Тихон Дзядко и новый RTVi. Совсем другой

20.06.2017 16:50

О грядущих грандиозных изменениях на телеканале RTVI стало известно примерно тогда же, когда прошла новость об уходе канала с российского рынка платного телевидения. По крайней мере, в традиционном смысле – канал фактически вышел из-под юрисдикции регулятора, с его повальным регулированием и тотальным контролем. О том, с чем связаны все эти события и что представляет собой новый проект, и как будут выстраиваться его отношения с российскими и русскоязычными телезрителями, мы поговорили с некогда звездой телеканала "Дождь", а сегодня одним из создателей и идеологов обновленного RTVI – Тихоном Дзядко.

Но для начала немного предыстории

Телеканал RTVi (расшифровывается как "Русское международное телевидение") был создан Владимиром Гусинским в 1997 году как преемник старого НТВ и ТВ-6. Собственно, первоначально канал назывался "НТВ-Интернешнл" и служил международной, лицензионно очищенной версией телеканала НТВ. Впоследствии, после известных событий канал трансформировался и перешел на собственное телепроизводство, команда RTVi пополнилась целым рядом бывших сотрудников телеканалов НТВ, ТНТ и ТВ6. Фактически с этого момента канал начинает считаться оппозиционным, по крайней мере, по сравнению с существенно изменившимся телевизионным мейнстримом в России.

За прошедшие 20 лет RTVi серьезно развился, он вещает через кабельные, спутниковые и ОТТ-платформы по всему миру, особенно популярен у русскоязычных диаспор Израиля и Германии. В России RTVi до недавнего времени был доступен своим зрителям в спутниковых и кабельных сетях, хотя и не был как-то особенно распространен – сохраняя изначальный курс, канал со временем все сильнее отличался от всего, что происходило на традиционном российском телевидении. После того, как срок действия вещательной лицензии истек, новое руководство канала приняло решение не продлевать ее, а переформатировать канал и сконцентрироваться на развитии в интернете (при этом сайт RTVi зарегистрирован в РКН как СМИ).

В марте 2012 года телеканал был куплен предпринимателем из России, бывшим генеральным директором телеканала "Звезда" Русланом Соколовым, который привлек соинвестора. А в сентябре 2016 года на канал пришла новая команда во главе с Алексеем Пивоваровым. И с этого момента у канала началась совсем новая жизнь.

"Главный вызов нового RTVI как глобального международного медиа – связать весь глобальный русскоязычный мир через наши общие культурные ценности, через общий язык и - что важно - общую новостную повестку. За 6 месяцев была собрана абсолютно новая команда, готовая к реализации самых амбициозных задач, был сформирован уникальный журналистский коллектив, проведен полный ребрендинг RTVI, в корне переосмыслен подход к присутствию канала в цифровой среде. Новыми лицами телеканала стали Леонид Парфенов (шоу "Намедни в караоке"), Антон Хреков, Наталья Метлина и Тихон Дзядко (шоу "Здесь и там", ежедневный телемост Вашингтон – Москва) и сам Алексей Пивоваров с авторской программой "Человекочас".

(из пресс-релиза телеканала)

"Кабельщик": Расскажите, пожалуйста, поподробнее о новой концепции канала RTVi. Это было создание новой концепции нового телеканала, или что-то из старого телеканала все-таки попало в новый проект? И какие вообще сейчас цели декларирует RTVi?

Т. Дзядко: Во-первых, то, что касается старого: несомненно, новая команда не ставит своей целью всё разрушить и построить новое. Естественно, из всего того лучшего и хорошего, что было на RTVi, всё лучшее и хорошее берется. На протяжении последних лет после прихода Руслана Соколова и нового руководства канала, в частности, главы информационной службы Екатерины Котрикадзе, например, информационная составляющая RTVi стала очень сильной в сравнении с тем, что было до 2012 года. И телеканал RTVi, и его информационная составляющая сейчас может дать фору множеству русскоязычных средств массовой информации, которые работают на территории Российской Федерации и за её пределами. Конечно же, новая команда на это опирается. Это первое.

Второе, на что команда RTVi опирается – это аудитория, которая все эти годы наращивалась, как на территории США, так и на территории СНГ, Израиля, Германии, и других стран Европейского Союза. Отказываться от этой аудитории никто не собирается.

Есть планы аудиторию наращивать, а всё то, что и так хорошо (на мой взгляд, – информационная составляющая) – мы намерены улучшать дальше. Как это возможно? Это возможно благодаря тому, что появился новый инвестор, соответственно это новые финансовые возможности, которые дают новые возможности по созданию различных форматов, по привлечению большего количества людей. Поэтому развитие сейчас идёт, и это станет совсем очевидно в тот момент, когда произойдет перезапуск – в ближайшее время. [Официальный перезапуск канала состоялся накануне этой публикации - во время записи интервью дата рестарта еще не была известна - прим. Ред].

Развитие канала идет по двум направлениям: первое – это развитие телевизионной составляющей, это новые проекты, которые появляются на телевидении, и которые будут видеть наши зрители за пределами Российской Федерации, поскольку RTVi на территории России в классическом смысле не вещает. Второе – это новый сайт, развитие "диджитальной" составляющей RTVi. И для первого, и для второго в Москве создается отдельная и редакция, она уже практически создана, набрана и работает.

Повторюсь: в Москве работает студия, но зрители в России не смогут смотреть RTVi [классическим способом через кабельные или спутниковые сети], потому что он там не вещает: они смогут все телевизионные проекты смотреть на сайте в записи.

 

К: Это вопрос принципиальный?

Т. Дзядко: Насколько я понимаю, этот вопрос связан с лицензированием и авторскими правами на различные форматы. Авторские программы RTVi будут выкладываться на сайте, в отложенном смотрении их все смогут увидеть, что, насколько я могу судить, в России сейчас популярнее, чем телевизор в традиционном понимании (не учитывая нишу федеральных каналов).

 

К: Это популярно среди более не массовой, но продвинутой аудитории, интернет подключенной.

Т. Дзядко: Ну, если, например, говорить про телеканал "Дождь", то совершенно очевидно, что количество людей, которые смотрят прямой эфир несопоставимо меньше, чем количество отложенных просмотров на сайте.

 

К: Но это вынужденная история, и этого не было бы в такой мере, если бы телеканал "Дождь" не пережил бы тот страшный период отключения.

Т. Дзядко: Я здесь позволю с Вами не согласиться, поскольку я в тот момент непосредственно принимал участие в событиях. Конечно, мы видели, что если вы подписчик "Триколор ТВ", то потенциальное количество домохозяйств, которые вас смотрят, очень велико. Но всё-таки мы вступили в эпоху интернета, в эпоху социальных сетей, в эпоху короткого смотрения, и поэтому записи передач и какие-то фрагменты вышедших передач – они активно смотрятся. Понятно, что сравнивать это с потенциальной аудиторией Первого канала или с потенциальной аудиторией канала, который входит в "Триколор", сложно. Просто это уже другое направление.

 

К: Тогда вопрос: вот этот тип потребления, который вы будете формировать на российской территории – он будет платный или бесплатный (имеются ввиду программы с отложенным просмотром)?

Т. Дзядко: Бесплатным.

 

К: То есть. канал составит серьёзную конкуренцию тому же "Дождю"?

Т. Дзядко: Я думаю, что  это конкуренция, которая всем будет на пользу. На пользу нам – чтобы мы не расслаблялись, и на пользу "Дождю", который на протяжении долгого времени был, по сути, монополистом в  нише независимых СМИ. Ну, а теперь не будет.

 

К: Среди людей, подключенных к информационному полю, интересен еще РБК, но в связи с продажей РБК бизнесмену Березкину, редакционная политика канала может, конечно, измениться.

Т. Дзядко: Давайте посмотрим, что там будет происходить. Мне кажется, что от смены руководства редакции РБК печатного и сайта, никакой страшной катастрофы и "скатывания" этого средства массовой информации в какое-то неподобающее "нечто" не произойдет.

 

К: О ребрендинге. О переформатирование логотипа RTVi – многие сочли его чрезвычайно похожим на логотипы "Дождя", у "Ориона" и еще целой кучи компаний с "маджентовыми" логотипами. Почему именно такая стилистика, и как вообще будет выглядеть фирменный стиль канала?

Т. Дзядко: Во-первых, то, что касается "Дождя", – мне кажется, что российское пространство социальных медиа очень нервное, и оно очень любит само себя заводить, особенно российский сегмент пользователей социальных сетей, которые являются сотрудниками средств массовой информации. И если день проходит без так называемого "медиасрача", то это как будто бы день прошел зря. Все этим очень любят заниматься, и я в том числе, как и большинство моих коллег.

Да, новый логотип розовый, как и логотип телеканала "Дождь". Но логотипов у RTVi всего шесть, если я не ошибаюсь, и они все разного цвета: там есть желтый, есть салатовый и другие цвета.

  

Во-первых, мне кажется, что важными являются два аргумента: известно, что цветов на радуге не так много, а каналов в новейшей России побывало очень много, и логотипов у них было много. Уже начались шутки про красный логотип – что это похоже на CNN. А есть салатовый логотип – он похож на цвет формы какой-нибудь футбольной команды.

Во-вторых, уж точно никто не стремился ни у кого ничего не "плагиатизировать", если можно так сказать по-русски.

В-третьих, мне хочется надеяться, что когда можно будет оценить содержательную составляющую нового RTVi, мы увидим такую же ожесточенную полемику, как та, что мы наблюдали в социальных сетях по поводу логотипа. Это, мне кажется, и для информационного сообщества, и вообще для средств массовой информации России будет намного полезнее, потому что это намного важнее, чем одинаковые цвета.

 

К: Пока у нас было недостаточно возможностей посмотреть на контент канала – и это следующий вопрос. Что зрители увидят на канале?

Т. Дзядко: Из того, что было на RTVi, самое главное, что сохраняется – это новости. В целом, если говорить о новом RTVI, то есть его новый слоган: “По обе стороны". Заключается он в том, что теперь RTVi находится не только в США массово – ведь не массово он находился не только здесь, есть еще бюро в Израиле, в Германии, есть корреспонденты в различных странах мира. Но принципиально RTVi существовал только в Нью-Йорке, а теперь RTVi существует в Нью-Йорке, и в Москве, разделенный не только океаном, но и большим количеством вопросов идеологических, политических, и культурных, и каких-либо еще. 

Основная философия нового RTVi заключается в том, что мы находимся по обе стороны. Это включает в себя то, что мы даём слово обеим сторонам, озвучиваем все точки зрения. Этой концепции RTVi придерживалось и до этого, но теперь, в силу того, что мы появляемся в Москве – это еще больше актуально.

Мы находимся по обе стороны океана и, соответственно, сотрудники, которые работают в Москве, и сотрудники из США –их подходы неизбежно различаются. Хотя бы в силу того, что они существуют в разных обществах и разных информационных потоках. И наша задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, их сталкивать – в хорошем смысле, поскольку в споре, как известно, рождается истина. А вторая задача – эту истину находить и строить виртуальные мосты между той и этой стороной. Именно это сегодня представляется особо актуальным.

Это касается всех новых проектов, которые мы делаем. Например, те новости, которые раньше выходили на RTVi, теперь будут выходить в несколько ином виде – это будет парное ведение из Нью-Йорка и Москвы с включением тех студий, которые находятся в Германии и Израиле.

Еще одно подтверждение этой концепции – это проект "Здесь и там", который я имею честь вести, находясь в Вашингтоне, с задействованием студии в Москве.

Это ежедневное шоу с понедельника по четверг, идея которого заключается в том, чтобы в студиях в Москве и Вашингтоне были представлены эксперты, имеющие абсолютно разные точки зрения. Более того, у ведущих в этих программах точки зрения тоже сильно разнятся, так как ведущий в Вашингтоне – я, а ведущие в Москве по очереди – это Антон Хреков и Наталия Метлина. Наши позиции политические и идеологические в известной степени различаются, и это значит столкновения не только на уровне экспертов в студиях, но и на уровне ведущих. Хотя столкновения ведущих на RTVi, конечно, не будут вести к тому, к чему, как кажется, ведут столкновения в эфире федеральных каналов, когда всё заканчивается мордобоем, криками и руганью. Это столкновение, которое ведет к поиску той самой истины и построению виртуального моста между двумя столицами.

И еще один из проектов, который уже был анонсирован, и которым стоит гордиться, это проект Леонида Парфенова, который будет петь песни и говорить про историю и современность со своими гостями. Мне кажется, эта программа станет прекрасной жемчужиной нашего канала.

К: Где будет проходить граница телесмотрения: когда будут идти прямые эфиры, а когда не прямые эфиры, ведь когда в Америке день, у нас ночь, и наоборот. На какое время у вас планируются информационные акценты, будет ли эта граница – день Америки и день России?

Т. Дзядко: Мне сложно отвечать на этот вопрос, так как я не занимаюсь этими вопросами на RTVi. Единственное, что я могу сказать, что проект, который я буду вести, и эти парные новости между Москвой и Нью-Йорком – они выходят в дневное время по Америке. Соответственно, это вечер в Европе и чуть более поздний вечер в Москве. Далее, несомненно, сохраняются проекты, ориентированные только на США.

 

К: Фактически RTVi после трансформации становится общественно-политическим транснациональным каналом. Сейчас довольно большая активность наблюдается в этой области: запускаются новые проекты, развиваются проекты достаточно старые. И они все каким-то образом находят источники монетизации: отчасти это опальные олигархи, отчасти деньги Евросоюза, отчасти это другие источники, которыми, наверное, кто-то даже не очень гордится. На Ваш взгляд, как будет развиваться эта конкуренция оппозиционных СМИ? Насколько велика её аудитория в России и за ее пределами, или всё-таки она ориентируется на другие страны?

Т. Дзядко: Скажу банальную вещь – любая конкуренция всегда во благо. Чем больше у нас конкурентов, тем нам лучше. Конечно, нам надо будет больше стараться, но, с другой стороны, это будет нас держать в тонусе и будет не давать расслабляться.

Меня ужасно радует, что в последнее время на фоне какого-то безвременья, которое мы наблюдаем, вдруг появляются три мощных независимых телевизионных проекта: это "Дождь", который развивается в сторону расследований и репортажей; это новый РБК, в который пришла новая команда не так давно, и это новый RTVi. Мне кажется, это прекрасно и, повторюсь, это всем на пользу.

Что касается проектов за пределами России, то все они, естественно, являются для нас конкурентами: и "Настоящее время", и проекты, которые делает "Радио Свобода", и проекты, которые выходят в тех республиках, в которых RTVi тоже вещает. Это хорошо, если этого нет, то нет никакого развития и продвижения. Поэтому не нужно изобретать велосипед, нужно работать лучше, соответственно, какие-то конкуренты будут отваливаться, а какие-то не будут.

К. Спасибо!

Беседовала Яна Бельская

 

UPD После выхода статьи стало известно, что iKO Media Group, глобальный комплексный поставщик услуг для вещателей и владельцев контента, подписала дистрибьюторское соглашение с RTVi. iKO будет распространять контент через свой спутник Hotbird на 13° восточной долготы. Семейство Hotbird является одной из крупнейших в Европе систем вещания, доступной и в России, предоставляя 1000 телевизионных каналов более чем 135 млн телевизионных домов в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Правда, канал с этой позиции будет доступен только частным пользователям спутниковых антенн, настроенных на соответствующую позицию.