Ты помнишь, как все начиналось…

21.08.2025 14:21

25 августа "Кабельщику" исполняется 20 лет. И мы начинаем серию мероприятий и публикаций, посвященных этому важному событию. Вас ждет марафон призов, специальные юбилейные материалы и еще много сюрпризов. А начать мы решили с воспоминаний о том, как все начиналось – как родился и развивался "Кабельщик". 

Как появилась идея создания отраслевого издания? Чем вдохновлялись его создатели и какие метаморфозы с ним происходили за это время? Об этом пути рассказывают все причастные к нему, ведь, как известно, историю творят люди. 

Первые шаги

Днем рождения "Кабельщика" можно считать 25 августа 2005 года, ведь именно тогда был подписан в печать его первый номер. В нем было 46 полос, журнал рассказывал о самых злободневных для рынка вопросах.

Обложка первого номера "Кабельщика"

Идея создания "Кабельщика" принадлежит Максиму Калинину. Нам удалось узнать из первых уст, как это было:

"В то время я активно работал в этой отрасли. 20 лет назад как раз был такой период — платное телевидение бурно развивалось, много всего происходило, каналы появлялись как грибы после дождя, законодательство менялось — только успевай следить. Рынок все время был в движении. Очевидно, что людям не хватало площадки, где можно было высказаться, поделиться чем-то. Про сам этот бизнес не писал никто. Сначала появилась идея создания журнала, потом нужен был главный редактор, это была самая большая проблема.

Один мой товарищ познакомил меня с Яной Бельской, и удалось ее очень быстро этой идеей заразить, мы с ней нашли общий язык, и пошло- поехало".

"Мы сели в кафе и придумали веселый такой, с харизмой журнал. О телеканалах, кабельщиках и их проблемах. Сначала я подумала, что это сумасшествие и ничего не получится, но на следующий день уже сверстала бюджет, и мы начали работать. Процесс захватил нас — на сдаче номера мы по трое суток сидели в редакции с корректорами, дизайнерами. Максим обожал участвовать в придумывании обложки. Самые первые мы рисовали от руки. А некоторые рисовала я, они всегда были с какой-то идеей. В редакции была очень творческая атмосфера, у нас все время кто-то тусовался", — вспоминает создатель и первый главред "Кабельщика" Яна Бельская.

Это время создатели журнала вспоминают как период активного развития рынка, проходивший первую стадию консолидации. Таблица с телеканалами, которую печатали на последних страницах журнала, удваивалась два раза в год. Очень востребованными были и обзоры новых телеканалов.

Часто писали о техновинках. В журнале было много материалов о предоставлении услуг по подключению к интернету (тогда это было в новинку), об объединении и укрупнении операторского бизнеса. А регулирование рынка его игроков занимало в меньшей степени — государство не так часто вмешивалось. Серьезной была и конкуренция, операторы очень активно строились. Большое внимание уделяли взаимодействию с РАО. И только-только заговорили о переходе на "цифру". А с 2007-го — о лицензировании зарубежных каналов.


Лариса Петухова поделилась воспоминаниями о знакомстве с "Кабельщиком":

— Я почему-то очень хорошо запомнила момент, когда "Кабельщик" вошел в мою жизнь. 2005 год: мы только запустили свои первые два канала — НСТ и 24ДОК. Мы сидим в переговорке на Звенигородке, и Яна взахлеб рассказывает, что это новое издание, это площадка, где участники рынка могут поделиться опытом, обменяться мнениями, представить свои новые телеканалы и услуги. Я не очень понимала, выстрелит реклама или нет, но подумала, как это круто, что у нас появилось свое отраслевое издание, которое объединит рынок. И мы стали размещать рекламу о нашей компании и телеканалах, и нам стали звонить операторы. Вы не представляете, какой в то время был бум на телеканалы".

В тот период одна из постоянных рубрик — "Кабельщики". Журналисты издания ездили по российским городам и писали о региональных операторах, о том, чем жила отрасль в глубинке. Как развивался рынок, какие у кого были каналы и сервисы. Уже тогда стало ясно, как важно общаться с операторами на местах. Непросто было искать контакты игроков рынка — за неимением всевозможных баз в интернете и страничек операторов.

Вскоре после появления печатного "Кабельщика" появился и сайт в интернете, на котором публиковали все материалы из печатного издания. Большой популярностью пользовался форум, где участники рынка обменивались мнениями, а иногда и просто "флудили".

Раскинули сети

А с 2012 года "Кабельщик" стал выходить только в интернете. Главредом в то время был Алексей Бырдин:

"Я сделал полноценную интернет-версию. В тот момент особого выбора и не было, "печатка" уже закрылась. У меня было полиграфическое образование, но не было полиграфического опыта. А вот как раз опыт в диджитале был, еще и поэтому я выступал за электронный формат. Он требовал от нас большого количества аналитических материалов и оперативного обновления новостной ленты".

В 2014-м главным редактором "Кабельщика" снова стала Яна Бельская. Вместе с Константином Бельским, который присоединился к проекту, они усовершенствовали существующий сайт.

"Нужно было делать качественный портал, потому что никакая бумага не могла дать необходимой скорости и объемов. Мы по количеству публикаций даже в самые скромные месяцы обгоняли любой бумажный ресурс просто в разы". 

Шелест страниц

Вернулась и печатная версия издания как специальный выпуск, приуроченный к отраслевой выставке.

"Я понимала, что в этом издании есть финансовый резон — люди скучают по веселой и толковой бумаге, и выставка — идеальное место для того, чтобы ее распространить. Ну и я отрывалась по творческой части — не хватало бумаги, и я удовлетворяла эту страсть по полной. Сама продавала рекламу. А Костя был буквально всем. Оформлял договоры, получал макеты, писал статьи, гигантскую работу делал", — рассказала Яна.

В этот период жизни "Кабельщика" серьезно изменился круг тем, о которых он писал.

"Усилился контроль со стороны государства, и началось все с рекламного рынка. Еще более актуальной стала тема с РАО, работы с каналами. На первый план вышел переход на цифру. Укрупнение бизнеса достигло серьезного уровня, и очень популярной стала тема конкуренции малых и крупных операторов. Начался демпинг со стороны последних. Но бизнес- вопросы в публикациях очень сильно стали уступать госрегулированию. Когда появился СОРМ, тема стала просто неиссякаемой. А также доступ в МКД, который не сходит со страниц до сих пор". 

Новейшая история

В 2022 году произошел новый поворот в истории "Кабельщика" — 1 апреля было опубликовано сообщение о закрытии издания. Но буквально через пару недель "Кабельщик" возобновил работу под началом нового владельца. Генеральным директором стала Лариса Петухова:

"Когда в апреле 2022 года мне позвонила Яна и сказала, что закрывает "Кабельщик", я отреагировала быстро. Для меня было очевидным, что издание должно жить. Время было непонятное, сложное. Было важно, что объединяющее звено, которым стал "Кабельщик" для отрасли, должно существовать. Нам понадобилось две недели на формальности, и мы ринулись в новый для нас бизнес". 


Прежде всего нужно было собрать команду, главредом "Кабельщика" стала Дарья Бояринова. Вот как она вспоминает время, проведенное "у руля":

"Предложение возглавить редакцию было неожиданным для меня. Задачи стояли амбициозные — нужно было вдохнуть новую жизнь в проект, снова найти рекламодателей, развиваться. Полтора года, которые я провела на посту главреда, выдались насыщенными. Мы успели провести ребрендинг, перезапустить сайт, организовать собственное мероприятие — регату "Кабельщик" #НЕФОРМАТ", провести телекабельную экспедицию и запустить ТГ-канал "Кабельщик на выезде". Все-таки, когда знакомишься с бизнесом и его представителями на местах, это незаменимый опыт. Отдельное спасибо Ларисе Петуховой, благодаря которой за эти полтора года я в очередной раз взглянула на отрасль под другим углом".


С 2023-го печатный "Кабельщик" выходит один раз — в феврале. В объемном издании (больше 70 полос) подводят итоги ушедшего года и строят планы на будущее. Продолжает работать и по-прежнему очень востребован у отрасли сайт. За годы существования проекта стало ясно, что и электронная, и печатная версии нужны аудитории по-своему. Ведь каждая служит собственной цели. Также большое внимание редакция уделяет проведению собственных мероприятий.

"Каждое наше отраслевое мероприятие — это концентрация душевности и теплоты, которая полезна и с точки зрения бизнес-процессов! Ведь все подобные встречи способствуют объединению рынка, развитию компаний и укреплению дружеских отношений, которые играют очень важную роль при взаимодействии партнеров. Несколько минут телефонных разговоров или зумы никогда не заменят эффективности и тепла живого общения. Мы хотим продолжать организовывать такие площадки, где бизнес встречается с дружбой и положительными эмоциями", — отметила Яна Боярская.

"За годы работы издание не только доказало свою востребованность и компетентность, но и стало площадкой, которая нас всех объединяет. Таких площадок было немного, а сейчас еще меньше. Я убеждена, что благодаря MUSE, а в свое время — мероприятиям CSTB, АКТР, Гаспре наш рынок сложился очень дружным. Мы — конкуренты, мы можем спорить, иногда ругаться, но мы рады встречам, общению и мы умеем вместе работать и отдыхать, — сказала Лариса Петухова.