Уходящая аналоговая натура

14.10.2019 12:42

В день окончательного отключения аналогового эфира федеральных каналов Кабельщик вместе с экспертом Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), заместителем генерального директора по вещанию "МКР Медиа" Романом Климасом решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

Громоздкие антенны метрового диапазона на крышах

Цифровое эфирное вещание ведётся только на дециметровых частотах – в то время как "большие" федеральные каналы вещали, в основном, на метровых. Для приема "цифры" достаточно антенны типа "ёлочка" – метровые ТВК же ловились на оборудование, достигавшее в длину более 3 метров.

Впрочем, новую, а не "убитую" коллективную антенну на крышах многоэтажек сейчас можно встретить очень редко.

Система цветности SECAM

Аналоговое эфирное ТВ, в соответствии с ГОСТами, было обязано вещать в системе цветности SECAM. В свое время в СССР этот стандарт вещания был выбран, в большей степени, по политическим мотивам (Никита Хрущев был дружен с Шарлем де Голлем), и по развертке он ничем не отличался от PAL (625 строк при 50 полях, или 25 кадрах в секунду).

Уже с конца 80-х годов прошлого века профессиональное телевизионное съемочное и монтажное оборудование для системы SECAM не производилось, поэтому практически все российские телекомпании снимали и монтировали в PALе, а перед подачей сигнала в эфир вынуждены были переводить его в SECAM с помощью специального устройства – транскодера, что, конечно же, не приводило к улучшению качества картинки. Что же касается кабельщиков-первопроходцев, то, разумеется, все зарубежные спутниковые телеканалы в их аналоговых сетях транслировались исключительно в PAL. Поэтому зрителям, ставшим абонентами КТВ в 90-х (как и купивших видеомагнитофоны), в свою очередь, было необходимо устанавливать в отечественные телеприёмники декодеры PAL/SECAM, чтобы смотреть "картинку" в цвете.

"Советские" кинескопные телевизоры

Кстати, о телевизорах. С понятием "цифры" тесно связаны ЖК-телевизоры, многими до сих пор в обиходе называемые "плазмой".

Советские же телевизоры были кинескопными – а, значит, громоздкими, тяжелыми и ненадежными. Деревянный лакированный корпус способствовал желанию положить на телевизор салфетку wink.

В России и сейчас производят телевизоры – разумеется, LCD. Как правило, их названия замаскированы под зарубежными брендами на английском типа Rolsen, Polar, Elenberg – разве что, кроме белорусских "Витязей" и "Горизонтов".

Впрочем, бренд телевизоров Philips сейчас выкуплен гонконгским TPV Technology, телевизоры Samsung собираются в Калуге, а LG – в Подмосковье.

 

К слову, в корпусах радиозавода "Темп" (в момент основания в 1918 году – Государственный радиотехнический завод) на Большой Татарской улице в центре Москвы теперь расположен главный офис телеканала "ТВ Центр". Его сотрудники так по привычке и говорят "Я поехал на "Темп".

Форматы вещания 4:3 и 14:9

Федеральные телеканалы стремились сделать "широкий кадр" давно. Пионером этих технологий стал "Первый канал". Но из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания аналогового вещания, многие каналы были вынуждены содержать несколько версий канала для разных пропорций кадра: "квадратной" или "прямоугольной" – и даже "промежуточную" с пропорциями 14:9. Если вы приглядитесь к эфиру федеральных телеканалов даже сейчас, то увидите, что логотип вещателя и вся значимая текстовая информация расположена на экране ближе к центру кадра – чтобы гарантированно быть показанной на любом зрительском экране.

Тем не менее, аспект кадра 16:9 при переходе на "цифру" – это фактически, новый стандарт, и сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию, когда вещатели в "цифре" вынуждены вписывать свой старый контент, снятый в 4:3, в размер кадра 16:9.

"Газетная" программа передач

Вещание в "цифре" предполагает наличие EPG (Electronic Program Guide, или "электронной программы передач") внутри меню телевизора как стандарт. Именно поэтому бесплатные газеты с "программой ТВ на неделю" больше не воспринимаются как ценность, а журналы-телегиды переориентировались с анонсов на "звездную" тематику. Впрочем, у наших мам и бабушек привычка обводить ручкой нужную передачу еще осталась.

    

"Рваные" лицензии

Уж коли мы заговорили о программах передач, то нельзя не вспомнить и про соседство нескольких вещателей на одной частоте. В Москве долгое время канал "Культура" делил эфирное время с Euronews (а еще раньше – с "МTV Россия"). На нынешнем канале ТВЦ (ранее – Московской программе, МТК) выходили программы коммерческого ТВ 2х2, а затем – областного "3 канала". В Санкт-Петербурге городское телевидение (ныне – "5 канал") делило время с областным, принадлежащим Ленинградской области (в то время – ЛОТ, 47 канал, сейчас – "ЛенТВ 24"). Особо неординарной ситуация была в ряде регионов России, где из-за особенной выданных в начале 90-х лицензий и их дальнейшей перепродажи частоту могли делить 7 вещателей в неделю (как в Барнауле), каналы ТНТ и "Бибигон" (как в Кемерово), "Пятница" и "Россия-24" (как в Кирове), СТС и "Россия-24" (как в Калининграде). Особо экзотические примеры были замечены в Костроме, где по чётным и нечётным дня можно было смотреть программы канала "Рен ТВ" или "России-24" вместе с ТВЦ и в Сарове (он же Арзамас-16), где на одной частоте вещали нижегородские "Сети НН" с сетевым партнёром "Рен ТВ", нижегородский же канал ННТВ и местный "Канал-16". Более того, время вещания было прописано не только по дням недели, но и по месяцам!

В Нижнем Новгороде федеральному вещателю "Муз-ТВ" приходилось в вечернее время выключать передатчик на ОРТПЦ, потому что в это время с другой точки на той же частоте начинал вещать телеканал "Левый берег", принадлежащий МУП "Борское информационное агентство".

Впрочем, традиции "рваной" лицензии в Москве успешно продолжает цифровой 34 ТВК в Москве, об истории которого Кабельщик неоднократно писал. История, созданная ради обхода новых норм закона о рекламе, привела к тому, что на большинстве транслируемых каналов нет EPG, а найти "комбнированную" программу передач на неделю с временем выхода в эфир программ того или иного телеканала нам не удалось.

Некруглосуточное время вещания

Региональные телеканалы экономили всегда, и даже в "тучные" времена старались не вещать ночью, экономя на оплате услуг связи за передатчик. При этом если в эфире в полночь начинался "белый шум", то в "кабеле" такой канал, как правило, присутствовал круглосуточно.

Встречались и экзотические случаи, когда местный телеканал https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/teleradio/?id=63775# вещал несколько раз в неделю, а все остальное время в эфире была пустота.

Профилактика

Современные цифровые эфирные передатчики требуют значительно меньше времени на регламентное обслуживание и без проблем способны работать в круглосуточном режиме. Поэтому настроечных таблиц и цветных полос в жизни российских зрителей (как и "пустых" ночных понедельников) будет значительно меньше. "Обратная сторона медали": если каналы в "цифре" уйдут на профилактику, ваш телевизор одновременно перестанет показывать сразу 10 (а то и 20) федеральных каналов. То же самое относится и к внезапной поломке передатчика: перестанет показывать сразу всё.

"Теплые ламповые" передатчики

Просто посмотрите на то, с чего ещё недавно вещали некоторые телекомпании.

Ламповый передатчик типа РЦТА, с которого работало в 90-х не только множество региональных ТК, но и начинал телеканал ТВ-6 Москва

Передатчик ФТР

Мощные передатчики типа "Якорь" для вещания метровых каналов

Первый цветной передатчик дециметрового диапазона 33 ТВК в Москве пр-ва фирмы Thomson. 1962 г.

Мощный передатчик 1 ТВК "Ураган", установленный в 1968 году на Останкинской башне, начал транслировать аналоговое ТВ в цвете

Передатчик "Ильмень" мощностью 20 кВт, использовался на Ленинградском РТПЦ

Этот передатчик до недавнего времени вещал СТС в Татарстане

Купить ТВ-передатчик сейчас можно и на Авито. Этот, например, был не так давно выключен в Орле.

"Красивые" вышки

Как мы уже писали выше, "регионалам" всегда свойственно было экономить. И если единственным оператором эфирной "цифры" является, в соответствии с Указом Президента, ФГУП РТРС, и вся цифровая инфраструктура построена на старых и новых объектах связи этого предприятия, то местные телеканалы для своего вещания использовали зачастую самые необычные, доминирующие по высоте точки в городе.

Колокольня Саровского монастыря долгое время использовалась для эфира всех теле- и радиостанций в городе

Водонапорная башня в Черняховске

Альтернативный вещательный центр 39 ТВК в Барнауле

Гостиница "Тверь", в народе называемая "рюмкой", с передающей ТВ-антенной телеканала "Тверской проспект" на крыше

Недостроенная и ныне взорванная екатеринбургская телебашня

Милые региональные радости

В местных врезках в цифровой эфир вы не найдете такого вида рекламы, как "бегущая строка" или всплывающие баннеры.

Вы не увидите местное время, температуру воздуха и атмосферное давление в вашем городе поверх эфира федеральных каналов.

Вряд ли вы сможете смотреть местного рода "полезные" программы а-ля "телемагазин". Вы более не встретите каналы с названием "СТС-Чернушка"…

…или "Рен ТВ – Великие Луки", "ТНТ-Феникс"…

…или "Пятница-Киров". Впрочем, для ностальгирующих всё это в обилии ещё можно увидеть в ОТТ-сервисах и на спутниковых платформах.

Добро пожаловать в дивный новый мир!

Comments

"Рваные лицензии" - наконец-то кто-то дал официальное название явлению "несколько телекомпаний на одной частоте". Плохо, что не упомянули эпичный 3 ТВК Владивостока, где до 2003г уживались восемь(!) телекомпаний.
Антенны на церквях и СТС-Чернушка - это топ.
P.S. а что вещало при СССР на 33 твк?

По числу телекомпаний на одной кнопке, пожалуй, все вышеперечисленные города переплюнул Владивосток. Где-то с 1998 по 2003 год на одной частоте (3 ТВК) вещали восемь (!) телекомпаний, причём все были местные. Правда, некоторые из них (Тройс, Ракурс-С) имели большие перерывы в вещании — до нескольких месяцев, а ещё две — Океан-ТВ и Гуманитарный ТВ-Канал — и вовсе выходили в эфир 4 часа в неделю.

Некоторые бывшие местные телепрограммы получили новую жизнь на YouTube. Благо им позволяет калифорнийская Alphabet Inc., ну и пока родное правительство. С другой стороны, это жизнь.

Об авторе

Роман Климас
заместитель генерального директора по вещанию "МКР Медиа"