Интерактивное телевидение в России: каким ему быть?

Александр Косарев 13.06.2013

Эксперты J’son & Partners Consulting в своем недавнем исследовании пришли к выводу, что проникновение интерактивного телевидения — IPTV — в России к концу 2013 года может вырасти в два раза. Они подсчитали, что абонентская база IPTV к этому времени составит не менее 3,4 млн. человек — это значит, что 10% населения России будет использовать данную технологию. На конец 2012 года J’son & Partners Consulting оценивал абонентскую базу IPTV в России в 2,54 млн. пользователей — около 4,7% от общего числа домохозяйств России. Эта точка зрения, как, впрочем, и любая другая, имеет место быть. Но на мой взгляд, ситуация с развитием IPTV в нашей стране не такая перспективная, как полагают коллеги аналитики. Объясню почему. 

 
Что такое IPTV? Это технология доставки цифрового телевидения по протоколу IP. Логика компаний-операторов, которые хотят работать в данном направлении, очень проста: если имеется сеть передачи данных, а протокол IP сам по себе является интерактивным, так почему бы с его помощью не оказывать клиентам комплекс интерактивных медийных услуг, основанных на «упаковке» цифрового телевидения в IP?
 
Дело в том, что потребителю предоставляется телевизионный сигнал, а точнее услуги телевещания с помощью сетей связи — спутниковых, наземных эфирных и кабельных. 
 
Спутниковые операторы значительную долю дохода вынуждены тратить на содержание канала связи для доставки абоненту медийного продукта. Использование современных методов компрессии и модуляции позволяет оператору существенно снизить удельные затраты на один телевизионный канал при его доставке абоненту.
 
Операторы наземного эфирного телевидения находятся в не менее экономически сложной ситуации, которая заставляет при крайне ограниченном частотном ресурсе и необходимости постоянного увеличения покрытия сети содержать значительное количество эфирных передатчиков, разбросанных по всей территории страны, включая и каналы связи для дистрибуции. 
 
Может показаться, что у операторов кабельного телевидения совсем иная ситуация, которая позволяет им легко перейти на цифровое вещание, имея практически неограниченный частотный ресурс с использованием защищенных кабельных сетей. Отчасти это так, но и у кабельных операторов достаточно много ограничений. Например, использование кабельных сетей с технологией DOCSIS для предоставления интернет-услуг резко ограничивает возможный частотный ресурс для расширения цифрового вещания. В кабельных сетях остается значительное количество телевизионных каналов, которые невозможно использовать для распределения в связи с тем, что они являются пораженными, в том числе и различными эфирными средствами. 
 
Может показаться, что именно технологии IPTV свободны от перечисленных недостатков, и поэтому дают возможность широкого внедрения цифрового и интерактивного телевидения. Однако тут возникает одна очень существенная проблема, связанная с состоянием, прежде всего, «низового» сегмента сети передачи данных. 
 
Когда мы говорим про IPTV, то необходимо иметь ввиду важнейшую особенность, связанную с передачей multicast и unicast контента в сети передачи данных оператора. Исходя из современных требований качественного оказания услуг, гарантированная скорость доступа для одного абонента сейчас должна превышать 60 Мб/с. К сожалению, не всякая современная сеть может уверенно обеспечить такой трафик. Поэтому оператор может создать либо сеть «с нуля», либо перестроить уже существующую, а именно: заменить ее основные элементы, узловое и распределительное оборудование. В обоих случаях это влечет за собой существенные материальные затраты, которые по силам не каждой компании. Необходимо добавить к этому еще и затраты на создание платформы IPTV с соответствующей медийной и сетевой инфраструктурой.
 
В то же время потребителю, т.е. конечному пользователю, практически безразлично с помощью каких технологий он получает телевизионный сигнал. К сожалению, ранее используемый маркетинговый лозунг цифровизации сегодня уже не работает. Абонент заинтересован в получении услуг телевидения с высоким качеством за минимальную стоимость при максимальном количестве программ.
 
Еще один фактор, влияющий на развитие IPTV. С 2012 г. все ведущие производители телевизионных приемников предлагают на рынке все новые модели телевизоров с технологией Smart TV. Уже в настоящее время проникновение этой технологии достаточно высоко. Smart TV — это новый тренд интеграции интернета в современные телевизоры, технологический симбиоз компьютера и телевизора. Устройства, поддерживающие Smart TV, преимущественно нацелены на поддержку развлекательных медиа в интернете, интернет-телевидения, «over the top» контента — OTT (с помощью этой технологии контент доставляется любому пользователю Интернет напрямую через протокол HTTP), потокового медиа-контента по запросу. Отсюда у абонента возникает резонный вопрос: зачем пользоваться именно технологиями IPTV, если телевизор с технологией Smart, который он уже купил, и так позволяет успешно пользоваться интерактивом? 
 
По подсчетам IKS Consulting, в 2010 году количество пользователей IPTV в России составляло всего лишь 2% от общего количества абонентов платного телевидения, на 1 и 2 местах — телезрители кабельного (67%) и спутникового (31%) телевидения. В 2014 году по прогнозам этих же экспертов ситуация на рынке ТВ-услуг не сильно изменится: два первых места также достанутся кабельному (62% абонентов) и спутниковому (35% абонентов) телевидению. Число пользователей IPTV останется практически на том же уровне — 3%. 
 
Поэтому утверждать, что у технологии IPTV есть все предпосылки для активного развития в нашей стране, я бы не стал. В Европе, для сравнения, ситуация совсем другая: IPTV широко представлено в отдельных странах, так как сетевая инфраструктура местных операторов постоянно модернизировалась. И поэтому сети оказались больше приспособлены для предоставления интерактивных телевизионных услуг без значительных дополнительных инвестиций в традиционные телевизионные сети. 
 
С другой стороны, если требования к качеству медийного контента и его количества у российских зрителей постоянно растут, то операторы сетей передачи данных, естественно, будут стараться эти требования удовлетворять, вкладывая средства в развитие и модернизацию сети. А это значит, что последующий переход на технологию IPTV им будет осуществить намного проще. При этом за счет объединения традиционной телевизионной сети и сети передачи данных, точнее за счет ликвидации кабельной радиочастотной сети оператор сможет снизить свои операционные расходы. Но это вопрос скорее к операторам: готовы ли они выделять финансирование на эти цели. Время покажет.
 
И в заключение: а как быть с социальным бесплатным обязательным телевидением для населения?

Об авторе

Александр Косарев
заместитель директора по сетевым технологиям «Акадо Телеком»