Как повлияла цифровизация телевидения на операторский бизнес

Рынок российского платного телевидения очень близок к насыщению, на сегодняшний день его уровень проникновения достиг порядка 80%. В среднем на одно домохозяйство приходится порядка 2,1–2,3 телевизора, и почти половина из всех домохозяйств на территории Российской Федерации использует цифровые способы приемы телевидения хотя бы на одном из телевизоров в доме: это может быть цифровое кабельное ТВ, спутниковое ТВ или IPTV. 

Под цифровизацией телевидения не стоит понимать только отключения эфирного аналога и переход на цифровое вещание, сюда также надо отнести и развитие интернет-технологий.  

Как же повлияла цифровизация телевидения на операторский бизнес? 

С переходом на цифровое эфирное вещание реальный отток клиентов кабельного коллективного ТВ наблюдается в районе нескольких процентов в год (до 5%) в зависимости от региона и населенности города. Несмотря на то, что практически двум третям телевизионных домохозяйств России доступно цифровое эфирное вещание, тех, кто им реально пользуется, не более 10%: до сих пор сказываются отсутствие ресиверов и низкий процент обновления парка телевизоров, способных принимать цифровой сигнал. 

И опять-таки, если сравнивать цифровое эфирное ТВ и возможности кабельного, кабельное выигрывает по многим позициям: больше каналов, качественная картинка (причем качество зачастую может быть доступно в HD форматах и даже Ultra HD), дополнительные функции, такие как EPG (электронный телегид), возможность подключать дополнительные премиальные пакеты каналов и т.д. 

Нивелировать такой отток не так уж сложно. Потенциал роста за счет строящегося жилья и завоевания новых рынков намного больше и может в существующих условиях достигать порядка 30% в год. 

Гораздо более серьезную конкуренцию на рынке платного телевидения в тренде последних лет составляют стриминговые сервисы: всевозможные онлайн кинотеатры и ОТТ платформы. 

Линейное телевидение становится менее востребованным, зритель уже хочет смотреть не только каналы целиком, но и их отдельные элементы, и не только на телевизоре, но и на других устройствах, да еще и вне дома. 

В этом случае оператор начинает искать новые способы для сохранения своей аудитории. Это, например, следующее: 

– формирование пакетных предложений, когда помимо телевизионной услуги в стоимость тарифа заложены услуги доступа в интернет, мобильная связь, умный дом и прочие услуги, в зависимости от инфраструктуры оператора; 

– дополнительные премиальные пакеты ТВ: подборка спортивных телеканалов, детский контент и другие телеканалы a la carte; 

– новые услуги и сервисы: вип-поддержка, новые форматы просмотра, интерактивные функции, HbbTV; 

– эксклюзивный контент: вещание трансляций спортивных событий онлайн, разработка оригинальной программной сетки и т.д. 

Нельзя исключать и довольно обширный плацдарм в области ценовой политики. Увеличить долю своей выручки можно, действуя по одному из следующих направлений: создание специальных пакетов с меньшим количеством каналов и более низкой ценой и тем самым привлечение большего числа новых абонентов либо повышение тарифа и включение в него дополнительных "плюшек". Для сравнения, на сегодняшний день средний чек абонента платного ТВ составляет порядка 180 рублей в месяц, тогда как средняя стоимость месячной подписки на ОТТ сервис достигает 390 рублей. 

В любом случае операторам никто не мешает также развиваться в области новых технологий и внедрять свои собственные ОТТ сервисы. Ведь в целом что такое цифровая революция? Это когда человеку дается возможность большего выбора, но ведь физическая возможность смотрения от этого не увеличивается. Нужно пробовать все новые технические решения, чтобы не оказаться на обочине прогресса. Нужно быть ближе к абоненту, знать его привычки и предпочтения, делая предложения более кастомизированными и индивидуальными.  

В итоге, мы видим в цифровизации большие возможности для операторов в развитии технологий и преимущества для конечного зрителя – он сможет выбирать, что смотреть.