Главный недостаток телевидения

Денис Высоцкий 30.12.2013
В канун Нового года принято подводить итоги и делать прогнозы. Воспользовавшись в очередной раз любезностью Яны Бельской, я решил изложить несколько своих новогодних мыслей в электронном виде.
 
Главное событие минувшего 2013 года — не антипиратский закон, не первая в России трансляция Ultra HD, и даже не взрыв метеорита над Челябинском. Главного события 2013 года никто не заметил, потому что оно лежит не совсем в телевизионной плоскости. Просто не обратили внимания, а зря. 
 
Точные цифры сейчас назвать еще нельзя, но уже совершенно ясно, что 2013 год стал годом самой большой рецессии на традиционном рынке персональных компьютеров и ноутбуков за все время его существования. Российский рынок "упал" почти на треть. Сокращаются поставки; склады, что называется, "пылятся" от никому не нужных и стремительно устаревающих моделей; известные бренды, например, Samsung, в спешке сокращают производство ПК и ноутбуков — просто потому что неинтересно и невыгодно. На смену ПК окончательно и победоносно пришли планшеты. Еще в мае, если я не ошибаюсь, сообщалось о том, что рынок планшетов перегнал рынок ноутбуков в прогрессивной Великобритании, летом похожие новости пришли с Украины. Подозреваю, что и на российском рынке творится то же самое.
 
Спрашивается, как это повлияет на работу операторов кабельного и спутникового телевидения? А вот как. Судя по всему, одним из главных полей сражений в 2014-15 годах станет тот сегмент рынка, который называют обычно "вторым экраном". Уже сейчас, если верить статистике, 23% владельцев смартфонов и 35% владельцев планшетов во время телепросмотра ищут информацию, связанную с телепередачей, которую они смотрели в этот момент.
 
Насыщение рынка планшетами неизбежно приведет к смене всей парадигмы телесмотрения. Если 31 декабря 2012 года это было как-то неочевидно, то 31 декабря 2013-го это, как говорил один персонаж из фильма "Тот самый Мюнхгаузен", "уже даже не факт — так оно и было на самом деле". Нечто подобное мы наблюдали буквально пару лет назад, когда распространение Full HD-панелей привело к тому, что и операторы начали делать ставку на Full HD, и сейчас только у "Триколор ТВ" порядка 3 миллионов пользователей HDTV.
 
Главный недостаток телевидения, каким оно было до 2013 года, — в его трансцендентности. Телевидение — это то, что происходит где-то там. Где-то там дает пресс-конференцию Барак Обама, где-то там Мария снова плачет и где-то там Лионель Месси забивает очередной гол в ворота противника. Планшет же — это нечто имманентное, сиюминутное, находящееся здесь, у тебя в руках, нечто, создающее иллюзию того, что ты можешь каким-то образом изменить происходящее. Планшет устроен по тому же принципу, что и "Макдональдс"; он удовлетворяет первобытную потребность человека есть руками. На одном из трэвел-телеканалов недавно показывали фильм, в котором американец ходит по индийскому базару, покупает рис, мясо, потом все это варится, и показывают, как американец с наслаждением ест этот жирный плов руками, в соответствии с восточными традициями. Планшет как идея мог появиться только в западном обществе, где есть вилка и Жан-Поль Сартр.
 
"Второй экран" призван удовлетворить эту потребность и устранить этот недостаток. И совершенно очевидно, что конкуренция в этом молодом сегменте рынка в 2014 году резко обострится. Я уже сейчас могу предсказать, какими будут рекламные слоганы: "Еще ближе к вам!" или "Попробуй телевидение на ощупь!" — что-то вроде того.
 
Другой важный индикатор грядущей тактильной революции — внимание к этому сегменту крупных игроков. В частности, в канун Нового года пришла новость о том, что в преддверии Сочи-2014 обновил свое мобильное приложение "Первый канал". Напомню, что ровно год назад тот же "Первый канал" запустил HD-версию, которая быстро набрала популярность; это говорит о том, что команда Константина Эрнста очень хорошо умеет улавливать суть изменений на рынке и делать правильные ставки, и развивать правильные направления.
 
Важно понимать: "второй экран" создается не для того чтобы продублировать первый, а для того чтобы дополнить его той информацией, которая в телевизор обычно не влезает. Проще всего со спортивными мероприятиями, — большинство футбольных болельщиков, когда следит за футбольным матчем, всегда подглядывает в планшет: какой матч следующий, каковы шансы, кто лучший бомбардир и так далее. Все что необходимо сделать — это аккумулировать информацию в одном месте, чтобы пользователю было удобно смотреть, не переключая внимания. Первый экран всегда должен оставаться главным, а второй — вспомогательным.
 
Собственно, это основное, что я хотел сказать. Мне почему-то кажется, что 2014 год будет куда суровее в плане конкурентной борьбы, чем 2013-й; по крайней мере, в том сегменте рынка, который я вам только что обрисовал. Еще раз поздравляю вас, коллеги, с Новым годом и желаю вам, прежде всего, хорошо отдохнуть.
 
Спасибо за внимание!

Об авторе

Денис Высоцкий
Руководитель службы управления проектами и технологического развития "Триколор ТВ"

"что и операторы начали делать ставку на Full HD"...
- Да, да. Операторы прямо потеряли сон и аппетит, и всё ставят и ставят на Full HD. Наберут по дешёвке и в сеть, и в сеть... А у кого, не дай Бог, телевизор не Full HD, тому прям панель новую несут, второй экран на диван кладут, а третий в уборную на сливной бачок приворачивают. Вдруг бедняге по нужде приспичит, пока Барак Обама пресс-конференцию даёт....