Отраслевые ассоциации и их задачи. Часть VII — Медиа-коммуникационный союз

25.11.2020 15:45

Продолжаем рассказывать об отраслевых ассоциациях, их работе и целях. На очереди — Медиа-коммуникационный союз или, по-другому, МКС.

Ассоциация, а, точнее, союз, про который мы рассказываем сегодня, был создан не так давно, но уже успел наделать много шума в медиаотрасли своими законодательными инициативами: идентификация пользователей в мессенджере, вещание телеканалов в интернете, борьба с пиратством и многое другое.

В отличие от многих ассоциаций, союз был создан не как собрание единомышленников, а как площадка по поиску компромисса между операторами и вещателями, объединяющая крупнейших игроков двух отраслей. Эта площадка была необходима для разработки решений по взаимовыгодному развитию рынка, подготовки предложений в части подходов к регулированию, для определения перспектив и стратегии развития национальной медиакоммуникационной отрасли, а также в разработке единых правил и бизнес-моделей для новых сред.

"Медиа-коммуникационный союз" был основан в феврале 2014 года. Его учредителями выступили операторы связи "МТС", "ВымпелКом", "МегаФон", "ТрансТелеКом", "ЭР-Телеком Холдинг", а также вещатели "СТС-Медиа", "Национальная Медиа Группа", "Цифровое телевидение" и "Газпром-Медиа".

Представители МКС не отрицают, что телеком-операторы и вещатели в некоторых вопросах констатируют разное видение, что совершенно естественно, учитывая разную историю, разные подходы к ведению бизнеса, а также "взаимную каннибализацию" в некоторых сегментах. Задача МКС – максимально сближать позиции там, где это возможно, то есть быть неким модератором индустриального диалога.

Структура МКС

На сегодняшний день в состав союза входят 14 крупнейших компаний индустрии: "Ростелеком", "Национальная спутниковая компания" ("Триколор"), "Газпром-Медиа Холдинг", ФГУП РТРС, "СТС Медиа", "Национальная Медиа Группа", "ВымпелКом", МТС, "МегаФон", Первый канал, онлайн-кинотеатр ivi, "Цифровое телевидение", "ТрансТелеКом",  "ЭР-Телеком Холдинг".

С ноября 2018 года "Медиа-Коммуникационный Союз" возглавляет Михаил Демин. До прихода в МКС он работал в МТС, "Газпром-Медиа Холдинге", в течение трех лет занимал пост генерального директора "НТВ-плюс". В январе этого года Михаил Демин был назначен директором по коммуникациям компании "Аэрофлот", при этом сохранив пост главы МКС. Основная функция руководителя союза – модерация и поиск компромисса, а все решения в союзе принимаются коллегиально. 

Отраслевые и законодательные инициативы в МКС прорабатываются в рамках комитетов и проектных групп, куда входят представители всех участников союза. В структуре союза функционируют три комитета: Правовой комитет, Совет по противодействию нелегальному распространению контента, Совет по MarketReview. Первые два действуют на постоянной основе, а последний созывается при наличии запроса от членов союза.

Правовой комитет отвечает за следующий круг вопросов:

- мониторинг законодательных изменений и изменений в структуре государственных органов и их полномочий;

- подготовку заключений по проектам федеральных законов и проектов иных нормативных правовых актов;

- участие в рабочих группах, экспертных советах органов государственной власти с целью защиты и продвижения позиции МКС;

- представление позиции союза в общественных организациях и на других площадках; - подготовку предложений по законодательному регулированию медиакоммуникационной отрасли, продвижению их в органах государственной власти.

Совет по противодействию нелегальному распространению контента занимается борьбой с пиратством. В задачи совета входит сбор и анализ информации относительно изменений в сфере пиратства. Это помогает разрабатывать меры противодействия нелегальному распространению контента и готовить предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Совет по Market Review созывается при наличии запроса от участников союза на проведение отраслевого исследования. Аналитика и прогнозы развития отрасли, подготовленные советом, используются членами союза для решения операционных и стратегических задач.

Для проработки отдельных вопросов в рамках союза создаются специальные проектные группы, состав которых определяется исходя из специфики темы. Так, на сегодняшний день на площадке МКС создана рабочая группа по вопросу распространения телеканалов 1 и 2 мультиплексов в интернете.

Мероприятия МКС

С 2019 года МКС проводит закрытые круглые столы с участием представителей государственной власти. Это закрытые встречи для представителей руководства членов союза, где участники могут получить оперативную обратную связь со стороны руководителей заинтересованных министерств и ведомств.

Также на своей площадке МКС проводит заседания рабочих групп с привлечением как внешних экспертов, так и представителей регулятора.

Помимо ведения закрытых внутренних дискуссий "Медиа-Коммуникационный Союз" участвует в формировании актуальной публичной повестки. В начале этого года МКС стал партнером выставки-форума CSTB.Telecom&Media, в частности, пленарного круглого стола "Глобальная экосистема видеосмотрения".

Взаимоотношения с другими отраслевыми ассоциациями

Пресс-служба МКС: "В рамках отдельных инициатив мы активно сотрудничаем с различными ассоциациями. В тех случаях, где наши позиции совпадают, мы с готовностью объединяем усилия с коллегами и выступам единым фронтом. Например, в рамках антипиратской повестки мы тесно работаем с АПКиТ и Ассоциацией "Интернет-видео", которые также являются подписантами меморандума о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий.

В рамках реализации положений меморандума мы совместно работали над предложениями в законопроект, который должен прийти на смену меморандума, а также занимались разработкой программного решения антипиратского Реестра".

Напомним, что меморандум был подписан в ноябре 2018 года крупнейшими российскими медиахолдингами, онлайн-кинотеатрами и интернет-компаниями, в том числе Первым каналом, ВГТРК, "Газпром-медиа", "Национальной медиа группой" (НМГ), "Яндексом" и "Кинопоиском", Mail.ru Group, Rambler Group, а также отраслевыми ассоциациями – "Интернет видео" и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Был создан специальный реестр, куда производители контента отправляют ссылки на нелегальные копии. Реестр ведет МКС. Интернет-компании должны следить за обновлениями реестра и оперативно блокировать ссылки.

Изначально предполагалось, что осенью 2019 года меморандум будет заменен соответствующим законом. Однако дейсвтие меморандума продлили до конца января 2021 года. 

Также МКС является одним из учредителей Института развития интернета (ИРИ), который был создан в 2015 году при поддержке администрации президента РФ. По первоначальной задумке, ИРИ является координационным центром взаимодействия государства, цифровой индустрии и общества, площадкой для выстраивания межотраслевого диалога и согласования инициатив участников рынка.

Достижения Ассоциации

Среди своих достижений в МКС отмечают три основных:

1. Борьба с пиратством

В 2017 году с учетом предложений "Медиа-Коммуникационного Союза" был принят закон о внесудебной блокировке "зеркал", то есть сайтов, "сходных до смешения" с заблокированной страницей, доступ к которой ограничен по решению суда. По итогу на каждые заблокированные десять копий появляется не более двух новых.

С 2018 года МКС является держателем антипиратского реестра. В 2019 году союз совместно с правообладателями разработал и запустил программное решение реестра с применением технологий нейросети. Это позволило максимально автоматизировать процесс удаления ссылок на пиратский контент из поисковой выдачи.

7 мая 2020 "Медиа-Коммуникационный Союз" подвел итоги работы реестра. За полтора года из поисковой выдачи было удалено 2,8 млн ссылок на пиратский контент. В результате анализа ссылок, попадающих в реестр, установлено, что значительная часть – это ссылки на материалы, размещенные в легальных социальных сетях. На сегодняшний день реестр содержит уже 7,5 млн ссылок.

Также на площадке МКС были сформулированы предложения в законопроект, закрепляющий положения меморандума, о котором говорилось выше. Законопроект позволит распространить действующий механизм на всех участников рынка. В союзе надеются, что законопроект будет принят до конца года.

2. Регулирование в сфере онлайн-кинотеатров

Несмотря на активное развитие онлайн-кинотеатров, до 2017 года в законодательстве отсутствовало регулирование правоотношений в этой сфере. МКС предложил законодательно закрепить понятие "аудиовизуальный сервис", определить, какие из них являются крупными, и обозначить требование об ограничении иностранного участия на уровне 20% для поддержания развития национального контента. В союзе считают, что эти меры способствовали развитию единой конкурентной среды.

Напомним, что под владельцем аудиовизуальных сервисов понимается владелец веб-сайта, страницы веб-сайта, информационной системы и/или программы для ЭВМ, используемых для формирования и/или организации распространения в интернете аудиовизуальных произведений. Деятельность аудиовизуальных сервисов должна соответствовать следующим признакам: доступ к аудиовизуальным произведениям предоставляется за плату и/или при условии просмотра рекламы, и аудитория в течение суток составляет более 100 тысяч пользователей, находящихся на территории РФ. Доля иностранного владения в онлайн-кинотеатрах должна составлять не более 20%.

3. Идентификация пользователей в мессенджерах

МКС активно выступал за обязательную идентификацию пользователей в мессенджерах, даже готовил соответствующие предложения. В 2018 году этот законопроект был принят. Теперь при регистрации пользователя администрация мессенджера обязана направить о нем запрос оператору, а тот в свою очередь должен предоставить ответ в течение двадцати минут. Если данные совпадут, пользователь сможет пройти авторизацию, после чего получит уникальный номер. Его внесут в специальный реестр оператора с указанием, каким именно сервисом для переписки пользуется клиент.

В союзе считают, что это является важным шагом с точки зрения защиты от возможной утечки данных, спама и террористических угроз.

Над чем МКС работает сейчас

Одним из ключевых вопросов в повестке "Медиа-коммуникационного союза" остается вопрос распространения телеканалов 1 и 2 мультиплексов в интернете.

В марте 2019 года представитель Национальной медиагруппы (НМГ) на заседании Медиа-коммуникационного союза выступил с предложением законодательно закрепить создание в России единого оператора, который займется распространением в интернете контента каналов первого и второго мультиплексов. В августе 2019 на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона, предполагающий создание организации, которая будет уполномочена сформировать единую систему легального распространения обязательных общедоступных телеканалов в интернете и предоставлять доступ пользователям к этим телеканалам. Согласно законопроекту, данную организацию определит Роскомнадзор.

Против законопроекта выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Законопроект критиковали крупнейшие операторы связи, кабельные и спутниковые операторы, Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР), Ассоциация региональных операторов связи "Ростелесеть".

2 сентября 2020 года на площадке "Медиа-Коммуникационного Союза" состоялось совещание вещателей и операторов связи, посвященное обсуждению вопросов распространения телеканалов 1 и 2 мультиплексов в интернете. Как следует из пресс-релиза: "в рамках продолжения диалога по теме распространения обязательных общедоступных телеканалов в сети Интернет операторы связи представили свое консолидированное предложение по альтернативной технической реализации вещания каналов 1 и 2 мультиплексов в ОТТ-среде. Стороны обменялись мнениями и договорились продолжить диалог".

С момента презентации предложения по альтернативному техническому решению операторами уже состоялось несколько обсуждений в рамках специально созданной технической рабочей группы, где прорабатываются конкретные требования вещателей, предъявляемые к данному решению, и возможные пути их реализации. Несмотря на сложность темы, участники находятся в конструктивном диалоге, что позволяет МКС надеяться на оптимальное решение.

Также сейчас в работе инициатива по установке средств контроля на сетях кабельных операторов. У участников рынка есть ряд вопросов к этому законопроекту, поэтому МКС готовит свое заключение и будет инициировать обсуждение с соответствующими ФОИВами.

В рамках антипиратских инициатив ведется проработка возможностей блокировки спортивных трансляций, анонимных сайтов и регулирования гемблинга на пиратских сайтах.

Также сейчас в работе инициатива по установке средств контроля на сетях кабельных операторов. У участников рынка есть ряд вопросов к этому законопроекту, поэтому МКС готовит своё заключение и будет инициировать обсуждение с участием авторов законопроекта и представителей органов власти.

На постоянной основе Союз "МКС" активно участвует в проработке законодательных инициатив, которые приходят на заключение, и тех, что находятся на общественном обсуждении.

 

Проблемы отрасли по мнению "Медиа-коммуникационного союза"

Пресс-служба МКС: "Большой проблемой для отрасли остается отсутствие недискриминационного доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных жилых домов. Этот вопрос обсуждается не первый год, в том числе на площадке "Медиа-Коммуникационного Союза" была проделана большая работа, которая пока так и не увенчалась успехом. Сейчас после поручения президента Правительству РФ проработать этот вопрос, появилась надежда, что в ближайшем будущем эта проблема будет решена, и в условиях добросовестной конкуренции пользователи получат доступ к более качественным и выгодным предложениям, а операторы смогут инвестировать освободившиеся средства в развитие инфраструктуры и сервисов.

Также серьезной проблемой, сдерживающей дальнейшее развитие индустрии, остается пиратство. Несмотря на усилия отрасли по противодействию распространению нелегального контента и ежегодный рост числа пользователей легальных видеосервисов, нам еще предстоит многое сделать. Пираты достаточно быстро адаптируются к изменениям и находят новые способы для развития своего нелегального бизнеса. Поэтому здесь необходим системный подход: только лишение пиратов рекламных доходов сделает их деятельность экономически невыгодной. Кроме этого, важно разработать механизм защиты чувствительного ко времени контенту, а именно спортивных трансляций и прямых эфиров.

И, безусловно, большим нерешенным вопросом для отрасли остается регулирование распространения телеканалов 1 и 2 мультиплексов в интернете".

Об авторе

Анна Заварзина
Обозреватель