени почивший президент будет вам компенсировать недополученную прибыль?", — возмутился он. Надо сказать, что суть фразы Ерошина мало кто оценил, зато многие зацепились за "щедро" отведенные Михаилом Владимиру Путину годы =)
 
Круглый стол попытались было завершить на позитивной ноте, но не вышло. В итоге сошлись на том, что рынок расставит все на свои места...