Новогоднее обобщенное

30.12.2013 16:51
В конце года редакция "Кабельщика" разослала своим читателям письмо с просьбой принять участие в новогодней публикации по итогам 2013 года ответив на два вопроса — главное событие/тенденция уходящего года и ожидания от 2014-го, либо оставив свой голос в специальном опросе. Сегодня мы собрали полученные ответы воедино, и вот что из этого получилось.
 
Начнем с главных событий уходящего года. По мнению большинства наших читателей, главным телеком-событием 2013 года стало возвращение Яны Бельской в "Кабельщик". Что тут скажешь, со статистикой не поспоришь! smiley
 
Тем не менее, этот год запомнился игрокам рынка и другими важными вещами. Одним из самых глубочайших "потрясений" для них стали новые тарифы "НТВ Плюс". 29 рублей за 90 каналов в месяц — недурственный скачок в стоимости услуг для спутникового оператора, традиционно ассоциирующегося с премиальным сервисом. "Это событие по сути стало вершиной цепи других событий, не имеющих к "Плюсам" прямого отношения, но говорящих об одной общей тенденции. "НТВ Плюс" движется в low-cost, а "Триколор-ТВ" в премиум-сегмент, операторы в "открытую цифру" и т.д и т.п. И все это следствие неуверенности рынка в векторе своего дальнейшего развития", — комментирует Александр Силин, генеральный директор компании "Аскон"
 
"Открытая цифра" — это еще один хорошо отпечатавшийся в памяти телеком-отрасли тренд. Кто-то связывает его с благородными мотивами по удержанию абонентской базы и не видит в нем ничего страшного, мол, "наиграются", достигнут своей цели и перейдут на другую бизнес-модель. Иные усмотрели в этой услуге посылы для краха рынка платного ТВ и явное нарушение договоренностей с телеканалами. В общем, равнодушных не осталось. 
 
Антон Коньшин, директор развития и дистрибуции ООО "ТПО Ред Медиа", высказал следующее мнение на этот счет: "С точки зрения не общего понятия рынка кабельно-спутникового телевидения, а жизнедеятельности ООО "ТПО Ред Медиа" в рамках данного рынка, главным "событием", безусловно, стоит признать углубление процесса демпинговых воин. Появление новаторских идей, вроде "открытой цифры" прекрасно дополняет все происходящее в цепочке взаимодействия между телеканалами — операторами — абонентами. Так что наш виртуальный "Оскар" уходит в адрес тупиковости рыночной ситуации. В данном контексте стоит немного переиначить слова из небезызвестной басни Ивана Андреевича Крылова — "Кто виноват из нас, кто прав, судить не нам, да только воз и ныне там".
 
Олег Грищенко, президент Ассоциации "Уралтелесеть", дополнил эту мысль причинно-следственными связями: "2013 год изменил подход операторов к трансляции цифровых программ. За последний год много операторов внедрили "открытую цифру". С внедрением данной услуги у абонента появилась возможность обновить личный телевизионный парк и начать смотреть большее количество программ в лучшем качестве. С другой стороны, неизвестно, как это в дальнейшем повлияет на возможность монетизации услуги".
 
Помимо событий со знаком "минус" 2013 год запомнился телеком-рынку и событиями со знаком "плюс". К числу таковых можно отнести принятие многострадального "антипиратского закона", который хоть и воспринимается неоднозначно, но большинством признается как шаг в "светлое будущее". 
 
"Интернет-помойка стала почище, появились соответствующие некоммерческие организации и возникла некая движуха. Пираты навострили лыжи (взяли так сказать курс, выводы делать рано) на легализацию либо поиск новых более ухищренных способов ловли рыбы в мутной воде", — считает Юрий Осипов, заместитель гендиректора компании "Первый ТВЧ".
 
А вот Олег Грищенко дал менее позитивные оценки антипиратской деятельности в России: "В 2013 году было много инициатив по борьбе с пиратством, которая была с одной стороны активной, но по факту малорезультативной. Много шагов предпринималось некоммерческими организациями, которые инициировали борьбу с пиратами, были попытки со стороны телеканалов повлиять на ситуацию, но фактически за год продвижения в вопросе массового пиратства нет, и это плохой знак для честных операторов, которые несут значительные расходы на покупку контента".
 
В то же время представитель со стороны интернет-индустрии — Светлана Белова, генеральный директор компании Vidimax, с воодушевлением ожидает результатов от новых норм: "Мы надеемся на то, что "антипиратский закон" положительно отразится на цифрах роста абонентской базы и прибыли легальных видеосервисов. Вообще же, логичным продолжением этой истории должно было бы стать принятие нормативных актов, регламентирующих трансляции телеканалов через IPTV".
 
Андрей Холодный, директор по управлению венчурными проектами ОАО "Ростелеком", в качестве главного события уходящего года выделил стремительное развитие OTT-проектов. "Если говорить за рынок в целом, то появление новых бизнес-моделей каналов, таких как премиум продукты Viasat и Amedia, а также Lifenews, платный доступ Дождя и тп. Думаю, этот год также можно признать годом победы ОТТ. Проекты стали массовыми, появилось много нового и перспективного, типа Amediateka, ViaPlay, Moyo и т.п.", — прокомментировал он.
 
С коллегой согласен Сергей Плотников, директор департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП "Космическая связь": "Рынок платного телевидения продолжает расти во всем мире. В Европе и особенно в США этот рост обеспечивается, прежде всего, все возрастающей популярностью ОТТ сервисов, что, конечно же, связано с повсеместным проникновением мобильного интернета и бурным развитием рынка пользовательских девайсов. В России рост происходит во многом благодаря спутниковому сегменту. Не даром Триколор возглавил список европейских операторов по количеству платящих абонентов, обогнав таких монстров рынка, как BSkyB и Sky Italia. Этот успех, на мой взгляд, связан с удачным предложением по HD пакету. Крайне актуальным выглядит запланированное на 2014 год появление на орбите новых космических аппаратов серии "Экспресс", в том числе спутников "Экспресс-АТ1″ и "Экспресс-АТ2″, которые должны обеспечить появление дополнительной спутниковой емкости для непосредственного вещания. Что касается российских игроков ОТТ, то они все больше тяготеют к рекламной модели, делая только робкие шаги в сторону монетизации контента".
 
По мнению Светланы Беловой, для самих OTT-платформ главным событием года можно считать смещение контентных потребностей пользователей: "Прошедший год стал переломным в сознании большинства участников рынка цифровой дистрибуции. Еще недавно основой бизнеса онлайн-прокатов однозначно считалось полнометражное кино. Сейчас стало очевидным — телеконтент не менее востребован зрителями, не менее коммерчески привлекателен для онлайн-дистрибуторов".
 
Также Светлана отметила, что онлайн-дистрибуция в принципе стала трендом. Это мнение можно подтвердить одной из самых громких покупок 2013 года — крупнейший российский интернет-ресурс "Яндекс" приобрел сайт "КиноПоиск". 
 
"Интернет, вопреки ожиданиям, не убивает кино и телевидение, а работает на увеличение их аудитории. Осталось выработать механизмы монетизации этого опыта", — резюмировала госпожа Белова.
 
Надо сказать, что именно OTT и развитие всевозможных "вторых экранов", мультискрина и прочих технологий, многие читатели "Кабельщика" выделили как тренды на 2014 год
 
"Стратегически меняются отношения между операторами и продавцами контента. Думаю, 2014 год наиболее ярко покажет эти изменения. Возможно, изменятся предпосылки к массовому использованию "облачных" технологий доставки контента, должны набирать оборот OTT проекты", — прогнозирует Олег Грищенко.
 
"Рынок оживится за счет появления новых игроков в онлайн-секторе: многие компании-правообладатели сейчас мечутся в поисках ОТТ-решений для создания собственных ресурсов продаж через интернет", — дает свою оценку на 2014 год Светлана Белова.
 
Роль интернета в будущем не умаляет и Антон Коньшин, но вместе с тем он акцентирует внимание и на других важных моментах: "В 2014 году ожидаем дальнейшего развития новых сред распространения контента и хотя бы небольшого сближения с понятием цивилизованного рынка, где операторы, предоставляющие абонентам разнообразные и качественные услуги имеют неоспоримые конкурентные преимущества, что реально отражается как на общих доходах, так и на повышении ARPU, а каналы борются между собой не ценами, а качеством произведенного продукта". 
 
Свое мнение на тренды будущего года у Михаила Воробьева, заместителя генерального директора по коммерческим вопросам телеком-оператора "Дом.ru", который, к слову, выделил рост популярности HD в качестве главного тренда года уходящего. "В 2014 году, во-первых, рост рынка платного ТВ резко замедлится, что связано с его насыщением. Во-вторых, заметно вырастет число дополнительных сервисов. Наиболее востребованными, на мой взгляд, станут две функции: это Catch-up, который дает возможность смотреть программы или фильмы в удобное время без привязки к телепрограмме, и мультискрин, позволяющий потреблять телеконтент с того устройства, которое находится под рукой — смартфона, планшета или ПК. В 2014 году мы планируем запустить новую приставку, более производительную и функциональную, благодаря чему абонентам нашего HD-телевидения станут доступны catch up, мультиэкранность и другие возможности. Еще одним трендом 2014 года станет повышенное внимание операторов к качеству сервиса и обслуживания, связанное как с модернизацией сетей, так и с улучшением качества обслуживания во всех точках контакта".
 
Андрей Холодный и Сергей Плотников, в свою очередь, ожидают от наступающего года новых сделок по слиянию и поглощению. "Ожидание от 2014? Революция в эфире. Консолидация всех каналов в руках Ковальчуков и объединение "Алькасара" с "Газпром-едиа". Это будет супер медиа-холдинг. Он нас удивит!", — говорит Андрей. 
 
"Я думаю, продолжится консолидация и дальнейшее укрупнение медийных активов. Мне почему-то кажется, что приобретение ВТБ Капитал миноритарного пакета акций в ЗАО "Национальная спутниковая компания" — это только начало процесса привлечения в отрасль дополнительных инвестиций и слияний. В этой связи хотелось бы, конечно, увидеть новых игроков и новые концепции на рынке", — отмечает Сергей.
 
Юрий Осипов также напомнил, что в 2014 году может все же состояться сделка по покупке "ЭР-Телекомом" "Акадо", и в случае, если это мероприятие таки состоится, оно тоже будет иметь существенный резонанс в отрасли. Также Юрий отметил интересную тенденцию, развившуюся на фоне всех этих сделок M&A: "Чем крупнее становятся федеральные компании, тем громче маленькие региональные операторы кричат и демонстрируют что у них показатели лучше".
 
А вот 2014 год по версии Константина Анкилова, генерального директора IKS-Consalting, должен пролить ответы на следующие вопросы: "От 2014 года жду намеков на то, какие модели "доставки" телевидеоконтента будут определяющими в будущем. Кто станет ключевыми агрегаторами контента — медиахолдинги, или эту позицию захватят операторы ТВ? Как будет дальше меняться практика телевидеосмотрения на различных устройствах?".
 
Возвышенные ожидания и прогнозы коллег разбавил "приземленностью" Олег Грищенко: "Ожидаю, что усилится борьба в Екатеринбурге между администрацией и местными операторами связи за перенос воздушных линий под землю". Действительно насущная проблема, которая не находит своего разрешения в Екатеринбурге уже не первый год. Ну что ж, зато "Кабельщик" знает, что загадать на Новый год smiley
 
Ну и отдельной строкой хотелось бы озвучить ответы наших читателей на футуристический вопрос Яны Бельской — что бы вы изменили на нашем рынке, будь у вас возможность вернуться на 10 назад (скажем, в роли регулятора)?
 
Александр Силин: "Я все-таки буду последователен. Если бы государство 10 лет назад установило контроль за количеством абонентов операторов, сделав эту информацию общедоступной, как в Грузии, а так же эффективно пресекало бы нелегальную трансляцию каналов, то мы бы сейчас жили бы при гораздо более развитом и доходном для всех рынке платного телевидения, включая рынок рекламы на неэфирном телевидении".
 
Михаил Воробьев: "Ровно 10 лет назад, 30 декабря 2003 года, мы подключили первого абонента кабельного ТВ. Это был первый в России проект, когда услуга предоставлялась на базе оптоволоконной сети. Мы предложили 43 телеканала — почти все, которые были представлены тогда в стране. Услуга имела невероятный успех, за год мы подключили более 20 тысяч семей (для сравнения: интернет от "Дом.ru" выбрали 3 тысячи человек). Так что, даже вернувшись назад, мы, наверное, ничего не стали бы менять.
 
Что касается роли регулятора, то, я считаю, на рынке платного ТВ она заметно меньше, чем, например, в мобильном бизнесе. На мой взгляд, необходимо более активно создавать законодательные возможности для появления на рынке системы годовых контрактов, которая действует во всем мире. Она дает возможность операторам иметь более предсказуемую абонентскую базу, а значит, более качественно управлять инвестициями".
 
Сергей Артемовский, директор по продажам Discovery Communications: "Запретил бы бюджетным FTA-каналам покупать премиальный контент smiley"
 
Светлана Белова: "Изменили бы многое... Но, главное, все равно бы играли на этом, а не на другом поле. Развитие нашего рынка сдерживает неготовность, или малая степень готовности, потребителя, избалованного торрентами, бесплатным эфирным телевидением, буквально напичканным кино и сериалами.... Вряд ли эту ситуацию можно было отрегулировать 10 лет назад..."
 
Юрий Осипов: " На месте регулятора я бы сделал так: 1) в 2003 максимально (но лишь на 5 лет!!!) упростил бы все бюрократические процедуры (получение лицензий, ввод в эксплуатацию сооружений и т.д.; 2) сотрудников Роскомнадзора (а точнее инспекторов) отправил бы на получение/освоение (учеба, курсы, стажировка, обмен опытом и т.д.) крепких и передовых знаний в этой сфере и изучения опыта зарубежных стран по части законов и регулирования; 3) в 2005-2006 году проанализировал бы сложившуюся ситуацию в отрасли с разработкой предложений по регулированию и корректировки законов; 4) в 2009 году закрутил бы гайки в отрасли настолько, черт возьми, насколько это было бы целесообразно".
 
Константин Анкилов: "10 лет назад мало что можно было бы изменить. Можно на 20? Менять не в нашем рынке нужно, я бы охранку к власти не пустил, тогда был бы шанс иметь адекватный контент на центральных каналах. Наверное, я чего-то в рынке не понимаю, но дискуссия о преимуществах цифрового г...на перед аналоговым для меня непостижима пока (хотя есть свои приятные СТС/ТНТ-исключения). Буду стараться в 2014 году".
 
Андрей Скутин, генеральный директор компании "НКС-Медиа": "Десять лет назад я как раз покинул на короткое время эфирное ТВ, начал заниматься скупкой-созданием кабельных операторов для одного инвестора. Эх, жаль, что инвестор тогда не поверил в рынок, не стал деньги давать, иначе я бы уже давно стал миллионером... Но самое главное, тогда можно было бы сделать много полезного с точки зрения "корректного" формирования рынка платного ТВ — как на уровне законотворчества, так и на уровне выстраивания цивилизованных отношений между всеми игроками".
 
Сергей Плотников: "Если речь идет о российском рынке, то для ответа на этот вопрос следует вспомнить состояние рынка 10 лет назад. В 2003 году бурно развивались кабельные телевизионные сети и был мощный игрок спутникового телевидения "НТВ Плюс". Кроме того, уже была абсолютная технологическая возможность организации интерактивного телевидения, но, к сожалению, рынок был не готов к услугам такого рода. Причем не были готовы ни операторы, т.к. требовались мощные вливания в инфраструктуру, ни зрители, т.к. у них не было понятного, простого и внятного по цене технического решения для доступа к такого рода услугам.
 
Если бы я мог повлиять на ситуацию на рынке 10-летней давности, я бы привлек инвестиции к развитию сегмента интерактивного телевидения, тем более, что в 2003 году появился Apple Store, а значит, схема взаимодействия игроков была уже готова.
 
Возможно, это уберегло бы наш рынок от царящей ныне, и с таким трудом переламываемой, "бесплатной" схемы развития российского рынка платного телевидения".
 
 
Ну и в качестве неформального завершающего аккорда - яркое и оригинальное поздравление с Новым 2014 годом от Lardo Telecom

Comments

Надеюсь в 2014 году на телевидении появиться удобная навигация по контенту. Операторы и телеканалы поймут, наконец, что путь к зрителю лежит через его EPG.