Пульс года: самые популярные новости в 2016 году

06.02.2017 12:44
Дорогие коллеги, сразу хотим обезопасить себя от возможных претензий. Это материал не по "главным" новостям, не по "судьбоносным", а по самым читаемым профессиональной аудиторией портала www.cableman.ru. Исходя из этого, мы ничего не сможем ответить на вопрос: "Почему тут нет этого наиважнейшего, а вот это совсем неважное есть?!" В иные месяцы мы сами удивлялись... О самых популярных новостях нам рассказал счетчик на сайте, а мы "просто разместили объяву".
 
Январь
Netflix запустил свой сервис в 130 странах, включая Россию
Запуститься-то он запустился. Но тут же подвергся критике за дороговизну, отсутствие локального контента и перевода сайта на русский язык. Уже в феврале заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин выступил за то, чтобы американский OTT-видеосервис Netflix получил лицензию СМИ и лицензию вещателя для работы в России. Вскоре началась разработка законопроекта о регулировании деятельности стриминговых сервисов (с заведомо невыполнимыми для того же Netflix условиями). Затем на видеосервис обрушился со всей своей мощью глава Минкульта Мединский: "В наших условиях наши идеологические друзья прекрасно понимают, что есть важнейшее из искусств — как войти с помощью Netflix в каждый дом, залезть в каждый телевизор, а через этот телевизор — в голову каждому жителю Земли".
 
Весь год прошел под знаком борьбы с Netflix, в которой сам сервис активного участия не принимал.
 
Февраль
Путин поручил заняться проблемой доступа операторов в многоквартирные дома
Раз поручил сам президент, уже через пару дней Минстрой направил в Минкомсвязи свою версию закона о доступе. Предполагающую, чтобы в доме один раз проводили собрание, на котором согласовывали условия использования операторами связи общего имущества.
 
В марте был опубликован законопроект, согласно которому операторы связи могут размещать оборудование и кабели связи в общих помещениях многоквартирных домов без одобрения 2/3 собственников помещений. Тогда же Минкомсвязи предложило разрешить подключение оборудования связи к общедомовому прибору учета электроэнергии. Проект постановления предполагает, что операторам будет предоставлено право самостоятельно обращаться с заявкой в энергоснабжающие организации. В сентябре законопроект о недискриминационном доступе в многоквартирные дома был отправлен в Минюст, а в октябре внесен в правительство.
 
Март
Арбитраж принял сторону неплательщиков в споре о показе must-carry каналов
В марте 2016 года арбитражный суд Уральского округа подтвердил законность решения Удмуртского УФАС о признании оператора из Глазова — "Гарант-Г" — нарушителем закона "О защите конкуренции". Абоненты-неплательщики пожаловались на то, что оператор прекратил им трансляцию не только платных, но и обязательных общедоступных телеканалов. Суды всех инстанций встали на сторону абонентов, оставив в силе предписание УФАС, согласно котором оператор заплатил штраф в размере 325 тыс. рублей. Этот очередной прецедент судебного решения по вопросу трансляции обязательных каналов изрядно разочаровал мелких и средних операторов, которые во избежание серьезных штрафов будут вынуждены обеспечивать своей инфраструктурой трансляцию неплательщикам must-carry каналов. Другими словами, нести прямые убытки, опасаясь судебного преследования.
 
Апрель
Телеканал о ремонте и строительстве "Твой дом" начнет вещание в мае
Новый телеканал "Центральное телевидение" начинает вещание
В России начали вещание два новых телеканала — "Пингвин Лоло" и "Про100ТВ"
На апрель пришлось сразу несколько объявлений о новых каналах. Новости о них всегда входили в топы "Кабельщика", а тут сразу и канал на популярную ремонтно-строительную тему, и два канала от "Ориона", и публицистический телеканал производства "ТВ Центра". Урожайный месяц выдался.
 
"Твой дом" потеснил вышедшего в прошлом году "Бобра" в благодатной нише каналов о ремонте, обустройстве, дизайне и украшении жилищ. "Центральное телевидение" логичным образом осваивает богатые публицистические и документальные архивы канала ТВЦ, формируя из них уникальную программную сетку. "Пингвин Лоло" и "Про100ТВ" делались на русском языке уже несколько лет, но непосредственно на российский рынок были приведены только в 2016-м оператором "Орион".
 
Май
"Газпром-Медиа" запускает новый музыкальный канал "ТНТ Music"
Власти предложили рассмотреть отказ от аналогового ТВ в 2018 году
И вновь самой рейтинговой стала новость о новом телеканале. Впрочем, в этом случае новость получилась двухходовой. Сначала в апреле "Газпром-Медиа" купила 49% канала A-One, пережившего за более чем десятилетнюю историю многое, но всегда выделявшегося на телемузыкальном фоне. Контрольный пакет канала достался компании "Солярис Промо Продакшн", которая совместно с медиагигантом и подготовила проект "ТНТ Music". Отзыв о самом новом канале вы также можете прочитать в ежегодном обзоре.
 
На втором месте по читаемости оказалась новость о переносе отключения аналогового ТВ на 2018 год. Собственно, многие восприняли ее именно в такой формулировке, хотя речь шла о переносе "рассмотрения вопроса". То есть до 2018-го решать, отключат или нет, не будут. А там посмотрим.
 
Июнь
Региональные каналы вновь претендуют на позицию в эфирных мультиплексах
Требования к контенту каналов в проекте о 21-й кнопке изменены ко второму чтению
Законопроект о 21-й кнопке прошел третье чтение
Новостной июнь прошел под знаком региональных каналов и законопроекта о 21-й кнопке. Законопроект о включении региональных телеканалов в перечень обязательных общедоступных и включении их в состав цифровых эфирных мультиплексов был зарегистрирован в Госдуме еще в конце марта. Предлагалось отнести к обязательным общедоступным региональные каналы, если их учредителями являются местные органы власти или организации, 50% доли которой принадлежит отечественной компании.
 
Но в июне на рассмотрение парламента поступил законопроект о предоставлении региональным телеканалам 21-й кнопки во всех телеприемниках, подключенных к кабельному и спутниковому ТВ. Этот законопроект достаточно оперативно прошел три чтения, был скорректирован по просьбе регионалов (требование об обязательных 75% собственного контента заменили на 75% отечественного).
 
Согласно закону, в каждом субъекте Российской Федерации должен быть выбран один обязательный общедоступный канал, за которым и будет закреплена 21-я позиция на пульте. Он будет выбран из числа каналов, осуществляющих трансляцию не менее 75% национальной продукции CМИ и вещающих на территории проживания не менее 50% населения соответствующего региона. В июле новый закон подписал президент. А в ноябре премьер-министр подписал постановление, определяющее правила выбора каналов 21-й кнопки.
 
Июль
Президент России подписал закон Яровой—Озерова
Отрасль до последнего надеялась на то, что Владимир Путин наложит вето на закон и не станет его принимать. Надеялась, но в общем-то в это не верила. У нас, если закон прошел все "карманные" инстанции, шансы на вето невелики. В результате Путин всего лишь поручил правительству следить за исполнением нового закона и при необходимости "минимизировать возможные риски", которые связаны с расходами компаний.
 
В законе содержатся поправки к закону "О связи", которые обязывают российских операторов хранить информацию о фактах телефонных соединений три года, а содержание звонков и переписки шесть месяцев. И эти самые "возможные риски" операторы оценивали в триллионы рублей. Споры о суммах расходов велись и до подписания, продолжились они и после. Также со дня опубликования закона операторы и интернет-компании обязаны предоставлять спецслужбам все необходимые данные для расшифровки пользовательского трафика. По этой части тоже были протесты, но существенно более вялые. Все-таки финансовая сторона всегда важнее.
 
После подписания закона все отраслевые усилия перешли в область его перевода в традиционную для нас плоскость "строгий, но не исполнимый". Обычно это заканчивается избирательным применением норм к тем, кто в тот или иной момент оказывается под прицелом.
 
Август
"Ред Медиа" проводит глобальный ребрендинг своих телеканалов
С 15 августа основные телеканалы, входящие в группу "Ред Медиа", сменили названия. В результате ребрендинга обновлены были и концепции вещания, а также эфирное оформление. Канал "Премьера" сменил название на "Кинопремьера", "Наше кино" — на "Родное кино", "Киноплюс" — на "Киномикс", "Комедия ТВ" — на "Кинокомедия", а "Индию ТВ" переименовали в "Индийское кино". Также в рамках ребрендинга были не только переименованы, но и сменили свое позиционирование каналы "HD кино" и "НТВ Плюс Киноклуб". На базе первого создали канал "Киносемья", а на базе второго — канал "Киносвидание".
 
Подготовка ребрендинга стартовала еще в январе 2016 года. Была полностью обновлена фильмовая библиотека телеканалов, достигнуты договоренности о долгосрочном сотрудничестве с ведущими киностудиями и дистрибьюторами. Уже в августе в эфире всех телеканалов были запущены обещанные премьеры и мировые кинохиты. На канале "Кинопремьера" в первый обновленный день показали фильм "Экипаж" — одну из главных российских премьер 2016 года. "Ред Медиа" анонсировал только на первые 4 месяца вещания обновленных каналов более 2000 часов премьерного контента.
 
Ребрендинг вызвал большой интерес на рынке и в целом прошел слаженно и без особенных негативных последствий для операторов. Имидж каналов окончательно ушел от времен раннего НТВ-Плюс, яснее обозначилась "семейственность" и была задана единая планка качества.
 
Сентябрь
Спутниковый оператор "Триколор ТВ" предоставит абонентам услугу ШПД
Бесспорным лидером читаемости в сентябре стала новость о возврате "Триколора" к развитию спутникового ШПД. "Триколор ТВ" вместе с Eutelsat ввели в коммерческую эксплуатацию услугу двустороннего спутникового интернет-доступа. Сообщалось, что будут обеспечиваться скорости 40 Мб/с для прямого и до 12 Мб/с для обратного канала связи в зоне покрытия спутника "Экспресс-АМУ1″ (Eutelsat 36C). Сам спутник ввели в эксплуатацию в феврале 2016 года, и он был специально заточен под услуги ШПД.
 
Для абонентов "Триколор ТВ" разработал гибкие тарифы, увязав стоимость с объемом трафика (скорость соединения едина для всех тарифов). Минимальный тариф — 275 рублей в месяц с предоплаченным трафиком в 1 Гб. Напомним, что в феврале 2010 года "Триколор ТВ" уже запускал услугу спутникового широкополосного доступа, но через 2 года сообщил о закрытии направления по причине нерентабельности. Правда, в те годы для спутникового интернета использовались космические аппараты, работающие в другом диапазоне.
 
Октябрь
НТВ запустил три новых тематических канала
Начал вещание новый эротический телеканал "Шалун"
"Ред Медиа" запустила новый канал "Малыш" для дошкольников
В октябре вновь прошла волна сообщений о запуске новых телеканалов, и эти новости, как водится, получили наибольшее число просмотров. Компания "Ред Медиа" 4 октября запустила круглосуточный телеканал "Малыш", который был анонсирован в апреле. Целевой аудиторией канала заявлены дети в возрасте от 0 до 7 лет. После детей народ больше всего интересует эротика. Новость об очередном смельчаке — "Тринити Медиа", запустившем эротический "Шалун", также была прочитана большим числом кабельщиков.
 
Конечно, не остался без внимания профессионального сообщества новый выход бренда НТВ на рынок неэфирного телевидения. Только-только сочетание "НТВ" ушло из названий ряда каналов-ветеранов, как было объявлено о запуске трех тематических телеканалов — "НТВ Право", "НТВ Стиль" и "НТВ Сериал", воплотивших в себе старую добрую коммерческую идею многократной отработки большой библиотеки канала.
 
Ноябрь
Телеканал Amedia 1 сменит формат, название и визуальное оформление
"Газпром-Медиа" запустит канал зарубежных сериалов "Киносерия"
Стартовало вещание нового развлекательного канала Tr! ck
Ноябрьский топ снова был посвящен каналам, если не считать новости о подписании Медведевым постановления, определяющего правила выбора каналов 21-й кнопки, но об этом мы уже упоминали, а 21-я кнопка могла бы вообще заполнить собой половину месяцев этого обзора. Следующими точками интереса профессионального сообщества стали ребрендинг Amedia 1, превращение "Много ТВ" в "Киносерию" и старт вещания в конце месяца нового канала Tr! ck.
 
Чисто сериальный Amedia 1 переименовали в A1 и объявили каналом для мужчин. В сетке оставили сериалы, признанные мужскими, и разбавили их спортом, правильно ориентированной публицистикой и эротикой. Рынок к гендерной сегрегации каналов относится со скепсисом, но к ребрендингу канала интерес проявил. Также естественный интерес проявил рынок к глобальному ребрендингу "Много ТВ", в результате которого у "Ред Медиа" по сути появился совершенно новый сериальный телеканал "Киносерия".
 
И наконец, исключительное внимание было проявлено участниками рынка к запуску нового телеканала Tr! ck. Под лозунгом "Не то, чем кажется" канал транслирует документальные фильмы о реальных аферах и способах мошенничества, шоу магов и иллюзионистов, реалити-шоу с розыгрышами, научно-популярные программы о психологии восприятия и гипнозе. Неожиданная тематическая концепция принесла новостям о выходе канала высокие показатели просмотра.
 
Декабрь
Ведущие "Матч-ТВ" сообщили о сокращениях и закрытии каналов
Проект Moyo. TV замораживается с 1 января 2017 года
В декабре в топ вышли две новости: одна тревожная и одна совсем грустная. В декабре в прессе прошла информация о возможном закрытии ряда тематических спортивных каналов "Матч-ТВ". Также сообщалось о том, что в холдинге планируются кадровые сокращения.
 
Журналисты пытались получить комментарии о возможном закрытии каналов "Матч! Игра", "Матч! Арена", "Матч! Футбол 3″, "Матч! Наш спорт" и "Матч! Боец". Насколько известно "Кабельщику", так и не получили. И на момент сдачи номера в печать ситуация не прояснилась...
 
Зато ситуация с закрытием Moyo. TV сразу была обозначена четко. Официально объявили, что онлайн-агрегатор с 1 января 2017 года замораживает свою работу. С этого момента пользователям сервиса отключаются доступ к подписке на все платные ТВ-пакеты и сервис "Амедиатека", но останется возможность просмотра 30 бесплатных телеканалов, использования онлайн-кинотеатров Megogo и ivi, видеохостинга YouTube и социальной сети ВКонтакте. Генеральный директор Андрей Холодный рассказал о том, что проект заморожен по инициативе акционера без объяснения причин. Практически вся команда Moyo. TV была распущена.

Об авторе

Константин Бельский
Зам. главного редактора Объединенной редакции "Кабельщик"