DVB уже мертв, OTT на очереди?

Максим Лапшин 12.01.2022

Одна из индустрий, где мы (Flussonic) работаем, это видео развлечения. Мы полностью выпадаем из онлайн кинотеатров (фильмы), там технические задачи решаются просто большим количеством SSD, а вот в доставке прямого эфира наш софт очень нужен.

Сегодня я наблюдаю три поколения эфирного телевидения:

1) Позапрошлое, самое старое на сегодня — это DVB. DVB — это набор бизнес-идей и поддерживающих их технологий с доставкой линейного телевидения вне интернета. Повесили телевизор на дачу — это уже DVB. Аналог по очевидным причинам не рассматриваю, он мертв, обсуждать там нечего.

Клиент DVB телевидения неизвестен никому. Узнать хоть что-то про такого клиента — это получить (или не получить) раз в год платежку или провести сомнительное и дорогостоящее исследование в процессе которого обзванивают людей и спрашивают "а что вы сейчас смотрите?"

Характерный пример этого поколения технологий — MPEG-TS. Его величество, необъятный MPEG-TS. Нет ни одного продукта в мире, который бы полностью реализовывал стандарты MPEG-TS, но, безусловно, этой штуке надо поставить памятник. В конце 2024 года где-то, ведь живым памятники не ставят.

Есть очень хороший индикаторы смерти этой бизнес-модели через помирание технологий:

1) DVB требует очень жестокой упаковки видеосигнала в постоянную полосу. Компаний, которые умеют это делать в мире очень мало (мы одни из них, я знаю, о чём мы говорим). Самая главная опорная технологическая база человечества в части видео ffmpeg не умеет упаковывать видеосигнал для DVB.

Нет ни одного коммерческого продукта, который по охвату возможностей хотя бы был сравним с ffmpeg, все берут маленькую часть и зарываются вглубь. Но во всём спектре возможностей ffmpeg отсутствует возможность упаковки сигнала в CBR режиме с PCR accuracy (магические заклинания, для тех, кто в теме). 

2) Транскодеры. libx264, удивительнейшее явление, попортившее кровь куче коммерческих вендоров, плохо кодирует видео для DVB: очень с трудом выдерживает CBR. Надо понимать, что почти всё видео (кроме эфирного федерального телевидения), которое вы видите, скорее всего было получено или с видеокарт nvidia, или с libx264. 

Лучше всех поддержку DVB дает Intel с его технологией Quicksync и именно на нём сделаны почти все американские коммерческие решения типа гармоника. Последнее серверное железо, которое предлагает Intel для этого — 2016 год.

То есть, за последние 5 лет (напомню, что за это время появилось и внедрилось явление искусственного интеллекта, VR и электромобилей) не было ни одного решения по подготовке видео для DVB.

Развитие в DVB остановилось, технологии типа HbbTV — это как дровяной газогенератор в электромобиле. Хорошо видно и по контенту, причем это находит отражение уже и в культуре. В новогодней серии "Вампиров средней полосы": "ой, я вас видел: с какой-то теткой на Новый год показывали". Эта сцена очень хорошо показывает, как игроки с DVB настолько застряли в нём, что с трудом осваивают переход на прошлое поколение телевидения — OTT.

Характерная черта этого поколения — называть зрителя line. How many lines do you have?

Поддержка DVB сегодня сводится к выскребанию остатков денег на уже построенных системах или помощи в переходе на OTT.

Офлайновые кинотеатры идут в сцепке с DVB, если чего. Ничего общего не имеют кроме того, что встроены в единую бизнес экосистему, которая закончилась в 2020 году.

Так же хорошо виден рост стоимости решений в DVB: оно растет вместо того, чтобы дешеветь.

Здесь внедрения осуществляются интеграторами, очень типичная модель: бюджет, проект, интегратор, внедрение, эксплуатация, несколько лет ничего не трогать. Молиться на аптайм, бояться изменений. IT департаменты.

2) Прошлое поколение — это OTT. Оно в разгаре своей жизни, но остро страдает от нехватки контента. Так же оно остро страдает от тренда на убирание дистрибуции.

Разрушение цепочек дистрибуции во всех областях деятельности вообще современный тренд, он захватывает и OTT. Что это означает?

Раньше, в эпоху DVB, можно было построить компанию, которая брала на себя доставку телевидения (прямо как кинотеатр). А потом появились онлайн операторы телевидения, в интернете. Это длилось почти 10-15 лет. А потом стало ясно, что Дисней сам может показывать телевидение, и никто между ним и клиентом ему не нужен.

Теперь мы наблюдаем, как OTT кинотеатры, которые хотят выжить, срочно или сливаются с контентом, или начинают сами делать контент. Для меня пугающим является тот факт, что даже производители приставок Roku пошли снимать свои сериалы.

Касательно России, я возлагаю большие надежды на OTT и считаю, что других способов реанимации отечественного кино нет. Минкульт со всей присосавшейся камарильей типа серебрякова, панина, звягинцева остался в предыдущей эпохе. А вот тот же Start снимает кино для нас, и мы его с большой радостью ждем. Где уже второй сезон "Вампиров"???!!!

По технологиям: OTT совершенно на коне. Все современные разработки в видео, протоколы доставки, кодеки и т.п. — всё делается сюда.

HLS, DASH, CMAF, DRM — всё это тут, и оно развивается.

Nvidia, Altera и прочие так же тут и поддерживают именно это поколение, не DVB.

Однако, видны и нарастающие пробуксовки.

Во-первых, кодек h264 как был, так и остался одним. Это редкое явление в инженерной практике: уже 10 лет один единственный кодек остается стандартом де-факто для доставки видео везде.

Ему на смену должен был прийти H265, но он не пришел в браузеры, причем причина исключительно бизнесовая, не техническая. Детали не готов раскрыть, я не очень понимаю взаимоотношения, но тут терки между старыми и новыми: между MPEGLA (который из DVB мира) и Apple+Google+Microsoft. Из них только Микрософт (который дружил ещё с DVB) пошел на адаптацию хорошей удачной технологии. В итоге OTT сегодня не может совершить полный переход на H265 и переплачивает. Очень вероятно, что H265 (как и H266) не войдет в завтрашний день OTT телевидения, а его место заменит AV1.

Важно отметить, что в соседнем мире (IP-камеры) h265 хорошо прижился, но это другой мир.

OTT начался с того, что решил вопрос нестабильности media большой задержкой контента. То есть, за окном уже салют, а вы всё ещё слушаете речь Путина. Сейчас, последовательно, эта задержка снижается различными методами.

Современные OTT сервисы с юникаст доставкой платят за обслуживание каждого клиента (в отличие от прошлого поколения, где не было OPEX, был только CAPEX), но технологии достигли уровня, при котором обслужить 10 миллионов людей онлайн проблемы не составляет. То есть, всё население планеты без особых проблем обслуживается технологиями поколения OTT.

Теперь ещё про бизнес. OTT — это доставка каждому клиенту персонально. Это значит, что можно не просто показывать то, что хочется клиенту (рекомендации Нетфликса — известная тема для обсуждения), а ещё и персонализированно показывать рекламу.

Я считаю, что камеры на телевизорах будут развиваться: всем хочется знать, кто же именно сейчас сидит перед теликом и всё-таки показывать рекламу Лего или зимней резины.

Здесь уже много самостоятельной разработки, но характерны всё-таки черты IT директоров при внедрении. Всё ещё страх изменений и "в пятницу вечером не деплоим". Во многом из-за паршивых оконечных устройств.

3) Последнее поколение видеоразвлечений — это UGC сервисы.

Миллиард сценаристов — что-то да получится тебе предложить. В свежем обзоре Минцифры за 2020 год деликатно указано, что YouTube смотрит ежедневно 30% населения страны. При этом YouTube и всемирно известный телеканал "Суббота!" упоминаются одинаковое количество раз. ТикТок и Инстаграм по одному разу каждый в сноске. Твич я не нашел.

Что делать с этими сервисами, пока не до конца понимают все государства в мире, но точно считают, что надо что-то делать: это же государства.

Тренды тут самые передовые. Это и ultra low latency, то есть, порядка сотен миллисекунд (мы можем, не проблема), но самое главное – что впереди в полный рост встает генерация контента нейросетками.

Зачем платить операторам, производителям дорогого оборудования, если можно сляпать что-то нейросетями и быстро впихнуть. Не стоит презрительно относиться к этому тренду, ведь современное официальное телевидение и кино находятся в такой глубокой жопе по уровню качества и контента, что оттуда кажется путь только наверх.

UGC переформатирует не только отношения, сложившиеся за целый век (непонятно, нужен ли условный ВГИК, но Минкульт с Кинотавром явно не у дел. Оскар деградировал с 50 миллионов зрителей до 9. Это, правда, эпитафия к DVB) в телевидении, но и соседние индустрии.

Киберспорт замещает собой обычный спорт. Если кто-то всё ещё думает, что Минспорта — это про здоровье нации, то выбросьте эти глупые мысли. Правильное название этой системы — Министерство гладиаторства. Задача этой индустрии (во всём мире, конечно) — создать поток зрелищного контента для потребления всеми на планете. Нам это нравится.

Киберспорт — всё то же самое, но с гораздо меньшим вредом для здоровья и с совершенно новыми людьми. Это огромная составляющая современной индустрии.

Разработка и внедрение почти вся современная в web style: канареечный деплой, быстрые изменения, fail fast, техдиректора, появляется кубернетес.

Итого, мы сейчас наблюдаем одновременно:

1) DVB. Развитие закончилось давно, старые деньги ещё есть и довольно много. Поддерживается государствами, с которыми срощен. В большинстве стран сложилась возрастная граница 30+.

2) OTT. Развитие бурно идет, происходит схлопывание цепочек доставки и консолидация рынка. Государства – ок, но пока в контрах.

3) UGC. Технологическое развитие только началось, но внедрение уже на уровне большем чем OTT. Государства или вообще игнорируют, или скорее в контрах.

Мы со своей стороны технологически даем поддержку во всех поколениях.

Об авторе

Максим Лапшин
основатель компании Flussonic (www.flussonic.ru)