Как бывает, если не бороться с пиратством. Опыт Кыргызстана

Макс Сашин 05.08.2021

Сразу два издания опубликовали интервью двух представителей ОТТ-отрасли, и оба буквально в унисон говорили о разрушающем влиянии пиратства на медиабизнес [речь об интервью руководителя Kion Игоря Мишина и гендиректора ivi Олега Туманова - прим. ред.]. Я невольно провел параллель с рынками соседних стран, на которых работают российские медиакомпании и которые волею судеб, успел изучить достаточно хорошо.

Честно говоря, при всей справедливости таких заявлений, степень разрушительности пиратства применительно к России входит в сильный диссонанс со сложившейся ситуацией, например, в Кыргызстане. Несколько лет назад этот рынок можно было отнести к одному из наиболее благоприятных для российского контента и бизнеса российских медиакомпаний:

• в стране существенная доля русскоязычного населения;

• историческая общность и территориальная близость позволяют продуктивно выстраивать партнерские отношения;

• местные телеканалы охотно заходили в сетевое партнерство с крупными российскими телеканалами;

• киргизское отраслевое сообщество предпринимало активные действия по уходу от дневниковых измерений к пипл-метрии;

• ряд телеканалов образовали ассоциацию для выстраивания диалога с регулятором.

Однако в настоящий момент можно сказать, что все эти процессы и инициативы находятся в состоянии руин. Причин, безусловно, комплекс, но наиболее негативный эффект оказывает именно беспрепятственное и повсеместное использование нелицензионного контента.

Выдача в поисковике ссылки на "зеркало" пиратского ресурса – это, конечно, плохо, но в 2021 году в России вряд ли кто-то может представить себе такой вероломный вариант пиратства, как показ голливудского блокбастера в эфире общедоступного телеканала с республиканским покрытием через пару недель после его премьеры в Нью-Йорке.

Или вообще полное формирование сетки вещания из мейджорского контента, естественно, без каких бы то ни было договоров на приобретение прав, на минуточку, телеканалом с лицензией (!), выданной надзорным органом, и вещающему в составе мультиплекса. Это пиратство уровня PRO!

Подаются редкие иски, буквально на днях получено еще одно положительное решение суда г. Бишкека, но в целом суды длятся по несколько месяцев, а присуждаемые компенсации ничтожны. Контроль со стороны Министерства, уполномоченного регулировать отрасль, практически не осуществляется.

Маленький, но яркий штрих: по закону о телерадиовещании, телеканал может показывать нелицензионный контент, если не прерывает его рекламой. Не очень удобно, если хотите демонстрировать двухчасовой фильм, но вполне нормально, если у вас запланирован сериал с хронометражем серии в 24 минуты… То есть, пиратство легализовано в Кыргызстане на уровне законодательства…

Репутация никого не волнует. Ни телеканалы, ни рекламодателей, в том числе международных.

Пагубное влияние такого подхода абсолютно очевидно – избыточное количество бесплатно программируемых телеканалов на столь маленьком по объему денег рынке приводит к жесточайшему демпингу и как итог еще меньшему бюджету, телеканалам с лицензионным контентом невозможно выдержать конкуренцию, телевидение перестает быть бизнесом. Все всё понимают, но ничего не меняется.

Вывод: я лично глубоко убежден, что у нас в России с пиратством дела обстоят хорошо. Много сделано. Как известно, победить его полностью невозможно, но борьба в нашей стране на высоком уровне. Мы – молодцы. Надо продолжать в том же ключе. Есть отличный пример, почему эту борьбу ни в коем случае нельзя прекращать.

Об авторе

Макс Сашин
глубоко законспирированный медиаэксперт