Платное ТВ: восточно-европейские показатели

24.06.2014 16:56
Консалтинговая компания J’son & Partners Consulting провела исследование рынков эфирного и платного телевидения стран Восточной Европы, а именно — Польши, Чехии, Румынии и Венгрии, изучив их как с точки зрения количества домохозяйств, проникновения услуги Pay TV, так и с точки зрения объемов рекламы и телеконтента.
 
В результате своей работы, аналитики пришли к выводу, что польский рынок является самым крупным по основным показателям — у него и наибольшее число абонентов платного ТВ, среди остальных изученных стран, и больше доходов от рекламы. 
 
По подсчетам J’Son & Partners, на конец 2013 года в Польше насчитывалось свыше 11 млн домохозяйств, что равносильно проникновению услуги PayTV на уровне 73%. В Румынии и Венгрии показатель проникновения оказался выше — 88% и 87%, но это объясняется элементарно численностью населения данных стран, которое в три раза меньше, чем в Польше, и, как следствие, меньшими объемами ТВ-рынка. А так, в Румынии на конец 2013 года было 6,4 млн домохозяйств, а в Венгрии — 3,4 млн. 
 
 
Самым маленьким рынком по числу абонентов и по проникновению оказался рынок Чехии, который исчисляется 2,6 млн домохозяйств и имеет проникновение на уровне 58%. Но в этой стране такие показатели сложились не только за счет численности населения, но и благодаря развитости бесплатного эфирного ТВ, которое местные жители предпочитают платному телевидению.
 
Если измерять перечисленные государства не абонентами, а рекламными доходами, то Польша опять впереди планеты всей, а точнее, лидер восточно-европейского региона. Только за прошлый год она заработала на ТВ-рекламе более $1 млрд. С большим отставанием от нее расположилась Чехия, которая, несмотря на самое малое число PayTV-домохозяйств умудрилась заработать на них больше, чем Румыния и Венгрия — порядка $300 млн, в сравнении с $240 млн и $210 млн, соответственно.
 
Раз уж мы заговорили про ТВ-рекламу, отойдем немного от исследования J’son & Partners, и посмотрим на ситуацию с этим рынком в США. По данным Kantar Media в Америке в первом квартале 2014 года рекламные расходы выросли на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Итого, только за первые три месяца этого года американские рекламодатели потратили $34,9 млрд.
 
Аналитики отмечают, что рекламные расходы выросли в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи. "Зимние Олимпийские игры принесли "ожидаемый непредвиденный" эффект в первом квартале, прибавив около $600 млн рекламных доходов. Но стоит отметить, что эти деньги распределились среди ограниченного круга игроков и не идут на пользу всем секторам рынка, — отметил Йон Свален, главный научный сотрудник в Kantar Media North America. — Если вычесть вклад Олимпиады, то темп роста рекламных доходов составил только 4%".
 
Ну а теперь вернемся к исследованию J’son и посмотрим, как в рассматриваемых агентством странах обстоят дела с эфирным телевидением. Как заявляют аналитики, лидирующими эфирными телеканалами в Польше являются TVP 1, TVN и Polsat. TVP 1 считается "долгожителем" в стране, он был запущен еще 25 октября 1952 года в рамках экспериментального вещания в Варшавской студии экспериментального телевидения. Канал этот общественный, государственный, направленный на широкую аудиторию. В сетке вещания TVP 1, как и на российских эфирных федеральных каналах, присутствуют информационные и развлекательные программы, художественные фильмы и телесериалы, а также спортивные трансляции.
 
 
Следующий крупный эфирный канал в Польше — это TVN. Он считается независимым, и имеет репутацию канала с "развлекательными программами высокого качества и объективной журналистикой". "С момента запуска в октябре 1997 года канал постоянно набирает аудиторию, и на данный момент TVN особенно популярен среди рекламодателей, желающих донести рекламное послание до городского населения в возрастной группе от 16 до 49 лет с доходом и образованием выше среднего", - отмечают в J'son & Partners.
 
Ну и наконец, третий заметный эфирный канал в стране — это  Polsat. Это уже коммерческий канал, он появился в декабре 1992 года. Его программная сетка состоит из развлекательного контента, и в основном это культовые сериалы, иностранные блокбастеры, спортивные передачи, программы с участием знаменитостей, а также музыкальные мероприятия.
 
Румыния. Здесь аналитики также выделили три крупнейших эфирных канала — ProTV, Antena 1, KanalD. Канал ProTV — ведущий коммерческий канал страны, вещающий с декабря 1995 года румынские и зарубежные фильмы и сериалы, а также новости и развлекательные передачи. На сегодняшний день телеканал достигает 96,4% проникновения среди населения Румынии. Pro TV популярен среди взрослого городского населения в возрасте от 18 до 49 лет.
 
Antena 1 — канал, начавший вещание в 1994 году (входит в сеть Intact Media Group). На данный момент канал является вторым по популярности телеканалом в Румынии. Тематика телеканала имеет общую направленность, а в сетке вещания представлены новости, развлекательные шоу-программы, фильмы и сериалы, эксклюзивные спортивные программы и детские телепередачи. Программная политика канала ориентирована на городское население старше 25 лет.
 
KanalD — это общенациональный телевизионный канал Румынии (входит в турецкий холдинг Dogan Holding), который был запущен 18 февраля 2007 года. Канал также носит общий тематический характер, и сетка вещания представлена сериалами, ТВ-шоу, другими развлекательными передачами, а также новостями.
 
В Венгрии дела с лидерами эфирного ТВ обстоят следующим образом. Здесь есть RTL KLUB — коммерческий канал, принадлежащий медиахолдингу RTL Group. Он нацелен на городскую аудиторию в возрасте от 18 до 49 лет, и свой эфир занимает различными телесериалами и ТВ-шоу, а также новостными программами и документальными фильмами.
 
 
Также в эфире можно посмотреть TV2. Данный канал также коммеречксий, он является главным конкурентом RTL KLUB по рейтингам.  TV2 транслирует большое количество разнообразных телепрограмм, в основном местного производства, о здоровье, путешествиях, психологии человека и прочее. Также в сетке вещания есть ТВ-шоу, сериалы, новости и художественные фильмы.
 
Ну и третий крупный игрок — это M1. Он вещает аж с 1957 года и является наиболее популярным национальным телеканалом в Венгрии, охватывающим 97% населения страны. Телевизионная сетка вещания представлена различным по жанру контентом, так как "M1″ рассчитан на широкую аудиторию зрителей. В эфире транслируются новости, ТВ-шоу, информационно-познавательные и развлекательные программы, документальные фильмы и телесериалы.
 
И остается рынок Чехии, на которой "пьедестал эфирного почета" занят каналами NOVA, Prima, CT1.
 
NOVA — это первый частный телевизионный канал, основанный Владимиром Железным в 1994 году. Его охват составляет 99% территории страны. Уже в первый год вещания канал получил 70% аудитории. На данный момент каналом владеет американская инвестиционная компания Central Media Enterprises, которая также представляет на территории Чехии каналы Nova Sport, Nova Cinema и "MTV Чехия". В сетке вещания — телесериалы и художественные фильмы, а также развлекательные телепередачи.
 
Prima —это тоже частная "история". Канал принадлежит FTV PTIMA и Modern Times Group, и транслирует новости, ТВ-шоу, сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы и другое.
 
Третий популярный эфирный канал Чехии — CT1 — имеет государственные корни. Он производится телерадиокомпанией Чешское телевидение и составляет свою программную сетку преимущественно из контента местного производства. 
 
Согласно исследованию J'son & Partners, во всех рассмотренных странах в большом количестве транслируется контент категории "Телесериалы": в Польше и Венгрии их доля составляет порядка 35% и 33%, в Чехии и Румынии — 26% и 17%, соответственно. Новостной и развлекательный контент также преобладает в сетках вещания различных телеканалов стран Восточной Европы: в большей степени — на территории Румынии и Венгрии, и в меньшей — на территории Польши и Чехии.
 
 
"Художественные фильмы пользуются наибольшим спросом у венгерского населения, в то время как в Польше и Румынии доля фильмов занимает всего лишь около 6-7% от общей числа тематик в эфире. Помимо этих категорий, стоит также отметить "Новостные программы", которые транслируются во всех четырех странах примерно в равных долях. "Познавательные программы", в свою очередь, присутствуют во всех рассматриваемых странах, кроме Венгрии, где данная тематика, имея небольшую долю, попадает в категорию "Другое"", - говорится в докладе консалтингового агентства.
 
Напомним, что по данным KVG Reserach, в России по состоянию на конец 2012 года на основных эфирных каналах было показано 44 тысячи часов телевизионного контента. Из них 31% эфира занимали сериалы и телефильмы, 17,5% — полнометражные и художественные фильмы и 14,2% — развлекательные программы. Остальной эфир поделили между собой (в порядке популярности) информационные программы и новости, документальные проекты, ток-шоу, детский контент, познавательные программы и прочий контент (трансляции, концерты, премии, спортивные события и т.п.). При этом на национальный контент из указанного объема приходилось  77% вещания, а на зарубежный — 23%.