Как мы работали со зрителем, когда снимали телепроект "Великие реки России"

В 2017 году телеканал Ocean-TV начал съемки документального проекта "Великие реки России". Сезон съемок 2017/2018 был посвящен Волге. За 153 съемочных дня рабочая группа прошла около 4000 км, посетила 15 приволжских регионов, 4 города-миллионника, сделала 60 остановок. Работу по привлечению внимания аудитории к новой travel-программе мы начали одновременно со съемками.

Мы здесь ничего нового не изобрели. Но, наверное, именно одновременная работа на всех фронтах дала ожидаемый результат – узнавание и интерес к программе.

Экспедиционное судно Аксидиан

 

Итак, основные точки контакта.

Участие в съемках. Мы сняли работу плотин и шлюзов. Наблюдали, как пограничники ловят браконьеров в Каспийском море, как инженеры запускают ГЭС, как строят суда на верфи, как пекут фирменные булки и как распевается гармонь. Порядка 300 человек рассказывали о своем регионе или своей работе в кадре: краеведы, журналисты, основатели частных музеев, бизнесмены, представители власти, экологи, гидрологи, инженеры, повара, библиотекари... Мы подготовили 300 благодарственных писем, но каждый день вспоминаются новые имена, и, видимо, тираж придется допечатывать.

  
 Ведущий Владимир Плешаков с гостьей программы 

 

Соцсети. О, великая сила интернета и социальных сетей! На своей странице мы создали целое сообщество любителей путешествовать по России. При этом мы не только развлекали читателей информацией от съемочной группы, но и постоянно обращались за информационной помощью. Обычные опросы из серии "Ребята, что снимать в вашем городе?" принесли ощутимое число подписчиков и помогли снять живой проект на актуальные темы. Опросы проводились на собственной странице или, если позволяли модераторы, на странице соцсети крупного регионального СМИ. Интересных ответов было очень много. По ним иногда даже менялся сценарий, и съемочная группа задерживалась на неизвестных, но важных объектах. Так мы отработали Ярославль, Самару, Волгоград, Астрахань.

Конкурсы.Мы провели три масштабных конкурса. От конкурсов репостов отказались изначально. За хорошие призы надо бороться, решили мы. Самый яркий, сложный, но и хорошо определяющий целевую аудиторию – конкурс "Я еду в экспедицию". 15 заданий – и победитель едет с нами на съемки проекта. Больше всего баллов набрал житель Тюмени. По семейным обстоятельствам он не смог поехать летом на Волгу, поэтому мы ждем его на Дону в 2019 году. Второй конкурс был полностью творческий. Его мы провели с компанией "Орион". За украшенный оранжевый кораблик (символ, сопровождающий экспедицию в пути) разыграли пять комплектов спутникового оборудования. И самый семейный – конкурс фотографий. Главный приз – волжский круиз на теплоходе из Москвы по маршруту проекта "Великие реки России". Семья из Подмосковья уже прислала фотоотчет и спрашивает, когда будут другие конкурсы.

Личные знакомства. Съемочная группа всегда находила время для встреч и общения со зрителями в тех городах, где экспедиция останавливалась, чтобы работать. Если экспедиционное судно стояло на городской пристани, все желающие могли прогуляться по голубой палубе нашего корабля, постоять за штурвалом, получить сувениры, рассказать ведущему и режиссеру о "своей" реке. За три месяца экспедиции на судне начал собираться "музей типа Поля чудес": гости приносили картины, стихи, памятные подарки о своем городе.

Мероприятия. На Волге экспедиция провела три небольших городских праздника. Первый – в Твери при поддержке Тверского государственного университета и регионального отделения Русского географического общества. Второй – в Дубне. Здесь жители города не только поднимались на борт корабля, но и, уютно закутавшись в пледы, смотрели первые серии проекта прямо под открытым небом. Третий – в Угличе. Мы пригласили местных гимназистов в кинотеатр на открытый урок по краеведению – просмотр первых серий проекта об истоке Волги. Один из них написал: "Классный фильм, сделаю по нему доклад". Кстати, в управлении образования Твери ждут серии про свой город.

 
Видеооператор Максим Лебедев 

 

Журналисты и их аудитория.Отдельный пункт – работа со СМИ. На выходе мы имеем порядка 100 публикаций и видеосюжетов от ведущих региональных СМИ: местные ВТРК, МК, КП, "Труд" и т.д. И все это – исключительно собственная работа журналистов, а не просто перепечатка пресс-релизов. Иначе цифра была бы раз в пять больше. Сейчас мы думаем о премии для СМИ.

Важно, что все перечисленное выше мы делали ма-а-аленькой командой и совсем небольшим бюджетом. Сейчас необходимо грамотно монетизировать все эти цифры и факты, чтобы в 2019 году нашей съемочной группе было веселее идти по Дону.

А если говорить о результатах работы по привлечению аудитории к проекту, то дня не проходит, чтобы кто-то не позвонил и не спросил: "А про нас уже фильм вышел?"