О роли ножниц в решении кабельных споров

27.07.2017 16:48

"Сабджект" пришедшего в редакцию "Кабельщика" письма содержал слова "беспредел" и "Ростелеком" – не обратить внимания на него мы не могли. Письмо было подписано директором ЗАО "Тагил Телеком" Владимиром Фроловым и содержало массу интересной информации о сложных взаимоотношениях оператора и РТК, а также подтверждающих документов, в которых мы постарались разобраться.

Предыстория 

Оператор связи ЗАО "Тагил Телеком" из Нижнего Тагила, имеет зарегистрированную в установленном порядке волоконно-оптическую сеть связи, построенную еще в 2006-2008 годах и охватывающую практически весь город. В период строительства телефонная канализация не имела единого хозяина, и в ней спокойно уживались линии связи разных операторов и предприятий города.

После передачи этой кабельной канализации в 2010 г. ПАО "Ростелеком" (на тот момент ОАО "Уралсвязьинформ") новый владелец принимает решение выгнать "квартирантов". Те с этим решением не согласились на том основании, что телефонная канализация в городе строилась за счет городского бюджета и предприятий Нижнего Тагила. Тогда "Уралсвзьинформ" и подаёт в Арбитражный суд Свердловской области иск о понуждении к демонтажу кабеля связи ЗАО "Тагил Телеком" из канализации (дело №А60-35105/2010), однако проигрывает арбитраж, поскольку суд "рассматривает действия истца по предъявлению настоящего иска как средство давления на ответчика при разрешении вопроса о плате за пользование кабельной канализации, как угрозу причинения вреда (убытков) от демонтажа кабеля в случае непринятия условий истца" и что "истец злоупотребляет своим правом". Судебное решение вступило в законную силу, причем обжаловано, либо отменено не было.

Тот же суд определил право на размещение кабеля связи ЗАО "Тагил Телеком" в телефонной канализации ПАО "Ростелеком" и запрет на его демонтаж.

Примерно с того же времени "Тагил Телеком" начинает платить "Ростелекому" за использование канализации по ставке, определенной расчетом №116 ОАО "Уралсвязьинформ"– 398 рублей за километр. Как поясняет оператор, это была собственная калькуляция, составленная еще специалистами предыдущего юрлица ОАО "Уралсвязьинформ", и там фигурировала эта цифра. Причем, поскольку договор между компаниями заключен не был, платили за все используемые участки добровольно, по платежным поручениям.

Тем не менее, в 2012 году "Ростелеком" снова подаёт в Арбитражный суд Свердловской области иск и требует за пользование их канализацией с ЗАО "Тагил Телеком" 1,5 млн. рублей (дело №А60-15189/2012) из расчета 6400 рублей за 1 км канализации в месяц, что в 20 с лишним раз больше тех сумм, которые отправлял "Тагил Телеком".

Дело в том, что "Ростелеком" использует методику расчетов, требования к которой установлены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284. Пункт 38 Правил звучит так: "Тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли".

Данная методика расчета действует на всей территории РФ, в том числе в Нижнем Тагиле, и, конечно, отдельный оператор не может претендовать на тарифы, устанавливаемые иным способом и отличные от тарифов для других операторов.

Однако в рамках судебного дела суд назначил собственную финансово-экономическую экспертизу (№ 53-07/12 от 15.08.2012г.), которая определила стоимость аренды телефонной канализации ПАО "Ростелеком" в размере 1140 рублей за 1 км. Дело было прекращено. Истец, разумеется, не был согласен с этой цифрой, и отказался от иска в полном объёме.

После этого второго суда ЗАО "Тагил Телеком" провело перерасчет своих платежей с 2010 года (с момента вступления "Ростелекомом" в право собственности телефонной канализацией) и стало регулярно производить оплату за пользование телефонной канализацией ПАО "Ростелеком", исходя из стоимости, определённой судебной экспертизой – 1140 рублей за 1 км.

Конфликт

На целых 5 лет конфликт затих, хотя официальный договор между участниками так и не был заключен – "Ростелеком" категорически отказался заключать договор по этой ставке, по его мнению, существенно отличающейся от среднего уровня платежей других компаний. При этом ПАО "Ростелеком" не обращалось повторно в суд, так как закон указывает на недопустимость повторного рассмотрения судами тождественных исков. Иных споров в судах не было.

В июне 2016 года "Ростелеком" инициировал программу "Зеленый коридор", который позволяет, в случае наличия технической возможности, надлежащим образом оформить ранее незаконно (с точки зрения РТК) размещенные линии связи, любой оператор может заявить и законтрактовать размещение кабеля. Как сообщили в пресс-службе оператора, этой возможностью воспользовались очень много провайдеров, избежав штрафов и отключения. "Более того, "Ростелеком" оказывает содействие в оформлении договорных отношений в максимально короткие сроки", - уточнили в пресс-службе.

В рамках этой программы была проведена масштабная инвентаризация по всем регионам РФ. Об этой инвентаризации и последующих отключениях несанкционированных линий все операторы связи, в том числе оказывающие услуги связи на территории Свердловской области и размещающие инфраструктуру в кабельной канализации "Ростелекома", были уведомлены. 

Разумеется, учитывая предысторию отношений, вряд ли обнаружение во время инвентаризации кабелей "Тагил Телекома" стало сюрпризом для учетчиков, но так или иначе, "Тагил Телеком" также получил такое уведомление, подписанное первым заместителем директора Екатеринбургского филиала К.В.Поповым.

Поскольку, по мнению юристов "Тагил Телекома", такое отключение является грубым нарушением целого ряда законов (в том числе ФЗ "О связи" и Правил охраны линий и сооружений связи РФ), а также вышеупомянутого решения Арбитражного суда Свердловской области и УК РФ. Обо всем этом оператор и сообщает владельцу кабельной канализации, указав на недопустимость демонтажа.

А 4 июля 2017 г. сотрудники "Ростелекома" привели угрозу в действие, фактически вырезав из канализации оптику, принадлежащую "Тагил Телекому". 

Ущерб

"В период с 4 по 10 июля 2017 г. работниками ПАО "Ростелеком" в г. Нижнем Тагиле было совершено 13 фактов умышленных и тщательно спланированных противоправных действий по разрушению и приведению в негодное для эксплуатации состояние объектов электросвязи, путём повреждения волоконно-оптических линий связи, принадлежащих ЗАО "Тагил Телеком", - сообщается в релизе нижнетагильского оператора.

В этом же заявлении "Тагил Телекома" перечислены пришедшие в негодность в результате действий ростелекомовцев линии связи, в результате чего крупнейшие оборонные, финансовые и промышленные предприятия Нижнего Тагила остались без связи:

  • Каналы ФСБ 
  • Каналы правительственной связи ФСО до ОАО НПК "Уралвагонзавод"
  • Каналы и телефонная связь до представительского центра ОАО "ЕВРАЗ НТМК" 
  • Каналы и телефонная связь до базы "Фотеево" 
  • Резервный канал диспетчерской связи станций "Скорой медицинской помощи"

… и еще целый ряд предприятий и рядовых абонентов оператора в Нижнем Тагиле.

Ситуацию комментирует Дмитрий Галушко, кандидат юридических наук, гендиректор ООО "ОрдерКом" 

"Демонтировать линии связи без решения суда запрещено. Суд отказал "Ростелекому" в иске о демонтаже линий связи "Тагил Телекома", указав на факты злоупотребления конкуренцией. Противоправные действия пригосударственного оператора связи показывают плохой пример другим владельцам кабельной канализации. Такое положение приводит к уничтожению конкуренции, а в итоге – к плохому качеству связи".

 

Понятно, "Тагил Телеком" немедленно подал целый ряд заявлений в Межмуниципальное управление МВД России "Нижнетагильское", районные прокуратуры своего города, а потом и в Прокуратуру и Следственный комитет Свердловской области. Понятно, что сейчас правоохранительные органы проводят расследование и устанавливают виновных в этих преступлениях лиц, решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности работников ПАО "Ростелеком", участвовавших в "приведении в негодность объектов жизнеобеспечения".

Несмотря на масштабные повреждения, сотрудникам "Тагил Телекома" удалось оперативно восстановить сеть и наладить связь. Поскольку как такового хищения кабеля не было, восстановление каждого повреждения в течение уходило не более 1-2 дней. Интересно, что линии связи восстанавливались так же, как и были проложены – в канализации. 

Что касается понесенного ущерба в цифрах, прямые затраты на восстановление одного участка затрачено порядка 100 тысяч рублей, то есть по совокупная сумма нанесённого ущерба по 13 повреждениям составила около 1,3 миллиона. Если приплюсовать к этой сумме ущерб от простоя услуг связи, который, по предварительной оценке, составляет несколько миллионов рублей, можно предположить, что совокупная сумма компенсации со стороны ПАО "Ростелеком" может составить восьмизначную цифру. 

Татьяна Абрамовская, юрист ассоциации "Ростелесеть"

Подобный конфликт скорее исключение, чем правило, для рынка. И связывать его нужно напрямую с решением руководителя Екатеринбургского филиала, который отдавал приказ. В случаях возникновения спорных ситуаций или несогласия с условиями предоставления, собственник не может прибегает к демонтажу линий связи, осознавая наступление существенных негативных последствий, а должен добиваться результата мирными путём в рамках законодательства и судебными способами.  

Арбитражный суд в 2010 году уже признал демонтаж линий связи – ненадлежащим способом защиты прав Ростелекома, средством давления при разрешении вопроса о плате за пользование кабельной канализацией.

Своими действиями Ростелеком допустил злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, демонтировав линии связи, нарушая все нормы, установленные законодательством РФ, и причинив материальный ущерб. Ростелеком создал все основания для возмещения ООО "Тагил Телеком" понесенных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Помимо этого, были нарушены права граждан и юридических лиц, кто был вынужден находиться без связи. А отсутствие связи в социально значимых объектах, могло привести к самым неблагоприятным последствиям. 

Не ясно, чем руководствовался руководитель филиала, по приказу которого были повреждены объекты жизнеобеспечения, при использовании своего служебного положения, выступая против решения судебных органов, ведь за такие действия предусмотрена административная и уголовная ответственность".

 

Позиция "Ростелекома"

Как было отмечено выше, шеститысячный тариф, который федеральный оператор все эти годы отстаивал в Нижнем Тагиле, фигурирует в подавляющем большинстве областей – это подтвердили все, опрошенные "Кабельщиком" альтернативные операторы, вынужденные пользоваться ростелекомовской кабельной канализацией. И исправно по нему платят, по крайней мере, если нет альтернативы.

"Мы платим 6 тысяч + НДС 18%, и это всё равно намного выгоднее, чем пользоваться опорами освещения или тролейбусными. Там цена, если брать менее 10 опор – 1 тысяча в месяц за каждую, за "опт" она плавно понижается [в зависимости] от количества используемых опор, до 350 рублей в месяц. У нас договор с "Ростелекомом на канализацию, и с местным провайдером, у которого также много канализации и цена ниже", рассказал один из операторов. В некоторых регионах стоимость опор может доходить до 2 тысяч рублей, что, в пересчете на километры, получается намного дороже "канализационной" цены.

Более низкий тариф на кабельную канализацию мы обнаружили только в Крыму – в районе четырех тысяч рублей. Правда, там владелец канализации "Крымтелеком", и формального отношения к "материковому" федеральному оператору не имеет.

Зато в некоторых областях этот тариф (по крайней мере, до недавнего времени) был даже выше. Так, полгода назад ФАС России признало ПАО "Ростелеком" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с применением необоснованно завышенных тарифов на услуги по предоставлению в пользование кабельной канализации в Хабаровском крае. Тогда же было опубликовано решение ФАС России о единой методике расчёта ПАО "Ростелеком" стоимости услуг по предоставлению в пользование кабельной канализации – то есть данное решение имеет отношение ко всем регионам России. Впрочем, тогда речь шла о тарифах, более высоких, нежели 6400 рублей за километр – там ценник составлял до 2016 года 8800 рублей, а до суда дело дошло, когда цена взлетела до 9160 рублей. 

Есть и другие примеры, все их приводить тут, пожалуй, не будем.

Что касается собственно процедуры отключения "квартирантов", представители "Ростелекома" предпочли пока ее не комментировать, пояснив, что "факт возбуждения уголовного дела тоже еще ничего не значит. Это старт правоохранительного процесса. Например, в ходе расследования дело может быть прекращено по причине отсутствия состава преступления".

Выводы и перспективы

Одним словом, ситуация патовая: у каждой стороны своя правда, разрешить конфликт может только суд. Понятно, что федеральный оператор, монопольно владеющий кабельной канализацией, никогда бы не согласился устанавливать для одного оператора тариф, в несколько раз ниже того, по которому платят все. Мы все хорошо знаем по рынку контента, к чему приводят игры с тарифами – но вот только там много компаний, а тут одна на весь рынок, и с очень большим "запасом прочности".

Тарифы на кабельную канализацию – предмет весьма ожесточенной критики со стороны независимых операторов. И Нижний Тагил – не единственный город, когда региональный оператор связи входит в серьезный конфликт с РТК по поводу кабельной канализации – судебные разбирательства с участием федерального оператора регулярно становятся предметом новостей, хотя до сих пор обходилось без физических действий и Уголовного кодекса.

Чем закончится эта история – "Кабельщик" обязательно напишет.

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"