Авторские перипетии Казахстана

Анна Ноун 23.08.2017
В настоящий момент одному из крупнейших казахстанских операторов кабельного телевидения "Алма ТВ" выставлена претензия, обязывающая компанию оплатить дополнительные отчисления за ретранслируемый иностранный контент в пользу нового общества по авторским правам. Если в правовом поле Казахстана будет создан прецедент, то аналогичные претензии могут получить и другие операторы, что существенно затруднит для них доставку иностранного, преимущественно российского, контента для русскоговорящего Казахстана. Для понимания — у того же "Алма ТВ" в среднем до 70% закупного контента приходится на российский контент. 
 
Казахстанские кабельные операторы сами не производят контент, ретранслируя без изменений на территории страны программы, приобретенные у правообладателей. В казахстанском законодательстве есть норма о заключении операторами соглашений со специальными аккредитованными на территории страны организациями, гарантирующими чистоту смежных прав на ретрансляцию передач, содержание которых оператору не может быть заранее известно.
 
Кроме того, согласно казахстанским законам, при наличии факта использования контента оператор оплачивает авторские отчисления в общества по коллективному управлению правами авторов и исполнителей. Казалось бы, честно покупая права на ретрансляцию контента и отчисляя авторские взносы по факту его показа, можно быть спокойным, но ситуация изменилась с появлением еще одного общества по авторским правам.
 
Участники отрасли указывают на то, что новообразованная организация принадлежит сыну известного депутата. Суть претензий данного авторского общества к кабельным операторам сводится к тому, что они должны платить отчисления за использование контента Sony и Warner Bros., с которыми у компании сына депутата якобы подписаны эксклюзивные лицензионные соглашения.
 
Получается ситуация, когда операторов хотят заставить платить за один и тот же контент трижды, применяя серьезный административный ресурс. Любой законопослушный кабельный оператор на территории Казахстана может подвергнуться нападкам рейдеров по авторским правам.
 
Вполне возможно, что иностранные правообладатели и авторы-исполнители даже не знают, что в Казахстане распространение их произведений берут под контроль люди, которые не имеют никакого отношения к созданию произведений и правам на них. Так, новоиспеченное авторское общество утверждает, что благодаря эксклюзивным соглашениям с Sony и Warner Bros., оно владеет правами на музыку и голос. Как правило, клип снимает исполнитель на свои деньги, и музыка, которая в него входит, приобретается создателем клипа как отдельный объект. Следовательно, все дальнейшее использование клипа никак не связано с использованием его составных частей, права на которые, однако, может заявить общество при распространении контента на территории Казахстана.
 
Если необоснованные требования по авторским отчислениям будут признаны правомерными, то это станет серьезным препятствием для дальнейшего распространения любого иностранного контента казахстанскими операторами. Из-за девальвации тенге местные игроки и без того уже работают на грани рентабельности. Серьезным ударом для них стал запрет на размещение рекламы на ретранслируемых иностранных каналах. Требования о выплате незаконных авторских отчислений могут стать последней каплей, которая будет способствовать уходу иностранного, и в первую очередь российского контента с телеэкранов Казахстана.

Об авторе

Анна Ноун
аватар-блогер и маркетолог-практик