Размножение в суровых условиях. Часть III, заключительная

Итак, мы завершаем наш ежегодный большой обзор новорожденных телеканалов, численность которых, как мы видим, продолжает расти. Правда, в пандемическом 2020 году рождаемость оказалась рекордно низкой, она сравнялась с телеканальной "смертностью". Зато запущено много специализированных телеканалов для ОТТ, а также появилось на свет сразу несколько ОТТ-приложений, таких как платформа "Смотрим", на которую вошел контент "Цифрового телевидения" (их мы в этот обзор пока не включили, ключевое слово "пока"). 

В большую заключительную часть обзора нашего, невероятно добросовестного и столь же ироничного обозревателя вошли два познавательно-развлекательный Discovery Ultra, автомобильный Motortrend и музыкальный Bridge TV Шлягер, долгожданный киноканал Мосфильма и трендовый канал с турецкими сериалами Dizi, а также телеканал с говорящим названием Golf TV. Кроме того, мы напомнили о ребрендингах 2020 года и помянули почившие каналы, которых больше с нами нет.

Timeless Dizi Channel (TDC) 

В ноябре прошлого года группа компаний "Орион" запустила в России телеканал Timeless Dizi Channel производства SPI International. "Орион" уже несколько лет эксклюзивно распространяет каналы этого производителя Docubox, Erox, Fashionbox, Filmbox и т.д. Телеканал TDC привел на отечественный телерынок обилие турецких сериалов в жанре "дизи". Так называют современные высокобюджетные турецкие сериалы с местным колоритом. 

Такие штуки не всем подряд заходят, но, как правило, имеют (и продолжают приобретать) своих преданных поклонников. Относительно недавно нам было в новинку слово "дорама". Сейчас его применительно к корейским сериалам используют и профессионалы рынка, и зрители – мало кому в голову приходит термин расшифровывать. Может статься, турецкие "дизи", про которые кабельщики задавали вопросы после анонса канала, быстро пройдут тот же путь ассимиляции в телевизионном сообществе. В конце концов Турцию называют вторым крупнейшим сериальным экспортером после США, а в русскоязычной сети уже существуют масштабные группы любителей турецкого сериала. 

На обзорной неделе давали военно-историческую драму "Курт Сеит и Александра" (богато, костюмированно, масштабно), многосерийную драму с элементами боевика "20 минут", остросюжетную драму "Восьмой день" про студентку колледжа Бахар, попавшую в гущу криминальных событий. А также семейную комедию "Пять братьев" (тут мое мнение мало что значит, мне и наши то бытовые комедии несмешны, не то что турецкие) и социальную драму про Турцию 1970-х годов – "Мамы и матери". Эти и другие сериалы разножанровые и неодинаково скроенные, но действительно есть некий турецкий колорит, который их условно объединяет в сериальный тип "дизи". 

Discovery Ultra

Логичный этап в развитии пакета Discovery, Inc. – в сентябре 2020 года "Медиа Альянс" в партнерстве c МТС запустил канал в формате Ultra HD, собравший в лучшем качестве зрелищный контент маститого производителя. Стоит отметить, что Россия стала первым рынком, где канал начал вещание.

Сетка строится на тех жанровых блоках, которые особенно выигрывают в стандарте Ultra HD: "Турбо", "Выживание и приключения", "Наука и космос", "Дикари", "Дикая природа", "Опасные и прекрасные". Discovery слегка припозднился с отдельным 4K каналом, но встретиться с хорошим контентом в высоком качестве никогда не поздно. Ключевые шоу Discovery сейчас производятся в UHD формате, который составляет уже порядка 80% производства.

Я полюбовался на львов в UHD, в давно любимом сериале "Большие кошки". Посмотрел несколько серий "Эд Стафорт: Игра на вылет", который тоже очень подходит для 4K. Острова Палау в суперкачестве, что может быть лучше? Вспоминается Жванецкий: "А сейчас цветная стереофония пошла. Мы в Стамбуле с корреспондентом устриц жевали. Он – по ихнюю сторону экрана, мы – по нашу. То есть он жует – стереофония, звук, цвет, хруст, писк... Единственное, вкуса нет, хотя слюна уже пошла". 

Единственное, что слегка удивило, так это ротация на обзорных неделях всего пяти-шести циклов. Кроме упомянутых это были еще "Как это устроено" (один из самых долгоиграющих проектов бренда), "Реставраторы", а также "Махинаторы", про лихих автодилеров. Все эти проекты многосерийные, и серии шли разные, но ощущение некоторой однообразности осталось. Наверняка сие часть концепции программирования канала высокой четкости, вряд ли это может быть связано с недостатком контента у самого Discovery.

MotorTrend

MotorTrend – тематический телеканал семейства Discovery про все, что связано с автотранспортом, драйвом и высокими скоростями. MotorTrend – один из старейших брендов в линейке производителя: одноименный журнал начал выпускаться еще в 1949 году, а канал создан в 2002-м. В Россию он пришел в 2020 году, и было объявлено, что он запускается эксклюзивно в сети оператора МТС. 

С обзором всегда так: чем старее и опытнее бренд, тем меньше можно написать про него. В эфире MotorTrend представлен качественный контент одного из опытнейших производителей познавательно-развлекательных каналов. Программы про автомобили, мотоциклы, гонки, тюнинг, реставрацию олдтаймеров и кастом-мастерские. Ремонтные шоу "Гаражная команда" и "Мотореставрация", впечатляющие своими техническими решениями, а также самими ремонтируемыми автомобилями и мотоциклами. Сериал "Кубинский хром", в котором гаванские автомеханики занимаются обслуживанием и восстановлением совершенно невероятных ретроавто, которые живьем можно встретить только на улицах столицы Кубы. Используя при этом все, что удается достать на небогатом острове: от куска старой водопроводной трубы до старых запчастей к советским "жигулям". Зрелищный американский стритрейсинг в сериале "Уличные гонки", брутальные мужчины в культовом цикле "Американский чоппер", лучшие модели авто в серии "Как это устроено: автомобили мечты", сериал "Необычные автоперевозки". А еще "Убитые тачки", "Автольянцы", "Мастерская хот-родов", "Необычные автоперевозки" и многие другие лучшие образцы автомобильных шоу и документальных циклов про моторы и скорость производства Discovery.

Bridge TV Шлягер

Компания Bridge Media, один из ведущих производителей музыкальных каналов на отечественном рынке, запустила в октябре 2020 года свой новый проект – телеканал Bridge TV Шлягер. В основе сетки заявлена "золотая коллекция российской эстрадной музыки и шансона, от Магомаева и Пугачевой, до Михаила Круга и Владимира Высоцкого". Последние два исполнителя у меня таки лежат в "разных кластерах", но Высоцкого задолго до появления нового канала приписали к коллекциям шансона на ряде каналов и радиостанций. Впрочем, на обзорной неделе Высоцкого не давали.

Показывали главным образом клипы нон-стоп из времен разной отдаленности от сегодняшних: Сосо Павлиашвили, Михаил Шуфутинский, "Иванушки" периода "Тополиного пуха", Стас Михайлов, "Ягода-малина" Валентины Легкоступовой, Игорь Саруханов с песней "Скрипка-лиса" (томная юность, портвейн, первые музыкальные каналы...). А также группа "Бутырка" с песней "Не трогай осень" ("Менты укутались в плащи, / А где-то песни под гармошку. / Остынет зона от жары, / Родные соберут картошку..."), классический репертуар любимой нашим президентом группы "Любэ", певица Юта и певица Алсу, клипы Валерия Меладзе из середины 1990-х, Вячеслав Быков с песней "Любимая моя", сладкие "Чай вдвоем" и еще молоденький Агутин. Что ж, мы среди людей живем, знаем, что у всего этого культурно-музыкального богатства есть своя преданная аудитория.

Встречалась и популярная музыка посвежее: клип "Мон амур" Максима Леонидова, к примеру, снятый летом 2020 года. А моей личной отдушиной стал раздел Movie Time – что-то вроде киноконцерта, музыкальные темы или песни с соответствующими кадрами из любимых фильмов. Я такое с детства люблю.

Golf TV

Выведенный на российский рынок "Медиа Альянсом" телеканал Golf TV стал доступен в 2020 году эксклюзивно пользователям интерактивного ТВ от Ростелекома и видеосервиса Wink. Когда-то этой дорогостоящей игре был посвящен канал семейства Viasat, но его еще пару лет назад заменил в линейке ViP Serial. Новый канал о гольфе создает Discovery, а значит, в принципе с контентом должен быть полный порядок. Сообщалось, что Россия стала первым рынком для Discovery, Inc., где Golf TV запустился как линейный канал. В основе сетки турниры серии "мейджор": PGA Championship, Augusta Masters; престижные локальные турниры: Aberdeen Standard Investments Scottish Open, Sanderson Farm Championship, тележурнал "Моя игра: Тайгер Вудс" (словосочетание "Тайгер Вудс" даже я знаю).

Чтобы наслаждаться гольф-турниром, надо хоть что-то в этом виде спорта понимать, но и без того заметно – картинка крутая, в соответствии с видом спорта. А вот русская адаптация немного меня смутила. Комментарий не то чтобы некачественный, но такой, очень онлайновый, какой бывает на "Евроньюс", когда показывают прямой эфир с внеочередного заседания европарламента. Комментатор, преимущественно женский голос, периодически запинается, тянет гласные: "А-а-а, о-о-о! Он не выиграл тогда, он проиграл. Но настолько ярко играл, что казалось, что выиграл". Отчасти это похоже на футбольное комментирование, только раз в пять медленнее. Как, впрочем, и сама игра.

Мосфильм. Золотая коллекция

Канал под популярным у поклонников отечественного кино брендом начал полноценное вещание в сентябре 2020 года. Когда-то я был горячим сторонником формирования каналов советского кино нон-стопом. Но с тех пор как оно стало круглосуточно и бесплатно доступно в ОТТ сервисах, я убедился в том, что на самом деле объем качественного кино советского периода не так уж значителен. Понимаю, что за этот вывод в меня бросят камень, и отдаю должное и великим новаторам, и народным комедиографам, и любимейшим народным артистам СССР. Просто снимали тогда очень мало, а процент "шлака" был такой же, как и во всем остальном мире. Тем не менее каналов советских фильмов за последние годы сделали немало. И они, судя по всему, остаются востребованными.

У канала под брендом "Мосфильма" есть одно потенциальное преимущество: студия и в постсоветское время осталась производственной базой для отечественного кинематографа. А значит, "Золотая коллекция “Мосфильма”" – может быть не только памятником советской киноэпохе, но и каналом для трансляции современного контента. Из постсоветского на обзорной неделе по вечерам давали сериал "Тайны следствия". Навскидку не было понятно, какое отношение к золотой коллекции московской киностудии имеет сериал, снимавшийся питерской студией "Панорама". Также шел в эфире канала сериал Сергея Урсуляка "Тихий Дон" 2015 года. Тоже не знаю, какое отношение он имеет к бренду "Мосфильм", поскольку снимался преимущественно в Ростовской области, а продюсировался студией "Москино". Возможно, это вклад в сетку партнера канала – ВГТРК. Кстати, дистрибуцией канала "Мосфильм. Золотая коллекция" занимается "Сигнал Медиа", входящий в холдинг "Цифровое Телевидение".

Кроме пары современных сериалов в обзорные дни эфир ожидаемо был заполнен разнообразной советской кинопродукцией. Перечислять десятки хорошо знакомых фильмов, полагаю, и смысла нет. Очевидно, что благодарная аудитория для такой коллекции найдется, особенно в тех местах, где невысока скорость интернета и нет привычки к просмотрам онлайн.

Спецканалы для OTT

Строго говоря, их нельзя назвать каналами линейного платного ТВ, которым обычно посвящены наши обзоры. Да и обозревать эту тему с какой бы то ни было полнотой довольно затруднительно, а скоро будет и вовсе невозможно. Но такое явление как сформированный в рамках цифровой платформы специализированный тематический канал нельзя обойти вниманием. Эти каналы отличаются от традиционных тем, что имеют только единственный способ распространения в рамках одного бренда. Но обладают существенным признаком телеканала: контент формируется не зрителем и вещается по редакционной сетке в определенном порядке и в режиме реального времени.

Из операторов снова обращает на себя внимание "Триколор", сформировавший для своей OTT платформы множество таких каналов. Во-первых, это серия "Большой эфир" во главе с одноименным каналом прямых трансляций уникальных событий. Он запустился с трансляции с космодрома Байконур – пуска ракеты-носителя "Союз-2.1а" 6 декабря 2020 года. В этой же серии представлены каналы "Игра" – матчи футбольные, хоккейные, баскетбольные, волейбольные и многие другие; "Поединок" – боевые турниры серии "Стрелка"; каналы "Волейбол. Мир" и "Волейбол. Россия"; мультиспортивный канал "Сила".

Отдельная тема – каналы одного сериала нон-стоп. В OTT "Триколора" осенью 2020 года можно было круглосуточно смотреть сериалы "Сваты", "Солдаты", "Дикий", "Кодекс чести", "Глухарь" и "Возвращение Мухтара 2". Помнится, когда аналогичным образом собрали сезонный канал "Елки". На эту тему было много шуток, однако я лично знаю людей, готовых смотреть любимое отечественное производство с любого места и не желающих самостоятельно это любимое место выбирать. Кстати, и раньше, глядя на сетку некоторых каналов, я удивлялся, почему они не носят честные названия – "Улицы разбитых фонарей" или "Тайны следствия". 

Среди ОТТ платформ стоит отметить тематические каналы Megogo, уделяющего телевещанию на своей платформе особое внимание. Каналов с литерой [M] довольно много, и она различны по тематике: есть "[M] Блог" для любителей активного образа жизни, "[M] Караоке" для поорать, "[M] Романтика" с фильмами и сериалами, "[M] Мультсериал", даже "[M] Трейлеры", собственно с трейлерами. Позабавил меня канал "[M] Камин", на котором показывают горящий камин, для уюта. Из этой же примерно серии канал "[M] Wallpaper", только там вода.

Есть у Megogo и своя линейка каналов одной франшизы, преимущественно мультяшной: "[M] Барбоскины HD", "[M] Маша и медведь HD", "[M] Фиксики HD", "[M] Доктор Хаус" и т.п. А в марте 2020-го, на пике изоляции, Megogo запустил интерактивный канал [М]#stayhome HD, на котором транслировали фильмы о любви и дружбе, а также шли напоминания о необходимости оставаться дома в связи с пандемией. Летом того же года медиаплатформа запустила собственный 4К канал. А вообще каналов с литерой [M] у Megogo великое множество и на любой тематический вкус.

Ребрендинги

Как обычно, год не прошел без смены названий и концепций. Вместо "Мира увлечений" стал вещать канал "КтоКуда". Анонсируя канал, холдинг "Макс-Медиа" сообщил, что до 70% контента посвящается внутреннему туризму, истории России и возможностям активного и оздоровительного туризма. А решение о запуске нового формата на месте "Мира увлечений" было принято после накопления критической массы программ собственного производства.

 

Телеканал "Ля Минор" прибавил к названию слоган "Мой музыкальный" и обыграл его в логотипе.

  

Канал АСВ TV вернул себе название "9 волна", измененное при прежнем ребрендинге в 2017 году.

  

H2 стал History2, что абсолютно логично, все и так знали, что это родственный History канал, и сокращенное название только мешало его усвоению аудиторией.

  

У "Первого ТВЧ" канал "Охотник и рыболов" стал просто "Рыболовом", но бренд "Охотник и рыболов" с рынка не ушел, а остался при канале, который ранее назывался "Охотник и рыболов HD".

  

Группа MTV летом–осенью 2020 года провела смену сразу трех названий своих музыкальных телеканалов в ряде стран, включая Россию. Телеканал MTV Dance стал MTV Сlub, VH1 ClassicMTV 80s, а MTV RocksMTV 90s

  

Каналы, которых с нами больше нет

Почивших в 2020-м было на удивление немного для такого жесткого года. Если не считать региональные каналы, но их в принципе очень много и там всегда идут различные слияния, размежевания, недофинансирования и оптимизации областных бюджетов. Например, "Газпром" закрыл телеканал "Норд" в Ханты-Мансийском автономном округе. Но самой шумной стала история екатеринбургского ЕТВ. В январе владельцы канала говорили о новой концепции и отрицали возможность закрытия. В марте стало известно об увольнениях журналистов, в мае канал ушел из кабельных сетей. Формально он не закрылся, летом искали нового владельца и гордо сообщали о том, что "канал остался в интернете". Но мы знаем, что эта формула может скрывать и фактическую кончину.

  

Самым обидным было прекращение вещания телеканала "Наше ТВ". Никто не поверил, что у этого бренда может не сложиться лояльная платящая телеаудитория. Канал запустили в конце 2015 года, и уже на старте его аудитория составила 2,7 млн. И все-таки что-то пошло не так. "Наше ТВ" весь 2019 год пытались "перезапускать", менять систему дистрибуции, обновлять. Но, к большому огорчению поклонников качественной отечественной музыки, в апреле 2020 года канал приостановил вещание.

  

В марте 2020-го операторов официально оповестили о прекращении деятельности музыкального телеканала "Открытый HD". Канал, специализировавшийся на современной музыке и экспериментальных форматах, был запущен в 2016 году оператором "Брянские кабельные сети", руководство которого всегда любило драйв и всяческую модную "движуху". Но после покупки БКС холдингом "ЭР-Телеком", случившейся в 2018 году, канал оказался непрофильным активом. Часть коллектива канал покинула, но инерции хватило на некоторое время. Увы, на короткое.

  

В прошлогоднем обзоре новых каналов про канал, посвященный азиатско-тихоокеанскому региону Asia Amazing, было написано: "Именно в 2019 году канал проявил себя как игрок рынка: вошел в OTT пакеты, стал появляется у некоторых операторов". Сглазили – весной 2020-го канал прекратил передачу сигнала и направил в Роскомнадзор документы на приостановку лицензии. 

  

"Первый ТВЧ" закрыл в прошлом году проект "Мультик". Производитель и дистрибутор отмечал, что видит больше коммерческих перспектив вне высококонкурентной ниши детского телевидения и намерен сосредоточиться на продвижении нового тематического контента.

  

Не пережил прошлый год один из ветеранов образовательного ТВ – "Первый образовательный", начинавший еще в 1998 году под названием "СГУ ТВ" (канал возник при Современном гуманитарном университете). Осенью 2020 года канал официально объявил о прекращении вещания, как сообщалось "по решению учредителя".

  

Также закрылся канал ProГонки, посвященный российскому авто- и мотоспорту. Его в 2018 году вывела на рынок группа SPB TV. Транслировал канал соревнования практически по всем видам спорта, связанным с моторными транспортными средствами. В эфире были трансляции российских соревнований, которые больше нигде по ТВ нельзя было увидеть. О конкретных причинах закрытия канала учредители не сообщали.

В заключение

По нашим подсчетам, число появившихся на свет в 2020 году телеканалов самое скромное за 10 лет – 24. Для справки, в 2019 запустилось 32 нишевых телеканала, в 2018 больше 40, рекордным по стартапам был 2017 год, когда в каталоге Кабельщика появилось 58 новых имен (несколько вскоре умерло, правда). В среднем в последние годы ежегодно запускалось от 30 до 40 телеканалов.

Еще одно наблюдение: подавляющее большинство новых телеканалов запущены крупными медиахолдингами. Независимые вещатели, по понятным причинам, стали куда менее активны  в этом отношении. А, учитывая, несколько более высокую "смертность" среди независимых телепроектов, не имеющих "подушки безопасности, можно констатировать, что телевизионный рынок в целом перетекает в медиахолдинги.