
В эпоху стремительного развития цифровых технологий и изменения медийного ландшафта эволюционирует и сам зритель. Аудитория сегментируется, становится все изобретательнее, а интересы ее — все глубже и филиграннее. "Кабельщик" обратился к руководителям и редакторам нишевых каналов и их дистрибьюторам, чтобы узнать о главных тенденциях и перспективах развития этого сегмента.
Алексей Кузнецов
Исполнительный продюсер телеканала "Авто24″,
ООО "Старт Медиа" (дочерняя компания Телекомпании "СТРИМ")
Делать канал на узконишевую аудиторию имеет смысл, если есть УТП. Например, Телеканал "Авто24″ запускался как глянцевый канал, с эксклюзивным европейским и собственным контентом. Мы работали с аудиторией, которой интересен люксовый автопром, с теми, кто реально ценит качество и комфорт. Таким образом, мы сосредоточились на тех темах, которые не охватываются массовыми медиа.
Со временем мы поняли, что наш подход не только оправдал себя, но и дал нам возможность для формирования лояльной аудитории. Тот имидж, над которым мы работали, по сей день позволяет нам быть значимыми игроками в автомобильной индустрии и поддерживать высокий уровень экспертизы.
По последним данным Mediascope, у канала стабильный прирост молодой аудитории. Мы продолжаем делать ставку на контент собственного производства, поддерживая интерес аудитории за счет эксклюзивности предложения. Совместный маркетинг с операторами платного телевидения позволяет наиболее таргетированно работать со зрителями наших каналов.
Поиск контента всегда требует глубокого понимания интересов аудитории. Для телеканала "Авто24″ мы отбираем исключительно развлекательный контент, чем и отличаемся от конкурентов. Также делаем ставку на любимый всеми европейский автопром, который теперь мало представлен на российском рынке.
Большинство программ в нашем эфире — собственного производства. Мы активно занимаемся созданием уникального контента и стараемся гибко реагировать на изменения рынка и интересы зрителей, создавая специальные программы, обзоры, тест-драйвы и путешествия, исходя из актуальных трендов.
Оригинальный контент на "Авто24″ тоже присутствует: его плюс в том, что он позволяет создавать уникальный имидж, отличаться от других каналов схожей тематики.
Мы не делим наши проекты на "успешные" и "не успешные", для нас они все родные. Однако наша программа "Тур де" стоит особняком среди остальных. Нам удалось придумать уникальный формат, стать первыми, кто рискнул рассказать об одном и том же туристическом маршруте по России с двух разных точек зрения. Позже аналогичный проект был запущен на федеральном телеканале и стал лауреатом известной премии "Путеводная звезда".
Марина Горбик
Генеральный директор ООО "Агентство Контакт"
Среди таргетированных каналов в целом конкуренция не такая высокая, как среди каналов общей направленности, а их потенциал выше. Они могут охватить до 50% узконишевой аудитории.
На примере канала "Волейбол": порядка 3 млн человек в РФ по данным Минспорта занимаются профессионально волейболом, около 10 млн (тренерский состав, врачи, инфраструктурный менеджмент, семья и т. д.) так или иначе имеют отношение к данному виду спорта в стране. В итоге 13 млн человек являются ядром целевой аудитории канала. Если мы сможем получить лояльность 50-70% этой аудитории, то в абсолютных величинах достигнем 9 млн зрителей. Этот показатель выше, чем у многих успешных каналов, ориентированных на массового зрителя. Они мало чем отличаются друг от друга, а с учетом дефицита контента фактически используют один и тот же продукт. Поэтому аудитория в поисках "что посмотреть" все чаще обращается к узконишевым проектам, которые отвечают запросам в рамках их интересов и хобби.
Операторам важно привлечение, развитие и монетизация аудитории. Поэтому в рамках дистрибуции канал "Волейбол", созданный при участии Всероссийской федерации волейбола, с эксклюзивным продуктом более востребован и конкурентен, чем проекты, дублирующие существующий аналогичный контент и живущие за счет демпинга аналогичных федеральных каналов.
Ценность спортивных каналов зависит прежде всего от наличия прямых трансляций событий, которые являются основным ядром контента канала. На канале "Волейбол" они представлены в различных дисциплинах: классический волейбол, волейбол на снегу, пляжный волейбол.
На канале 90% собственного контента: прямые трансляции, студийные программы — продукт нашего производства при участии региональных Федераций и клубов. Тематические документальные проекты об истории волейбола и карьерах знаковых спортсменов произведены как собственными силами, так и различными студиями, в том числе и советского периода.
Основная сложность при создании контента для "Волейбола" заключается в специфике производства спортивных трансляций: использование онлайн-студии, комментаторских позиций, большого количества съемочной техники, необходимость формирования качественного сигнала в формате высокой четкости из разных региональных точек в прямом эфире.
Самым успешным продуктом на канале являются прямые трансляции топовых событий — PARI Суперлига — Чемпионат России, Кубок России.
Григорий Ковбасюк
Заместитель генерального директора по познавательному телевещанию и цифровым технологиям медиахолдинга "Цифровое Телевидение"
Мы не делаем узконишевые каналы, а производим тематическое телевидение — я бы настаивал на такой формулировке. Тенденции медиапотребления говорят о том, что аудитория крайне сегментирована, хочет получать конкретный продукт, и в этом смысле создание тематических телеканалов вполне вписывается в тренд.
Главный критерий, которым мы руководствуемся при отборе контента, — это качество: как визуальное, так и драматургическое. Контент должен быть хорошо снят, качественно смонтирован; и рассказывать историю в темпоритмике, которая присуща конкретному каналу. Сама история должна быть яркой, интересной, способной зацепить зрителя.
"Цифровое Телевидение" — самый большой производитель познавательного телевизионного видеоконтента среди холдингов тематического телевидения, а, возможно, и вообще в стране. Мы считаем, что контент должен соответствовать самым высоким стандартам российского ТВ, потому что в нашей бизнес-модели единица контента должна выдерживать большое количество повторов.
В рамках наших познавательных каналов мы снимаем проекты в жанре докуреалити, которые вообще не являются постановочными.
На телеканале "Доктор" впервые в рамках российского тематического телевидения реализован проект "Доктор на работе" — масштабный прямоэфирный формат, включающий интерактив со зрителем.
Для программы "Год на орбите" на "Науке" космонавты снимали себя в течение годовой экспедиции на МКС.
В "Истории реальной кругосветки" на "Моей планете" мы почти три года следили за тем, как двое российских путешественников огибают земной шар, испытывая при этом массу проблем и сложностей. Сейчас полный метр, собранный на основе этого проекта, мы прокатываем по всей стране, делая спецпоказы, в том числе, с участниками этой экспедиции. В работе аналогичный проект, связанный с изучением Арктики и Антарктики, а также реалити про глобальные морские перевозки.
Екатерина Якушенко
Директор по продажам МКТ Медиа
В компании МКТ Медиа (ранее Thema Rus) мы верим, что интерес к нишевым телеканалам с уникальным контентом будет жить всегда. Более 10 лет мы работаем с тематическими каналами, и это подтверждает одно: у такого контента есть своя лояльная аудитория, которая ценит качество и уникальность.
Гордимся тем, что представляем каналы с ярким культурным содержанием, которые выделяются своей индивидуальностью. Mezzo, MyZen TV и Museum TV годами удерживают доверие зрителей и задают высокие стандарты. В их эфире можно найти программы собственного производства, совместные проекты и тщательно отобранный контент со всего мира.
За последние годы объем собственного контента наших телеканалов значительно вырос, что дает нам возможность предлагать его коллегам по цеху, а не только использовать в своей программной сетке. Например, как в случае с программой "Виртуозы света", созданной Museum TV, которая рассказывает о том, как создаются световые шоу на зданиях, включая знаменитый Notre Dame de Paris. Этот проект — яркий пример того, как интересная идея может привлечь зрителей по всему миру.
Мы также активно развиваем продажу нелинейного контента для других платформ. Сегодня огромной популярностью пользуется азиатский контент — и наш портфель в этом направлении растет. Среди наших партнеров такие студии, как SBS, VIU, Studio Genie и другие. Мы видим в этом огромное будущее и продолжаем расширять свои возможности.
Сейчас мы также работаем над расширением нашего линейного портфолио. В планах — запуск телеканала и VOD-каталога для детей, ведь детский контент всегда был и остаётся важной частью телесмотрения. Мы мечтаем создать канал, который поможет родителям с самого раннего возраста воспитывать счастливых детей с правильными ценностями, прививать им любознательность и интерес к окружающему миру.
Дмитрий Парамонов
Директор по маркетингу Universal Distribution
Компания Universal Distribution на рынке Pay TV практически с самого его основания. Мы представляем около 20 разных телеканалов, все они являются нишевыми, а большинство из них узконишевые.
Рейтинги каналов, вовлеченность публики и ее интерес к контенту подтверждают, что при правильной оценке аудитории, узконишевый канал быстро и успешно привлекает к себе внимание зрителя. Конъюнктура рынка перманентно меняется, однако, большинство каналов по которым мы работаем, весьма стабильны, и интерес к ним растет.
Создавая Fashion&Style 4K и Fashion&LifeStyle мы поставили амбициозную задачу — сделать "премиальные" телеканалы о моде, которые выгодно отличаются от конкурентов. Сетка каналов постоянно пополняется обновлениями и трендовыми новинками: по 3-4 премьерных показа собственного производства в неделю. Кроме того, мы стараемся показать зрителю не только само шоу, но и дать комментарии дизайнера, что, безусловно, делает показ целостнее, ярче и интересней для наших зрителей. Периодически показываем в эфире интервью с организаторами и моделями.
Сейчас, запуская любой канал, делать его полностью из закупленного контента не только не интересно, но и просто неправильно. Без собственного контента трудно быть гибким, доносить свою исключительность и давать абоненту именно то, что он хочет в правильный момент. Как только мы приняли решение сами делать каналы о моде и стиле, мы сразу начали развивать собственный продакшн, и сейчас с уверенностью и гордостью говорим, что в эфире каналов Fashion&Style 4K и Fashion&LifeStyle абсолютное большинство программ нашего производства.
За последние несколько лет снято огромное количество очень интересных и достойных проектов: недели мод в Париже, Милане, Майами, Нью-Йорке, Барселоне, Лондоне и других городах. Но я лично очень люблю и локальные показы, особенно SPB Fashion Week. Мы всегда с удовольствием не только снимаем петербургские выходы, бекстейджи и другие яркие моменты, но и проводим различные активности с абонентами: разыгрываем подарки от топовых дизайнеров, возим зрителей на SPB Fashion Week, а в эфире устраиваем марафоны показов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии