Три дня на CSTB-2014. День первый

На выставке CSTB, которая в этом году проводилась уже в 16-й раз, я не был несколько лет. В это время продолжалась консолидация рынка, развивались технологии, намечались новые тенденции — тем интереснее было встретиться и побеседовать со старыми знакомыми.
 
Как всегда на таких выставках, ведущие представители компаний-участников заняты прежде всего официальными встречами и переговорами с партнерами, так что поймать нужного человека — задача непростая. А интересно поговорить именно с теми, кто принимает решения и определяет стратегию, потому что посмотреть характеристики оборудования можно и в интернете. Пришлось отказаться от посещения проходившего вместе с выставкой Форума — о нем расскажут другие — я сразу отправился бродить по стендам CSTB, высматривая знакомые компании и знакомые лица. 
 
Главный редактор "Кабельщика" Яна Бельская, несколько лет проработавшая в компании "Орион Экспресс", порекомендовала побывать на стенде оператора и побеседовать об апгрейде ее головной станции в Красноярске с техническим директором Константином Салтыковым. С этого я и начал. Константина удалось застать на стенде, и для начала мы поговорили о том, какие производители оборудования цифрового телевидения доминировали на нашем рынке.
 
"История цифрового ТВ в России, — говорит Константин, — была связана с успехами определенных производителей. Первыми, реально работающими кодерами, которые нашли коммерческое применение после принятия DVB стандарта, были кодеры Scientific Atlanta, внедренные в СТС. С 1997-98 года на рынке стала доминировать компания Philips, которая произвела прекрасную линейку оборудования, позволяющую оператору создать end-to-end DVB головную станцию премиум-класса c компрессией. Philips Digital Network сначала в телекомпании ТВЦ (1997), а через год в НТВ+ реализовал успешные платформы, не имеющие равных с точки зрения функциональности и удобства работы. На рубеже 2000 года на рынок активно, с практически двухкратным дисконтом относительно Philips, выходит BARCO NET (впоследствии — Scientific Atlanta) с предложением еще более современного и гибкого решения с огромным количеством компонентов, и начинает абсолютно доминировать на российском рынке до 2004 года. На ее оборудовании построили крупные цифровые головные станции "Комкор-ТВ" ("Акадо"), "Космос-ТВ", "МТУ-Информ" и многие другие цифровые операторы и телекомпании, несмотря на присутствие таких авторитетных игроков как NEC и Thomson (Thomson имел определенный успех в ряде регионов). 
 
Константин Салтыков, технический директор "Орион Экспресс"
 
В 2004 года на рынке российского цифрового ТВ начинается гегемония компании Tandberg Television с еще более эффективным оборудованием поколения Evolution. Ее решения выбирают в своих проектах первый крупный IPTV проект "Стрим ТВ", быстро растущий НТВ+ (2005), Синтерра, Stargate TV (сейчас "Орион Экспресс", где я работаю), практически все телекомпании ("Первый канал", ВГТРК и др.) и многие крупные операторы, включая главный ТВ транспорт страны — ГПКС. С 2004 года мы однозначно не видели другой достойной альтернативы по цене и качеству.
 
В 2005 году "Триколор ТВ" успешно внедряет еще более эффективное оборудование компрессии Harmonic и где-то с 2009 года в абсолютные лидеры продаж выходит Harmonic. Начинается эра Harmonic. Практически все крупные головные станции, включая нашу (с 2009-2010 года) и НТВ+, модернизируются именно на этом оборудовании, на Harmonic (в силу объективных причин — качество и эффективность компрессии, ценовые показатели) ориентируются и почти все вновь создаваемые операторы спутникового и цифрового кабельного ТВ. 
 
Harmonic явно доминирует на нашем рынке уже более пяти лет, но сейчас мы видим, что активизируются и ее конкуренты, например, Ericsson (развитие бывшего Tandberg). Они предлагают рынку eщe более интересные решения, в частности, позволяющие сегодня увеличить эффективность компрессии примерно на 15% без других технологических затрат, что очень важно в условиях растущей стоимости спутниковой емкости и в условиях практически полного заполнения кабельных сетей: кабельщики уже давно испытывают ощутимый дефицит емкости и вынуждены переходить к различного вида кластерным технологиям, чтобы повысить пропускную способность кабельных сетей". 
 
После такого подробного экскурса интересуюсь, как прошел апгрейд в Красноярске и каковы его результаты. Константин рассказывает: "Наша головная станция в Красноярске была построена на оборудовании Tandberg Television образца 2005 года. Когда встал вопрос о ее модернизации, выяснилось, что за последние годы компрессия нашего нынешнего вендора не претерпела революционных изменений по эффективности (те самые +15%) и при модернизации устаревшей части оборудования мы были вынуждены вернуться к обновленному Tandberg (теперь Ericsson, AVP4000). Данный шаг позволил, кроме эффективной компрессии, сохранить весомую часть инфраструктуры, т.е. мы поменяли только кодеры и получили результат, превзошедший наши ожидания: в дополнение к уже существующим программам, мы получили дополнительно порядка 5-6 эквивалентных SD-программ на один транспондер (спутник "Экспресс АМ3"). К концу января завершили модернизацию второго транспондера, на котором разместилась дополнительно одна HD-программа и несколько программ SD-качества. На транспондере, где размещалось 25 программ, получили более 30 эквивалентных SD-программ".
 
Спрашиваю, что было раньше на первом транспондере и какой выигрыш получен? Оказывается, его модернизация была более сложной и проводилась поэтапно. "Сначала транспондер разбили на две несущих, одна из которых продолжила работать в старом формате DVB-S, который принимают все абоненты, — поясняет Константин. — При этом количество программ в этом транспондере не изменилось, и даже увеличилось благодаря новому оборудованию. Дополнительно мы получили еще одну несущую (1/8 спутникового ствола), которая работает в формате DVB-S2, и на которой мы разместили две программы в SD- и одну в HD-качестве. То есть, за счет диверсификации форматов мы также получили ощутимый выигрыш. Отказаться полностью от формата DVB-S мы не могли, потому что вся наша действующая сеть ориентирована на этот старый формат. Однако постепенно будем наращивать сегмент с новыми параметрами модуляции, и это позволит довести к концу года количество программ на Дальнем Востоке до 100, а может и более того. При этом, конечно, будет использоваться дополнительный ресурс нового космического аппарата "Экспресс АМ-5″, который сейчас движется на свою орбитальную позицию. Таким образом, используя новые кодеры и расширяя спутниковый ресурс на одну треть, мы двукратно увеличиваем количество программ в орбитальной позиции 140 градусов в.д., которая обслуживает Дальний Восток".
 
 
Дальневосточную тему продолжаю на стенде владивостокской компании "Подряд" — поставщика оборудования и одновременно крупнейшего оператора кабельного телевидения на Дальнем Востоке. Главный инженер компании Сергей Труфанов рассказывает: "Главное наше предложение на выставке — это комплексное решение: головная станция, которая "на входе" может принимать "что угодно", а на выходе, как правило, выдавать аналоговый, IP и DVB-C сигнал. Что касается DVB-C2, то пока что парк телевизоров наших абонентов не готов для такого формата, к тому же дефицита частот в DVB-С кабельные операторы пока не испытывают. Кроме того, наше решение включает систему кодирования или возможность кодирования в будущем. 
 
Сергей Труфанов, главный инженер компании "Подряд"
 
Будучи еще и интернет-провайдером, мы сейчас начали работать с IPTV-системами, и решение уже готово. Это пока пилотный проект, мы отрабатываем решение на небольшом кластере, а затем уже предложим для всех". Спрашиваю, что находится на приемном конце, у абонентов — Сергей рассказывает, что IPTV-приставки словацкой фирмы Antik, (они производятся на заводе в Китае). Это решение недорогое, но достаточно интересное.
 
Интересуюсь собственными разработками компании. "В IPTV-проекте наша часть — это формирование самих IPTV-каналов на головной станции: прием со спутника, дескремблирование и отдача в IP-формате — рассказывает Сергей. — А все остальное — это оборудование middleware и приставка, которая с ним работает. Для скремблирования и вещания в DVB-C мы используем оборудование компании Сompunicate (СTI) и кодировку СTI (Nord-e). Это решение у нас уже оттестировано, мы его много лет используем, оно совместимо с основными биллинговыми решениями и вообще оправдывает себя во всех отношениях. К нему есть множество сет-топ-боксов, в том числе последняя новинка — сет-топ-бокс, поддерживающий режим multiscreen: абонент может смотреть три канала — на ТВ, смартфоне или планшете, и выбирать любые каналы, которые есть в сети, в том числе закрытые кодировкой. Не все пользователи сейчас используют встроенные в телевизоры ресиверы (CAM) — для некоторых это сложно, для некоторых неудобно — поэтому значительная часть выбирает сет-топ-боксы. Что касается наших сетей, то в основном переходим на чисто оптические сети — как правило, с оптикой до подъезда".
 
На стенде "Подряда" на выставке была представлена также новая линейка приемников Prevail, PBI Dexin, QAM-модуляторов с IP-входами, у которых есть интересные для кабельщиков особенности. Сергей рассказал, что обычно компания обкатывает все решения у себя в сети — проверяет, а потом уже предлагает другим операторам то, что сами проверили и используют. Будучи мультисервисным оператором, подрядовцы хорошо понимают, какие у кабельщиков запросы, какие могут возникнуть проблемы. Поэтому покупают оборудование, тестируют у себя, выставляют замечания для завода, если что-то не нравится — завод их устраняет, а затем "Подряд", уже как дилер продает это оборудование, будучи уверены в его качестве.
 
 
Иду дальше. Многие кабельные операторы и вендоры – на конференциях и переговорах, стендисты рекомендуют заходить к ним попозже. Отправляюсь на стенд спутникового оператора "РуСат" – там пресс-конференция, будет выступать первый заместитель генерального директора компании Олег Ватулин, у которого наверняка есть интересные новости. Так и есть – он на месте. Компания объявляет об открытии авторизованного сервисного центра по обслуживанию пользовательских терминалов Newtec – для этого четыре российских специалиста прошли обучение в Бельгии. И сегодня генеральный директор Newtec Серж Ван Херк вручил руководству «РуСат» сертификат на право открытия сервисного центра в России. Оборудование Newtec компания использует в рамках проекта двустороннего спутникового доступа к интернету для индивидуальных пользователей – проекта KiteNet.
 
 
После завершения официальной части прошу Олега поделиться своим взглядом на то, что происходит в отрасли, в сфере доставки ТВ-сигнала до клиентов. "Наше правительство и регуляторные органы взяли курс на развитие наземного телевидения, строительство вышек, мачт и т. д. – отвечает он, – Там уже "зарыты" миллиарды – и что мы имеем в итоге? Один мультиплекс запущен, а где остальные? Гораздо проще было бы запустить один спутник на 200-300 ТВ-каналов, который будет закрывать всю территорию России. Задача первого этапа была бы решена. А на втором этапе – строить наземную инфраструктуру для распространения DVB-T и DVB-T2 сигналов, домовые сети и все что угодно. Мое, по крайней мере, мнение такое".
 
Спрашиваю Олега, как он оценивает общую ситуацию в области спутникового доступа в интернет, какие наблюдаются тенденции, сильна ли конкуренция, что интересного происходит. "В нашей области проявляется тенденция к развитию VSAT, несмотря ни на что. Ведь рынка спутникового интернета, как такового в России нет. Мы вот говорим о 20 тысячах пользователей, и считаем, что это хорошо. Но 20 тыс. пользователей для территории России – это ничего. Так что можно говорить не о рынке, а просто о пилотном проекте, который мы пробуем реализовать. Наблюдаем, что в этом направлении идут и другие операторы, но спутниковый ресурс для таких проектов очень ограничен: спутников, которые позволяли бы предоставлять услугу хорошего качества для физических лиц – раз-два и обчелся. Нужны новые спутники Kа-диапазона и нужна массовость. Наши потенциальные пользователи в большинстве случаев просто не знают о существовании VSAT".
 
А как насчет конкуренции с другими видами доступа в интернет? – "По скорости доступа мы немного отстаем, но по мобильности развертывания пользовательской станции мы существенно опережаем все остальные технологии – мы можем доставить интернет в любое место. К нам обращаются геологи, таежники – из таких мест, где на 300 км вокруг и сотовой связи близко нет. Потом благодарят и говорят: ребята, у вас все хорошо, все в порядке".
 
На CSTB-2014 "РуСат" представлял свое оборудование. Компания планирует в ближайшие 2–2,5 года набрать еще порядка 25 тыс. пользователей. За первый год работы проекта KiteNet компания обеспечила интернетом около 4 тысяч абонентов.
 
Желаю компании удачи и снова отправляюсь искать нужных людей на стендах вендоров и дистрибьюторов. Вижу, как около большого стенда "Телко Групп" заканчивает разговор с группой гостей Валерий Макаров, директор департамента цифровых технологий. Пользуюсь моментом и прошу уделить мне несколько минут для беседы. Спрашиваю, что сейчас происходит в сфере цифровых ТВ-технологий. "Из новинок могу назвать решения нашего ведущего вендора — компании Harmonic, — рассказывает Валерий. — Она обеспечивает очень возможность не просто кодирования сигнала, но транскодинга и передачи по различным сетям — не только через спутник. Это очень актуальная тема сегодня".
 
Валерий Макаров, директор департамента цифровых технологий "Телко Групп"
 
Работает "Телко Групп" с несколькими компаниями высокого уровня: бывший Tandberg, ныне Ericsson; бывшая Scientific Atlanta, ныне Cisco, Tompson... А новые, строящиеся сети сегодня предпочитают Harmonic. Хотя по качеству оборудование у всех названных производителей находится примерно на одном уровне. У каждого свои нюансы, плюсы и минусы. Но по соотношению цена/качество у Harmonic практически нет конкурентов, считает Валерий. Операторы покупают оборудование того же Ericsson, но прежде всего те, у кого уже внедрено это оборудование, кто установил его в свое время и сейчас расширяет и модернизирует свои сети. Это связано и с вышеупомянутым соотношением цена/качества, и с тем, что компания Harmonic недавно открыла в Москве собственный офис и сервис-центр, и обеспечивает достаточно серьезную поддержку своему оборудованию. У Ericsson такого сервиса нет, они работают без поддержки, так что по цене для конечного клиента в конечном итоге оказываются несколько дороже, считает Валерий.
 
"Телко Групп" — компания многопрофильная, она и интегратор, и поставщик, и проектировщик — вплоть до сдачи решений "под ключ". Это и помогает выжить в теперешние сложные времена. Поговорить о тенденциях развития рынка в целом Валерий Макаров порекомендовал с директором по развитию "Телко Групп" Геннадием Авдеевым. Что ж, на стенд "Телко Групп" я еще вернусь.
 
 
Успеваю договориться с пресс-секретарем Universal Communications Адреем Деменчуком о том, что он организует завтра встречу с представителями партнеров и "дочек" компании, представляющих свое оборудование на ее стенде. В первый день удалось сделать не так много, как хотелось бы. Но ничего не поделаешь — опыт показывает, что на выставках всегда так бывает.
 
Продолжение следует...
 


Был на выставке.
В обзоре к сожалению не отразилось, насколько тухло было в этом году. Не встретил многих людей, обычно приезжавших туда хотя бы повидаться с коллегами. Стенды все богаче, а отрасль скукоживается, такое впечатление...

Методы грязной борьбы на телекоммуникационном рынке

Фальшивые отзывы, чужие абонбазы, подрывная реклама в подъездах, обрезка кабеля, порочащие слухи и многое другое. О том, как это работает и что с этим делать, статья Виктора Бритько, директора по развитию компании A.R.E.S., проекта IPTVPORTAL.

Владимир Путин как зеркало русских рейтингов

Превратившаяся в рутинную процедура раздачи видеообращения президента 31 декабря сторонним вещателям в этом году дала сбой, став поводом для кулуарных бурлений в телевизионной тусовке и этой колонки, автор которой пожелал остаться неназванным...