Binge-watching: обернется ли запойный просмотр сериалов стриминговым похмельем?

Анна Пинчук 22.04.2020

Телесериалы не были изобретены вчера, но современный путь развития телесмотрения предлагает зрителю практически бесконечное количество контента. Относительно новый термин "binge watching" ("запойный просмотр" или "телемарафон") — просмотр видео часами или сезонами, у всех на устах.

Использование этого выражения стало популярным с появлением VoD и стриминга в Интернете. В 2013 году это выражение широко использовалось для описания практики Netflix, когда компания одновременно выпускала целые сезоны своих собственных сериалов, в отличие от стандартной отраслевой модели выпуска эпизодов один раз в неделю.

В ноябре 2015 года словарь английского языка Collins выбрал "binge watching" словом года.

Как мы упоминали ранее, компания Netflix решила выпускать целые сезоны сериалов, чтобы выделиться среди множества потоковых сервисов, появлявшихся как грибы после дождя. И это сработало: зрителям не нужно было ждать неделю, чтобы узнать, что случилось с любимыми персонажами. Пользователи застряли в Netflix. Позднее стриминговые сервисы переняли такую контент-политику.

70% американских потребителей практикуют "binge-watching". Для миллениалов этот процент еще выше: 90%. Эта практика стала новой нормой потребления видеоконтента.

Это изменило потребительское поведение. Сработает ли другая модель для стриминговых сервисов?

Массивный выпуск видеоконтента имеет свои недостатки.

По словам профессора Педро Феррейры (Pedro Ferreira) из колледжа Хайнц, сервисы хранят тысячи телешоу. Но каждый человек действительно смотрит только несколько из них. Потребители не хотят изучать каталог до самых его глубин. Они хотят получить пассивный опыт. Исследования Феррейры показывают, что среднестатистический потребитель успевает следить за тремя-четырьмя различными телевизионными шоу.

Обычно это означает, что потребители отменяют подписки в период между сезонами. Или, что еще хуже, каждый месяц перескакивают с одной бесплатной подписки на другую. Фактически, работа Феррейры показала, что "запойные телезрители" значительно реже платят за использование платформы (Netflix или Hulu), после истечения срока действия бесплатной пробной версии, чем менее преданные любители видео.

В этом и есть ловушка: если сервисы предоставляют много контента разного содержания, пользователи слишком быстро его потребляют и уходят. Если сервисы этого не сделают, пользователи будут недовольны и все равно уйдут.

Стремясь удержать подписчиков, медиа гиганты производят больше оригинального контента. Но Феррейра предупреждает, что это только подпитывает, по сути, нерабочую схему удержания зрителей. "Создание большего количества контента просто подпитывает "запойных зрителей", - предупреждает он.

Другим моментом, который следует учитывать, является растущая тревога касательно "запойного просмотра".

С одной стороны, люди утверждают, что такой вид времяпрепровождения дает им возможность наверстать упущенное, расслабиться, культурно интегрироваться в сообщество и быть в курсе событий.

В то же время, ощущений после длительного просмотра видео описываются терминами, ассоциирующимися с болезненной зависимостью: принуждение, абстиненция, передозировка и т. д.

Новое исследование Американской академии медицины сна показывает, что 88% взрослых в США теряют сон из-за "запойного просмотра" видеоконтента.

Итак, что мы имеем?

• "Запойный просмотр" - широко распространенное событие, поддерживаемое медиа-гигантами.

• Потребители привыкли иметь наиболее полный ассортимент контента.

• Стриминговые сервисы, очевидно, не получают денежную прибыль от выпуска множества часов контента одновременно, только условный рост пользовательской базы.

• "Запойный просмотр" часто является причиной проблем с физическим и психическим здоровьем. 

Что дальше?

Давайте будем честны: лишить потребителя контента не получится. Медиагиганты будут тратить целые состояния на создание эксклюзивного контента. В то же время некоторые аналитики говорят, что, вероятно, новые сервисы не будут пытаться копировать устаревшую модель и вместо этого выберут еженедельные релизы, похожие на линейное телевидение — по крайней мере, для своих самых больших новых работ. Гибридная модель, скорее всего, победит: сервисы будут предлагать топ-контент уровня "Игры престолов" на базе еженедельных выпусков эпизодов и одновременно предоставлять доступ к большим библиотекам контента. 

Об авторе

Анна Пинчук
Менеджер по маркетингу SPB TV