Юрий Грымов: "Я мечтаю, чтобы ТВ жило на деньги зрителя"

11.11.2015 14:33
В сентябре 2014 года на VI международном фестивале православных СМИ "Вера и слово" состоялась презентация религиозного канала "Царьград ТВ". Первое время проект существовал исключительно в формате интернет-портала с новостями и видео-сюжетами, но в скором времени планируется запустить его полноценное телевизионное вещание. Ответственным за запуск телеканала назначили режиссера Юрия Грымова. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о деталях проекта, а заодно поинтересоваться судьбой проекта slow-телевидения.
 
Кабельщик: В этом году вы взялись за новый телевизионный проект — религиозный канал "Царьград ТВ". Расскажите, о чем он?
 
Юрий Грымов: Телеканал "Царьград ТВ" не очень корректно называть религиозным, я бы сказал, что это консервативный православный канал. Его едва ли можно сравнить с существующими на рынке каналами "Спас" и "Союз", у "Царьграда" немного другая подача. "Царьград ТВ" рассказывает и о политике, и о культуре, и о православии, и о традициях, и о России. Консервативные ценности.
 
Но при этом нельзя забывать, что "Царьград ТВ" выходит 26-минутным новостным блоком на канале "Спас". Правда, к сожалению "Спас" выходит только в SD-качестве, а "Царьград ТВ" показывает в HD-качестве.
 
Вообще, студия, "одежда" канала, "одежда" новостей — всё это имеет очень большое значение. Уже отчасти сформировался штат корреспондентов, причем как по стране, так и по миру, есть свои эксперты. С телеканала НТВ к нам перешел Норкин, он руководит новостной службой и будет делать свою авторскую передачу. Планируется, что авторская передача будет и у Анатолия Кузичева, генерального продюсера "Коммерсантъ FM", и у писателя Захара Прилепина. 
 
В настоящий момент я вхожу в совет телеканала "Царьград ТВ" и больше сосредоточен на новом проекте создания первого в России исторического парка "Царьградъ" по принципу французского парка Puy du Fou. Это будет уникальное театральное представление с большим количеством артистов, статистов, декораций, посвященное национальной истории России.
 
К.: Вот вы рассказываете, и у меня возникают ассоциации с культурологическим проектом "Арена", который вы в свое время планировали запустить. Верны ли мои ощущения?
 
Ю. Грымов: Нет. "Царьград" больше аналитический канал.
 
К.: А будут ли в его эфире выступать какие-то духовники, религиозные деятели?
 
Ю. Грымов: Да, конечно. Запланированы субботние проповеди, которые будут читать известные богословы, также будет большая программа предстоятелей с Патриархом. А в новостях задуманы постоянные рубрики: святые дни, новости о деятельности Патриарха, его поездках, встречах и так далее. По сути, "Царьград ТВ" — информационно-аналитический канал. Ну, вы же понимаете, что в аналитику и в информацию ложится культура, без культуры это невозможно.
 
Да, имеют место разговоры о прошлом, о традициях, о том, что было разрушено коммунистической системой, ведь страна уничтожила отношение к вере, был абсолютно кровавый режим. Телеканал будет говорить о монархии, о традициях, и не только российских, будет линия документальных фильмов. Я был недавно в Каннах, где вел переговоры о серии документальных фильмов о монарших семьях — каковы их традиции, особенности жизни при монархе? Всё это очень интересно, а ещё и красиво. 
 
Вообще, есть масса прекрасных идей, но, как вы понимаете, они напрямую связаны с деньгами, а канал — независимый.
 
"Царьград ТВ" показывает на телеканале "Спас" новости и еще некоторые передачи.Работаем в тесном тандеме, и я считаю, что это совершенно нормально, когда люди, проповедующие единую веру, объединяются. Люди, которые сейчас собрались на канале, все очень интересные, большие профессионалы. Кто-то пришёл с "Первого канала", кто-то с НТВ. Помог медиа-кризис, было сокращение штатов, это сыграло на руку, нашли не просто каких-то людей, а топ-специалистов, которые захотели сделать другой телеканал.
 

К.: За любым таким крупным проектом должен стоять какой-то крупный финансовый источник...
 
Ю. Грымов: Такой есть, это Константин Малофеев. Это его идея, его мечта — сделать такой канал. Изначально он делал его с Джеком Хэником, бывшим режиссером новостной службы Fox News. Джек остался в команде, но также пригласили и меня, потому что я — русский, а это немаловажно. Телевидение в принципе вещь интернациональная, но успех любого телеканала в его субъективности. С моей стороны для телеканала "Царьград ТВ" найдены художественные и стилистические решения. Сейчас, повторюсь, я погружен в создание национального парка "Царьградъ", по просьбе того же Константина Малофеева. 
 
К.: Много ли на телеканале "Царьград ТВ" будет собственного производства?
 
Ю. Грымов: Это вопрос больше к исполнительным продюсерам. Я думаю, что собственного производства на канале будет процентов 80, а 20% — закупного контента.
 
К.: На канале будет присутствовать реклама?
 
Ю. Грымов: Да,  реклама будет.
 
К.: А с операторами вы будете работать на бесплатной основе?
 
Ю. Грымов: Я не могу это комментировать. Скоро начнутся переговоры с операторами, их будут вести определённые люди, и я к этому имею мало отношения.
 
Естественно, все каналы испытывают трудности с монетизацией. Я мечтаю о том времени (думаю, оно рано или поздно придёт), когда телевидение будет полностью жить за деньги зрителя, за абонентскую плату. Тогда сразу станет понятно — интересен или нет продукт, который я произвожу. Канал пополняет зрителя новой информацией, образовывает, развлекает, а зритель в ответ платит абонентскую плату, на которую мы и живём. Так делает Fox и некоторые другие каналы.
 
К.: Эта схема достаточно идеалистична.
 
Ю. Грымов: Да, но я думаю, что движение в этом направлении уже наметилось. Если бы мы с вами говорили на эту тему лет десять назад, все бы крутили пальцем у виска, мол, русские не будут платить. А сейчас всё-таки уже начинают понемногу платить. Мало, но платят.
 
К.: Но сейчас средний доход с абонента упал в несколько раз.
 
Ю. Грымов: Я это знаю, поэтому "Царьград ТВ" развивается поступательно и постепенно, мы не можем пока создавать 24 часа вещания в день. Вначале у нас появится ротация 2 часов оригинального контента в день и утренний повтор, а потом будет и 4 часа. Планы у нас такие, но они могут меняться в зависимости от ситуации на телевизионном рынке, на социальном, политическом.
 
К.: Ну, на политическом рынке вы полностью в тренде.
 
Ю. Грымов: Я бы не употреблял слов "в тренде", потому что следить за трендами, за их движением и пытаться их возглавить — это больше относится к коммерческой составляющей.
 
К.: Если вспомнить ваш проект "Медленное телевидение" (Slow TV), то в его бытность вы планировали совместить его со вторым экраном. Планируется ли то же самое предусмотреть и для "Царьграда"?
 
Ю. Грымов: Нет. Это не выгодно, потому что удорожает стоимость проекта в два раза. Для Slow TV такое приложение действительно было прописано в программе, но когда мы начали все просчитывать, поняли, что это очень дорого. 
 
Со Slow TV (телеканалы Noise, Slow и Relax), к сожалению, возникли перипетии, которые помешали запустить данный проект, но от меня они совершенно не зависели. Проект был уже на низком старте, каналы должны были выйти в эфир буквально через неделю, но у моих партнеров возникли определённые проблемы, которые были частисно завязаны на роялти, и всё это тормознулось. 
 
Прошло чуть меньше года, за это время произошли некоторые изменения, и сейчас я могу абсолютно официально сообщить, что я являюсь стопроцентным собственником Slow TV. 
 
 
К.: А на какой стадии сейчас находятся эти три проекта (напомним, Грымов планировал запустить три телеканала — Noise, Slow и Relax, — ред.)?
 
Ю. Грымов: Три проекта превратились в два проекта, объясню почему. Во-первых, после всех переговоров, которые проходили с потенциальными операторами, мы пришли к выводу, что трех каналов не надо. А во-вторых, по каналу Relax у нас возникли некие сложности с количеством контента, его очень мало, и в этой ситуации я не могу гарантировать качество проекта. 
 
Поэтому на сегодня осталось два канала — Noise и Slow. Концепция та же — это два канала психологической разгрузки. Сегодня мы уже готовы всё это запускать, мы появимся к весне 2016 года, в HD и SD-качестве. Мы сейчас дорабатываем сетку. Конечно, у нас есть небольшие сложности, что тут скрывать. К примеру, большую часть контента мы закупаем за рубежом. Причем в основном не в Америке за доллары, а в Европе за евро. Это выходит дороже, поэтому сейчас я, как стопроцентный собственник проекта, нахожусь в активной стадии поиска партнеров, которому готов уступить часть прав на свои Slow-телеканалы.
 
К.: Будет ли "Царьград" как телевизионный проект как-то маркетингово или административно связан с каналами Noise и Slow?
 
Ю. Грымов: Нет, это совсем разные проекты. Кстати, помимо "Царьграда" у меня в планах запуск сериала про революцию. Я уже почти два года ищу для него информацию в архивах, встречаюсь с академиками РАН. Для меня это очень интересная и актуальная тема, к тому же, через два года будет 100 лет революции.
 
Помимо этого я занимаюсь православным поисковиком и базой данных Rublev.com, руковожу "Студией ЮГ", которая занимается дизайном, созданием логотипов, макетов. Я не хочу превращаться в большое сетевое агентство, но мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству, в том числе и с телеканалами. В частности, для "Царьграда" мы проводили очень сложную 3D-графику, вы ее увидите в новостях.
 
К.: Вы чувствуете отклик аудитории? Всё-таки количество религиозной тематики сейчас сильно возросло — и на обычных телеканалах и вообще... Не боитесь переборщить с тематикой?
 
Ю. Грымов: Недавно я был на фестивале MipCom в Каннах, так вы там идете по стендам и видите европейских производителей телепередач семейного толка, а на каждом пятом стенде видите фильм на историческую тему, светских производителей, в России такого нет. 
 
И я хочу сделать принципиально новую подачу такого контента. Не надо постоянно ассоциировать верующего человека с женщиной из небольшого городка ХVIII века, это не так. Мои знакомые — глубоко верующие люди, это современные бизнесмены, яркие художники. К сожалению, у многих людей есть совершенно ханжеское мнение, что человек православный — он какой-то далёкий, несовременный, неактуальный. Но это никак не связано с верой.
 
К.: Такой вопрос: Малофеев сам платит за проект "Царьграда" или у вас есть какие-то дополнительные источники финансирования?
 
Ю. Грымов: Я не ухожу от ответа, я не знаю. 
 
К.: А церковь поддерживает "Царьград"?
 
Ю. Грымов: Деньгами? Нет, конечно. Но официальная церковь для телеканала — это экспертная среда, люди, которые помогают создавать канал. 
 
К.: Предлагаю вернуться к контенту. Что насчет других конфессии, как вы собираетесь с ними поступать, будут ли на канале интересные программы о католических храмах Европы, например?
 
Ю. Грымов: Нет, этого не будет. Я объясню. Современное телевидение — узконаправленное, и валить всё в одну кучу было бы совершенно неправильно, зритель со своим другом — пультом, сам для себя решает вопрос программной политики. Когда я включаю Первый канал и вижу прекрасную передачу "Голос", я понимаю, что это прекрасный телепродукт с точки зрения продюсирования, но после этого я сразу встык вижу войну в Сирии — это тяжело. 
 
Я противник того, чтоб валить всё в одну кучу, поэтому у нас будут разговоры о традициях, о культуре без отхода от темы, но это не значит, что мы дистанцируемся, ни в коем случае. 
 
Скажу честно, на телерынке достаточно протестантского, католического, мусульманского контента, а вот разнообразного документального и художественного кино на видеорынке православия — крупицы. 
 
К.: Понятно. Будет ли доступен канал "Царьград" в других странах? Возможно, его можно будет посмотреть за рубежом через интернет?
 
Ю. Грымов: В интернете "Царьград ТВ" представлен на информационном портале Tsargrad.tv, на котором есть прямой эфир, где показывают нвости. 
 
Если мы говорим про Slow и Noise, то я считаю, что 60% моего успеха будет за пределами России, в странах СНГ и так далее, поэтому сейчас мы ведём переговоры о вещании со странами ближнего зарубежья.
 
К.: Спасибо!
 
Беседовала Яна Бельская