Выбор СУД: техническое или бизнес-решение?

16.08.2013 16:27
Системы условного доступа — CAS (Сonditional Аccess System) и DRM (Digital Rights Management) — являются основным инструментом монетизации услуг цифрового телевидения и безопасного распределения контента в сетях кабельного телевидения и в IP среде.
 
Аналитики телекоммуникационного бизнеса, и в частности компания Frost & Sullivan, прогнозируют к 2016 году рост инвестиций в сегмент разработки систем условного доступа более чем в 1,5 раза. Что привлекает инвесторов в разработку новых решений? Причины кроются в активном использовании новых механизмов доставки цифровых медиа. В частности, в США среднее потребление телевидения с 2010 по 2013 года практически не изменилось и составило около 4,5 часов в день, а вот его просмотр через интернет на стационарных устройствах и мобильных гаджетах выросло с 2 до 5 часов соответственно. Другими факторами развития этого сегмента являются цифровизация кабельных сетей в странах с формирующимся рынком и разработка приложений для мобильных устройств, позволяющим пользователям получать доступ к контенту с использованием IP-технологий.
 
Исторически сложилось понимание того, что CAS и DRM предназначены для шифрования и защиты цифрового сигнала, но CAS больше связана с традиционными DVB сетями и обязательным наличием карты доступа, а защита контента в OTT и IPTV сетях обеспечивается уже с помощью DRM. CAS в этом смысле работает с односторонним распространением контента и использует для авторизации и аутентификации, как правило, смарт-карты. DRM же применяет для авторизации электронные алгоритмы с обязательным наличием обратного канала. Хотя принципы их работы очень схожи. Выбор системы условного доступа при внедрении оператором платформы цифрового телевидения должен быть основан на предложенном делении, что позволит четко сформулировать требования к системе, ее функциональным возможностям и перспективам развития на основе специфики построения той сети связи, которая будет использоваться для дистрибуции контента для каждого конкретного оператора с соответствующим перечнем услуг. 
 
При выборе системы условного доступа для системы цифрового вещания основным критерием является “стоимость владения” в пересчете на одного абонента. Для принятия решения в каждом конкретном случае необходимо помимо анализа коммерческих предложений от поставщиков CAS учесть возможности потенциальных производителей абонентских STB, которые уже прошли интеграцию и имеют требуемый модельный ряд приставок. При этом необходимо отдельно выделить и специфицировать “скрытые” затраты, которые не присутствуют в явном виде в коммерческих предложениях.
 
Предварительный анализ различных предлагаемых к внедрению систем показывает, что удельная стоимость CAS в пересчете на одного активного абонента сети при одинаковых первоначальных критериях может отличаться в несколько раз и колебаться в пределах от $4.0 до $30.0. С чем связано такое различие ценовых параметров предложений и как при этом, не гоняясь за дешевизной, определить оптимальное решение для оператора, попробуем разобраться. 
 
В операторском бизнесе, когда речь идет об использовании цифровых технологий или переходе на них при организации новых услуг, основными затратами являются затраты оператора на абонентское оборудование. Их величина может превышать 80%. Поэтому выбор поставщика CAS и решения должен быть основан на одновременном анализе ценовых и функциональных характеристик как системы, так и предложений потенциальных производителей STB.
 
Именно минимизация удельной стоимости одного абонента при приемлемом значении ARPU может привести к положительным результатам внедрения системы цифрового телевидения. ЦТВ — это не дань моде, это не неизбежный переход от аналогового вещания при ограниченных частотных и потоковых ресурсах сети, это переход на новую идеологию построения бизнеса с возможностью контроля и управления каждым абонентом и получаемыми им услугами, это стабильность дальнейшего существования оператора.
 
Основными критериями анализа и выбора системы условного доступа могут быть предложены следующие.
 
Неоспоримый тезис заключается в том, что система должна соответствовать и выполнять требования стандартов DVB.
 
Технологии предоставления услуг определяют и резко ограничивают выбор поставщика. Использование традиционной HFC (Hybrid Fiber Coax) кабельной сети неизбежно сужают выбор до традиционной карточной системы, хотя на рынке есть предложения бескарточных систем для этих целей. IP технологии определяют однозначный выбор в пользу бескарточных DRM. Стоимость одной карты доступа, затраты по ее логистике, цена лицензии на одного абонента CAS с одной стороны и стоимость лицензии одного абонента DRM с другой — являются критическими параметрами, которые сильно зависят от потенциально возможной величины обслуживаемой абонентской базы. 
 
Центральное ядро системы должно включать в себя наличие горячего резервирования всех компонентов платформы, что является обязательным требованием даже на малой сети. Нельзя не учитывать и необходимость создания дополнительных систем гарантированного электропитания и кондиционирования, а также установку сетевого оборудования.
 
При обязательном наличии открытых API для интеграции системы условного доступа с системой биллинга оператора необходимо предусмотреть все затраты на интеграцию и поддержку этого стыка.
 
Оператор, работающий с регионами, должен учитывать возможность CAS обеспечить поддержку удалённых сетей с единым центром управления всеми пакетами, каналами и подписками, с единым биллингом. Возможность привязки абонентского устройства к определенному сегменту сети по различным признакам является обязательной.
 
С точки зрения безопасности системы нужно учитывать способность системы и абонентского оборудования по верификации карты доступа со стороны STB, а также особенности шифрования и периодичность смены ключей. Одним из обязательных условий является функция принудительного обновления программного обеспечения STB непосредственно по сети оператора. 
 
В части формирования услуг, помимо традиционного пакетирования, CAS должна обеспечить различные варианты подписки: на определенное время, событие, передачу, на серию событий с возможными механизмами защиты контента, такими как Pre-encryption для VOD.
 
При выборе системы условного доступа на этапе анализа коммерческих предложений важными критериями являются вопросы технической поддержки производителя, который должен гарантировать безопасность системы от взлома на определенный период времени с обязательной бесплатной заменой программного обеспечения и всех карт доступа. Техническая поддержка должна быть организована в режиме 24×7 с бесплатным обновлением ПО и исправлением ошибок. На этапе реализации должна быть предоставлена вся исчерпывающая информация для интеграции CAS с Middleware абонентского устройства.
 
При анализе предложений также необходимо учитывать затраты на роялти и лицензии. Их может легально возмещать производитель STB, может и оператор. Как показывает практика, размер таких “скрытых” отчислений может достигать $5 с каждого проданного устройства и в этом случае данные затраты должны быть прозрачны при анализе предложений. Кроме этого, в явном виде должны быть выделены затраты на лицензирование системы условного доступа для каждого произведенного STB, на использование системы стримминга на головной станции и на лицензирование PVR на абонентских устройствах.
 
Несколько слов о критериях, связанных с объемами и прогнозами. Общие затраты на создание, поставку и поддержку системы условного доступа, являющейся составной частью платформы цифрового телевидения, нужно соотнести с планируемым не менее чем через 5 лет количеством активных абонентов. Сравнение необходимо проводить по двум критическим точкам: количество абонентов в первый год, например 10К, и количество абонентов на 5-ый год, например, 100К. Общая стоимость владения системой условного доступа или стоимость одного абонента должна включать в себя помимо удельной цены платформы стоимость и абонентского устройства. Придется помесячно планировать бюджет проекта и привязывать его к плану продаж, одновременно прогнозируя параметры проникновения с учетом всевозможных маркетинговых акций. И это для каждого предложения от потенциального поставщика CAS. 
 
Именно такие критерии позволят сделать правильный выбор поставщика и решения и обеспечат минимизацию затрат при развитии бизнеса.

Comments

А почему статья в общем о CAS а картинка вполне конкретная!!! жесткий продактплэйсмент :))) учитывая что картинка тексту не соответствует по качеству услуг

Об авторе

Александр Косарев
заместитель директора по сетевым технологиям «Акадо Телеком»