Экономическое состояние на "полшестого"

Станислав Прибылов 29.02.2016
А если точно, на 17.25
 
Общеизвестно, что в отличие от человеческой жизни экономика развивается нелинейно. Согласно одной из макроэкономических теорий (Wage-price Spiral Theory), рынки развиваются по спирали. Причем, если представить сию спираль в профиль, это похоже на обороты часовой стрелки. Цены идут то вниз, то снова вверх, и спираль уходит на новый виток. Так же по спирали "крутятся" цены на землю, недвижимость и драгоценные металлы. Так же оценивается и любой работающий бизнес, в том числе в области платного телевидения и телекоммуникаций.
 
Невооруженным цифрами взглядом видно, что в этом секторе экономики России сейчас не самые лучшие времена. Однако наблюдается активность крупных игроков рынка платного телевидения, операторов и даже агрегаторов — производителей контента, которые активно предлагают многим региональным и малым операторам уйти под крыло за некоторое денежное "вознаграждение". Правильно ли они делают, что, несмотря на общие финансовые сложности, фактически пытаются скупать устойчивые компании в регионах? Здесь даже сомневаться не надо. Правильно. 
 
Более того, замедление скорости роста рынка — самое благоприятное время для скупок и консолидаций, потому что самое выгодное. Это время, если вернуться к метафоре со спиралью, крутящейся вокруг оси циферблата часов, где-то на самом спаде — перед нижней точкой. Ждать нижнюю точку опасно — ее можно пролететь очень быстро или, наоборот, остановиться так, что скупка сделается бессмысленной на долгое время.
 
Глядя на средний показатель ARPU по российскому рынку платного ТВ, отсутствие появления новых операторов и других значительных движений, можно предположить, что на этих "часах" все где-то почти на "полшестого". Вечера. Перед закатом текущего технологического уклада.
 
Но зачем это нужно делать крупным игрокам рынка, если подъем последует вдруг не скоро? Прежде всего затем, что на новом подъеме возможность "влезть" в далекие уголки рынка станет крайне дорогой и, скорее всего, центр затрат мейджора рынка платного ТВ переместится в область технологического и контентного развития.
 
Давайте посмотрим на рынок с другой стороны. Предположим, что региональный (малый) оператор платного телевидения чувствует себя неплохо. Может быть, не преуспевает, как в тучные нулевые, но вполне нормально существует. Имеет ли ему сейчас смысл поменять доходный бизнес-процесс на "расчет", который, скорее всего, станет окончательным? Имеет, особенно, если рынок находится в положении 11.55. И даже немного после, если бы он только начинал идти на спад. В остальных случаях это спорно, а в нынешнем положении вообще неправильно. В первую очередь сказанное касается упомянутого бизнеса.
 
Дело в том, что, если в тяжелое экономическое время платное телевидение, которое является отнюдь не первой человеческой необходимостью и даже не стоит вровень по важности с услугами транспорта и чистой связи, у кого-то выживает, сие означает, что у данного конкретного отдельно взятого "бизнеса" ОЧЕНЬ устойчивое положение. В случае с оператором связи это говорит о высокой лояльности абонентской базы, а в случае с поставщиком контента — об эффективности платформы или высокой популярности отдельных каналов. И в том, и другом случае это, безусловно, станет большей ценностью, когда "экономическая спираль" пойдет на новый виток вверх. Кроме того, для оператора платного ТВ в регионе во многих случаях сохранится контроль за "последней милей", который с развитием новых технологий не потеряет своего значения.
 
Помимо всего этого существует еще одна причина "не продаваться" сегодня. Замедление роста рынка и даже его падение — удачное время для расширения, а также развития и локального бизнеса тоже. Рано или поздно выход из сегодняшнего состояния будет во включении "печатного станка". Тогда вырученные сегодня средства просто обесценятся. Активы, тем более связанные с абонентской базой (точно так же, как с покупательской в ритейле или клиентской в сфере услуг), как минимум, никуда не денутся. В условиях же растущего потребления они снова вырастут в цене. Напечатанные деньги станут инструментом выгодного погашения долгов и кредитов, если их взяли сейчас на технологическое развитие сети или расширение ее устойчивой абонентской базы. Малый или региональный оператор может быстрее, без корпоративной бюрократии, перестроиться и даже внедрить свой стандарт и новые технологии. Когда-то рядом с существовавшим мегаоператором кабельного ТВ Мостелекомом так же был рожден Комкор. Мостелеком давно внутри Ростелекома, а Комкор существует под брендом Акадо. Из последнего примера, кстати, следует, что и крупные операторы, да и производители не застрахованы от перепродаж, слияний и поглощений. Оставаться внутри них иногда опаснее, чем быть "маленьким и независимым".
 
Есть и еще несколько факторов отраслевого характера. Удешевление технологий производства рано или поздно все-таки сдвинет с мертвой точки региональный телепродакшн. Другими словами, в крупных регионах появятся не только новости и публицистика, как сейчас, но и качественные шоу и даже сериалы федерального уровня. Средства от рекламы вряд ли будут перераспределены в ближайшее время, а вот часть доходов от платного ТВ уже в течение нескольких лет может стать одной из составляющих пусть сравнительно скромного, но финансирования современного телепродукта. В этой ситуации у регионального оператора появится шанс "получить федеральное значение" совсем с другой стороны.
 
География России такова, что для некоторых ее регионов сигнал "зарубежного" вещания выгоднее и удобнее брать со спутников другого полушария. Это означает, что однажды мы все можем узнать о появлении "российской дальневосточной" или "российской сибирской" платформы платного ТВ. Кому-то в столице это покажется фантастикой, однако все говорит о том, что кроме временных затруднений с финансированием и таким же временным государственно-идеологическим анахронизмом текущего момента никаких других препятствий для этого нет.
 
Не за горами и старая тема трансграничного вещания в ее новой технологической версии — Netflix. И это самое понятное и простое из того, что еще станет появляться на рынке, где в конечной точке будет находиться региональный оператор. Так что потерпите, друзья, если есть возможность, конечно. Это же не человеческая старость. С "полшестого" по рыночному времени стрелка обязательно поднимется к полудню.

Об авторе

Станислав Прибылов
Директор Национального фонда искусств, в прошлом - директор дирекции программ и каналов "НТВ Плюс"