Ассоциация Телекоммуникационных Операторов (АСТО) обратилась к Правительству РФ с предложениями по решению текущих проблем, связанных с недопуском операторов к своим сетям и вводом "вмененных" платежей. В последние месяцы увеличилось число судебных решений, в которых говорится, что расходы на перенос оптических линий связи (ВОЛС) при ремонте воздушных линий (ВЛ) не могут быть исключены из тарифа, поскольку оператор не имеет права выполнять техническое обслуживание и монтаж ВЛС, что создает угрозу увеличения тарифов и дополнительных поборов.
Некоторые сетевые компании уже начинают ограничивать ремонт и монтаж ВОЛС, требуя за это дополнительные платежи. В этой связи Правительство РФ поручило до 17 ноября Минцифры совместно с федеральными органами и операторами связи подготовить предложения по усовершенствованию нормативной базы в сфере размещения сетей на опорах линий электропередач.
АСТО совместно с отраслевыми юристами подготовило обращение с конкретными предложениями по решению проблем недопуска операторов и вводимых платежей. Ключевые доводы кратко изложены ниже, с полной версией документа можно ознакомиться по ссылке.
Мы призываем участников рынка активно участвовать в выполнении этого поручения, чтобы защитить интересы связистов и обеспечить развитие инфраструктурных проектов.
1. Проблема доступа операторов связи к сетям на ЛЭП
В последние месяцы сформировалась противоречивая судебная практика относительно доступа персонала операторов связи к сетям электросвязи, размещенным на опорах ЛЭП. Арбитражные суды приходят к выводу, что согласно "императивным нормам" законодательства, операторы не вправе выполнять техническое обслуживание или монтаж/демонтаж своих сетей на опорах ЛЭП, что, по их мнению, запрещено законодательством (дела № А41-59994/2024, А40-262172/2024 и др.).
Это противоречит внутренним регламентам сетевых компаний и требованиям охраны труда, которые допускают выполнение таких работ при наличии квалификации. В результате операторы оказываются лишенными права на самостоятельный ремонт и модернизацию своих сетей, что негативно сказывается на качестве услуг и скорости реагирования на аварийные ситуации.
Предлагаемое решение:
На основании пункта 6 Правил недискриминационного доступа (Постановление Правительства РФ № 2106 от 22.11.2022) необходимо распространить требования к организации технического обслуживания и ремонта, установленные для ЛЭП, на сети электросвязи, размещенные на них. Ассоциация Телекоммуникационных Операторов подготовила проект таких рекомендаций — "Требования к эксплуатации сетей электросвязи, размещенных на воздушных линиях электропередачи", который прилагается к обращению.
2. Вопрос тарифообразования и контроль ФАС России
Действующая редакция правил и подходы к определению экономически обоснованных затрат вызывают серьезные проблемы. ФАС России и Верховный суд подтвердили, что перечень работ, признаваемых затратами, является неимперативным, что дает возможность владельцам инфраструктуры включать в тарифы дополнительно не связанные с основными услугами расходы. При этом, нормативные документы фактически оставляют вопрос контроля за тарифами и расходами вне компетенции антимонопольных органов, что приводит к увеличению стоимости доступа и затягиванию разбирательств.
Отказ ФАС России оценивать конкретные расходы в договорах доступа ограничивает возможность операторов добиваться справедливых тарифов, а суды все чаще указывают, что вопросы ценообразования носит публичный (антимонопольный), а не гражданско-правовой характер.
Предлагаемое решение:
Закрепить в нормативных документах порядок раздельного расчета стоимости различных видов работ, в том числе аренды, подрядных работ и других затрат, что упростит разрешение споров и повысит прозрачность тарифообразования.
Ассоциация подготовила проект дополнения пункта 39 Правил 2106 — "О раздельном расчете стоимости услуг по размещению сетей электросвязи".
Предлагаем операторам связи несколько вариантов поддержки инициативы
1) Написать письмо, в котором обозначить просьбу обратить внимание на наше обращение и наши предложения как актуальные. Ссылка на шаблон письма. К нему стоит приложить наше обращение.
2) Написать письмо от себя, использовав наши наработки и/или добавив к ним свои предложения и замечания. Ссылка на текст нашего обращения.
3) Написать полностью свое обращение (не забудьте про сроки и номер поручения — в наших письмах) и отправить либо нам asto@asto.org.ru либо прямо в Правительство.
Не так часто Правительство РФ инициирует улучшение нормативного регулирования с привлечением операторов связи. Надо использовать этот шанс.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии