Светлана Белова: "Рекламная модель обесценивает контент"

16.10.2013 10:57
М.Силин: Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире очередной выпуск программы “ТВ-профи” и ее ведущие Михаил Силин и Яна Бельская.
 
Я.Бельская: Здравствуйте. Я бы хотела представить нашу сегодняшнюю гостью. Это Светлана Белова — генеральный директор компании “Видимакс”. И первый вопрос: собственно, чем занимается ваша компания?
 
С.Белова: Здравствуйте. Наша компания на рынке с 2009 года и мы специализируемся на предоставлении услуг по просмотру легального видео через интернет, но преимущественно на экранах телевизоров. Мы считаем, что нормой телесмотрения является использование стандартного телевизионного приемника в домашних условиях, когда можно удобно устроиться на диване и с помощью пульта просто и быстро выбрать то, что хочется посмотреть.
 
М.Силин: Всех кабельных операторов пугают тем, что вокруг доступно пиратское видео в интернете, а вы предлагаете по сети, но легальный контент?
 
С.Белова: Именно так. И три года уже мы доказываем, что это идея вполне состоятельна. На сегодняшний день у нас есть почти 20 000 платежеспособных абонентов, которые, по крайней мере, раз в три месяца делают у нас покупку фильма или имеют ежемесячную подписку на неограниченный просмотр всего нашего каталога. 
 
Я.Бельская: То есть, фактически, эти люди платят за то, что можно и “спиратить”?
 
С.Белова: Ровно так. Фильмы, которые доступны на пиратских сайтах, на трекерах, доступны и в нашей библиотеке. Но тут нужно оговориться. Понимая, что наш зритель сидит перед большим экраном, что он придирчив не только к качеству того, что он выбирает для просмотра, но и к качеству трансляции сигнала, мы немало усилий потратили на то, чтобы качество доставки телевизионного контента было высоким, чтобы никто не испытывал дискомфорта от того, что файл подгружается, и на экране вместо изображения крутится колесико, которое говорит о том, что происходит загрузка данных. Мы позаботились о том, чтобы интерфейс для выбора и оплаты был удобный, простой, интуитивный, и считаем, что ровно это является заслугой наших сегодняшних достижений по сбору денег на этом рынке. Мы считаем, что эта модель предоставления платного видео по запросу вполне состоятельна, имеет право на существование, но для того, чтобы это действительно стало массовым и имело успех, надо прикладывать усилия и развивать то, что называется пользовательским опытом телесмотрения.
 
М.Силин: На вашей платформе только платный контент или вы следуете еще и рекламной модели предоставления услуг?
 
С.Белова: Нет. Мы используем только платную модель. По определенным причинам нам кажется, что сейчас это более оправданно. Кроме того, есть некоторая особенность нашей деятельности на рынке. Мы стараемся работать не только с конечными пользователями, но и с бизнес-пользователями. Наши основные усилия по продажам и поддержке направлены на работу с операторами широкополосного доступа, будь то кабельные операторы или интернет-провайдеры. И для операторов один из мотивов сотрудничества с нами — это не только конкурентоспособосность, но и возможность заработать дополнительные деньги. В случае с рекламной моделью делиться доходами было бы гораздо сложнее, а тут есть совершенно понятная и простая схема: собирая деньги с конечных пользователей, оператор очень четко понимает, какую долю дохода он положит в собственный карман, и какой долей дохода он поделится с нами. Эта устоявшаяся схема продажи контента, а не рекламной модели, позволяет нам успешно сотрудничать с операторами и развивать нашу клиентскую базу.
 
М.Силин: Ваша клиентская база, как Вы сказали, это двадцать тысяч абонентов. Какая доля приходится на абонентов кабельных сетей и какая — на пользователей интернета, которые нашли вас самостоятельно?
 
С.Белова: Практически 95% пользователей — это абоненты, принадлежащие каким-то операторам сетей доступа: кабельным или интернет-провайдерам. Безусловно, в нашем списке контр-агентов больше интернет-провайдеров, потому что с ними, если честно, проще найти общий язык. 
 
М.Силин: Но, знаете, что меня беспокоит, что среди них много тех, кто представляет видео- и телеконтент не вполне легально. И гораздо больше небольших провайдеров, для которых телевизионный сервис является дополнительным, не основным по сравнению с кабельными компаниями.
 
С.Белова: Я не могу сказать, что наши партнеры — это совсем маленькие операторы. Среди них есть достаточно известные имена. Это “Сумма Телеком”, “Зеленая точка”, “БашИнформ”, “ТабТелеком”. В общем, достаточно масштабные поставщики услуг доступа. Есть и маленькие операторы, которые насчитывают не более 10 тысяч абонентов широкополосного доступа. Но, несмотря на то, что они маленькие, и, казалось бы, незаметные, они стараются быть легальными и поэтому идут на сотрудничество с нами. Потому что мы предоставляем только легальный контент, и это позволяет им сделать белыми и прозрачными свои собственные услуги.
 
М.Силин: Скажите, а услуги они предоставляют под чьим брендом? Под вашим или самостоятельно?
 
С.Белова: Мы достаточно гибки в этом плане и мы предлагаем как модель white lable, так и наш собственный бренд. Это зависит от выбора самого оператора. Мотивы могут быть самые разнообразные. Одни операторы могут быть недоверчивыми, не хотят предоставлять под чужие услуги свой собственный бренд, который уже имеет некую репутацию. А некоторые не хотят демонстрировать партнерство с кем-то и все услуги предоставляют под своим брендом. Это совершенно индивидуально и мотивы могут быть самые разные.
 
М.Силин: Фактически, получается, что партнерство с вами для интернет-провайдера или кабельного оператора — это возможность предоставлять видео по запросу, совершенно в это ничего не инвестируя?
 
С.Белова: Да. Это нулевые затраты на создание инфраструктуры, на закупку контента, и практически нулевые затраты времени на старт проекта. Мы работаем по разделению дохода, то есть долю от того, что продал оператор, он и может рассчитывать. Мы отдаем оператору в среднем 20-25% того, что платит конечный пользователь. Кажется, что это тот уровень дохода, который устраивает оператора при том объеме усилий, которые ему приходится затрачивать на организацию партнерства. Все усилия по организации взаимодействия сводятся к необходимости интеграции информационных систем, для того, чтобы обеспечить максимум удобств конечному пользователю, чтобы тот мог платить через один лицевой счет.
 
М.Силин: Наверное, вопрос не только в интеграции информационных систем с целью удобства оплаты, а еще очень важный вопрос, это то, что называется электронный телегид, EPG. Как абонент на экране телевизора видит интерфейс вашей платформы, насколько она интегрирована с интерфейсом оператора к его собственным телевизионным услугам? Или это разные системы, в которых разные входы?
 
С.Белова: Спасибо. Это очень удачный вопрос, потому что как раз недавно мы ввели дополнительный сервис, который мы называем не EPG, а, IPG, то есть interactive programme gide, потому что рассчитываем на то, что конечный пользователь будет гораздо больше времени взаимодействовать с нашей системой через интерфейс, а не через EPG, который, в основном, предоставляет информацию о том, что идет на каналах. Уникальность того продукта, который мы предлагаем пользователю, в том, что он объединяет доступ к видео по каталогу и то, что можно назвать собственно телевизионным вещанием, то есть программы и передачи в режиме реального времени. В одном приложении соединена программа передач и доступ к архиву фильмов. Например, если по программе передач упомянут какой-то телесериал или какой-то фильм известного режиссера, то с большой вероятностью в нашем каталоге найдется либо продолжение, либо начало этого сериала, либо фильм того же режиссера, либо фильм с теми же актерами, которые могут заинтересовать зрителя, и это уже может быть предметом продажи. То есть такой UpSale или кросспродажи на базе стандартного телевизионного гида. Нам кажется, что это приносит новые возможности, новый опыт и новые удобства.
 
М.Силин: Это ваша разработка?
 
С.Белова: Да.
 
М.Силин: Я хочу уточнить. Когда вы говорите о программе передач — это средство, с помощью которого абонент может переключиться с канала на канал, то есть это интегрировано с цифровой платформой самого оператора?
 
С.Белова: Да. 
 
М.Силин: Не ограничивает ли тогда это оператора на использование промышленных систем. Допустим, если это крупный оператор, у него уже есть своя платформа, есть EPG. Не может ли возникнуть ситуация, что он скажет вам интегрировать ваш интерфейс в его интерфейс?
 
С.Белова: Есть и такие случаи, и их довольно много по совершенно понятным причинам. История IPTV на местном рынке насчитывает уже не один год, она довольно длинная и многие крупные операторы успели вложиться в создание платформы IPTV с разной поддержкой middle wear, и поэтому, естественно, возникают задачи интеграции с уже существующими системами. Тут либо мы проводим работы по интеграции, либо поставщик того программного обеспечения или системы IPTV, которая установлена уже у оператора, по заказу оператора делает какие-то доработки своей системы для того, чтобы обеспечить совместимость с нами. На самом деле это тоже не требует больших усилий. Мы понимаем, что нам придется много работать по стыковке, по налаживанию отношений с уже существующими информационными системами, мы сделали достаточно богатый интерфейс для интеграции API, который позволяет практически все задачи совместимости решить без особых усилий.
 
М.Силин: То есть интеграция работы с кабельными компаниями — это скорее ваша стратегия?
 
С.Белова: Да. 
 
М.Силин: Теперь давайте немножко поговорим о конкуренции с другими платформами, но сделаем это после небольшой рекламной паузы.
 
Часть 2-я
 
М.Силин: Снова здравствуйте, уважаемые телезрители, мы продолжаем программу “ТВ-Профи”. В студии Михаил Силин, Яна Бельская и наша гостья — Светлана Белова, генеральный директор компании “Видимакс”. Компания “Видимакс” одной из первых вышла на рынок предоставления услуг легального видео через сеть интернет. Была одной из первых, но сейчас таких компаний уже немало. И мой следующий вопрос: как вы себя чувствуете в конкурентной обстановке, кто является вашими основными конкурентами? Можете ли вы как-то сравнить масштаб ваших услуг с масштабом услуг основных конкурентов?
 
С.Белова: Справедливости ради надо сказать, что конкурентная среда, в которой мы существуем, сейчас достаточно насыщена представителями разного масштаба, и мы испытываем определенное давление, но при этом мы довольно четко понимаем разницу в позиционировании между “Видимакс” и другими компаниями, которые есть на рынке.
 
М.Силин: То есть стратегии у вас разные?
 
С.Белова: Да. Стратегии у нас разные и разные модели. Мы начали с рассказа про платную модель. И действительно мы последовательно в течении уже больше года с того момента, как вышли на коммерческое предоставление услуг, следуем этой модели. Есть IVI, есть Twiggle, есть TVZavr, Zoomby и еще множество компаний того или иного масштаба, которые предоставляют услуги легального видео, но делают это в основном по рекламной модели. При этом мы точно знаем, что время, которое проводят зрители за просмотром нашего фильма, и время, которое тратится на просмотр видео по рекламной модели, существенно отличаются. То есть у нас фильмы смотрят и пересматривают. Рекламная модель, поскольку она создает у зрителя ощущение условной бесплатности, толкает на соблазн быстрого переключения, быстрого просмотра.
 
М.Силин: Ты не заплатил. Смотреть не обязательно, можно потом посмотреть. 
 
С.Белова: Совершенно верно. Она отчасти обесценивает контент, хотя деньги, которые тратятся на приобретение контента упомянутыми партнерами по рынку и само качество контента, которое предлагается, безусловно, не заслуживает такого невнимательного отношения. Потому что очень часто IVI и Twiggle предлагают новинки на эксклюзивной основе, которые нигде больше нельзя посмотреть. Мы не всегда можем позволить себе покупку такого дорогого контента и честно отдаем себе отчет в том, что их каталоги выглядят более привлекательно и более представительно для конечных пользователей.
 
М.Силин: А почему?
 
С.Белова: Потому что они радуют большим разнообразием, потому что они позволяют себе приобретение самых последних новинок.
 
М.Силин: У них что, просто денег больше? Почему у них есть на это деньги, а у вас нет?
 
С.Белова: Да, на это тратится больше денег. Мы живем в условиях бюджета. Мы постоянно следим за тем, чтобы те деньги, которые мы тратим на контент, возвращались нам в виде платежей от конечных пользователей. Я не могу судить о том, как устроена финансовая политика в компаниях IVI, Twiggle, Zoomby и так далее, я могу только строить предположения на этот счет. Но у нас есть совершенно четкая позиция: мы должны тратить не больше, чем мы получаем. И это соотношение доходности и затрат обеспечивается еще и тем, что часть контента мы получаем от правообладателей тоже по модели разделения дохода. То есть мы не всегда платим минимальную гарантию, мы не покупаем самые дорогие каталоги. И у нас достаточно много партнеров, которые используют нашу платформу для дистрибуции своего контента, при этом делясь с нами доходами от продажи этого контента аудитории, которую мы предлагаем в партнерстве с операторами доступа. 
 
Я.Бельская: Тогда вопрос: есть ли информация о том, окупаются ли дорогостоящие библиотеки, которые пытаются окупить с помощью рекламы? Есть ли такая информация, потому что по рынку ходит разное.
 
С.Белова: Я не видела финансовой отчетности, я могу только предполагать и опираться на частные разговоры с представителями этих компаний. Нет, не окупаются, потому что стоимость рекламной транзакции не обеспечивает затрат на показ фильма. Это просто несопоставимые суммы. И, наверное, не секрет, что правообладатели запрашивают за хорошие каталоги совершенно безумные деньги, которые кажутся совершенно неоправданными. Окупить это можно либо на огромной аудитории, либо продавая очень дорого. Есть опыт Yota, которая собрала у себя просто отборную библиотеку и продает фильмы очень дорого. Ее клиентская база растет не очень быстро, в этом сама Yota признается. Мы тоже растем не быстро, это надо честно признать, но мы действуем достаточно методично. То, что мы покупаем, пусть это даже не последние новинки, мы стараемся продать, выжимая из каждой единицы контента, за которую мы заплатили минимальную гарантию, максимум дохода, который она может принести. Для этого используются все методы продвижения, все методы информирования наших пользователей о том, что у нас есть в каталоге, определенные правила ротации фильмов для того, чтобы создавать ощущение новизны, но, безусловно, разница в каталогах есть. Но нельзя говорить, что каталоги у провайдеров различаются радикально. Круг правообладателей, с которыми мы — все представители этого вида бизнеса, общаемся, ограничен. Понятно, что у одних денег на закупку контента чуть больше, у других чуть меньше, но в среднем каталоги процентов на 70-80 у всех поставщиков одинаковы. И конкурировать каталогами довольно тяжело. Конкурировать, на наш взгляд, надо качеством демонстрации, удобством приложения, которое позволяет получить доступ к каталогу, в том числе уровнем цен и удобством получения услуги: скоростью подключения, разнообразием устройств, с помощью которых можно получить доступ к контенту и так далее.
 
М.Силин: Скажите, а по техническому качеству платформы отличаются каким-то образом?
 
С.Белова: Да, отличаются. Но мне трудно объяснить причины этих различий. Одни поставщики видео по запросу, неважно по рекламной модели или платной, строят собственную инфраструктуру по стране для того, чтобы обеспечить более качественную доставку контента, приблизить тяжелый контент к конечному потребителю.
 
М.Силин: Это то, что называется CDN?
 
С.Белова: Совершенно верно. Некоторые пользуются услугами CDN сторонних провайдеров: Jenix и... Наверное, не назову никого больше, только Jenix в голове вертится. Мы строим свою собственную инфраструктуру, которая наши нужды обеспечивает, и работаем в тесном партнерстве с операторами. Зачастую операторы ставят собственные сервера.
 
Я.Бельская: Странно, что такие представительные библиотеки не окупаются, но вопрос касается правообладателей. Не выглядит ли странным то, что правообладатели вводят настолько высокие цены: сотни тысяч долларов на, условно, десять фильмов топовых. Не способствуют ли они такими странными шагами процветанию пиратства, потому что гораздо проще полностью бесплатно их же собственный контент “спиратить”?
 
С.Белова: Мне кажется, что на местном рынке надо разделять правообладателей. Есть агрегаторы типично местного происхождения, которые раньше скупали права на показ фильмов в кинотеатрах, потом стали получать права на публикацию DVD, теперь берут права на интернет и видео по запросу. И достаточно крупные агрегаторы есть на этом рынке. Они существуют давно, успешны, и никогда, наверное, отсюда не уйдут, потому что есть кинотеатры. Есть так называемые мейджеры. Это те, кто сидят по ту сторону океана, это Голливуд, у которого совершенно безумные ценники, на мой взгляд, и которые представляют очень большие компании с очень жесткими регламентами, у которых есть опыт продажи своего контента за минимальную гарантию на западном рынке. Есть хороший оператор под названием Netflix,который, как известно, тратит до полутора миллиардов в год на права на видео, и, конечно, в такой ситуации отказываться от минимальной гарантии было бы странно для правообладателя.
 
Я.Бельская: Специально для России.
 
С.Белова: Специально для России, правильно. И Вы, безусловно, правы. Это способствует пиратству. И до тех пор, пока эти цены не станут приемлемого уровня, так, чтобы бизнес поставщиков видео-услуг стал прибыльным, пиратство будет жить.
 
Мне кажется, что местные правообладатели, те, кого можно назвать агрегаторами, могли бы быть более уступчивы в отношениях с операторами услуг, потому что, во-первых, они ближе к этому рынку, во-вторых, они не так жестко регламентированы и ограничены в возможностях предоставления прав. И, казалось бы, для того, чтобы развивать местный рынок (в чем они должны быть заинтересованы, потому что рынок DVD умер), они могли бы и сами прикладывать несколько больше усилий для того, чтобы продавать свой собственный контент на этом рынке, в том числе и конечным пользователям. Для этого можно было бы использовать платформы, которые предлагаются здесь как аппаратные и программные решения. 
 
М.Силин: Нельзя ли из ваших слов сделать такой вывод, что в каком-то будущем в действительности победит какой-то глобальный интегратор, глобальная компания типа Netflix, которая консолидирует огромный контент, тратит огромные деньги, и в итоге у нее будет всё и все будут ходить только к ней. Не получится ли так, что судьба многих таких компаний, представителем одной из которых вы являетесь, будет под угрозой?
 
С.Белова: Мне хочется надеяться, что нет, потому что я рассчитываю на бизнес, будущий для себя, по крайней мере, и для своей компании. Мне кажется, что та картина, которую мы наблюдаем на зарубежных рынках — на американском, на европейском, на американском (в большей степени) достаточно гармонична и разумна. Там есть операторы класса Netflix, масштаба Netflix. Есть LoveFilm, есть Blokbuster, есть Voodoo. Есть достаточно много операторов, которые покупают права на контент, а потом перепродают их конечным пользователям. При этом есть, например, компания BBC, которая сама продает свой собственный контент, и делает это не менее успешно, чем это делает тот же самый Netflix, потому что у BBC колоссальная библиотека, у BBC совершенно замечательный плеер, который она предлагают на разных устройствах. Это удобный и понятный способ потребления того контента, который наверняка востребован конечным пользователем. Я не верю, что здесь, на этом рынке появится кто-то один большой, что всем остальным не найдется места. Хотя бы потому, что я верю, что и рекламная модель и платная модель имеют одинаковые права на существование.
 
М.Силин: Все-таки они будут сосуществовать.
 
Я.Бельская: Да, они будут сосуществовать. И, более того, наверное, в обозримом будущем доходность той и другой модели будет сравнима. 
 
М.Силин: Светлана, спасибо за очень интересный рассказ. Наше время подошло к концу, мы вынуждены закончить нашу передачу. Поблагодарим телезрителей, которые были с нами. С вами были Михаил Силин, Яна Бельская и Светлана Белова — генеральный директор компании “Видимакс”. До свидания, до новых встреч.
 
 
Видео: