Как внедрение счетчика Mediascope повлияет на интернет-торговлю

Медиакоммуникационный союз и Роскомнадзор одарили мир новой инициативой – в России может появиться счетчик посещаемости Mediascope. Оставляя за скобками возможные экономические и редакционные последствия для СМИ (на эту тему уже высказалось огромное количество экспертов, кроме того, такие последствия в целом очевидны обывателю), генеральный директор маркет-плейса Topof Андрей Зализняк озвучил свои прогнозы по поводу того, как подобная инициатива может отразиться на рынке интернет-торговли.

Mediascope – единая государственная система учета посетителей ресурсов. То есть, если эта инициатива будет принята, сайты будут обязаны отчитываться о своей аудитории. Обсуждение проекта происходит на площадке Медиакоммуникационного союза (МКС; объединяет крупнейшие медиахолдинги и операторов связи). Примечательно, что один из авторов файла – Мария Смелянская, начальник правового управления Роскомнадзора.

На ситуацию можно посмотреть с двух сторон.

С одной – это может привести к неким ограничениям или сложностям в работе торговых площадок, когда будет достоверно установлен их объем трафика. У маркет-плейсов контент вроде бы и продающий, коммерческий, но это большая условность. Дело в том, что многие подобные ресурсы для повышения органического трафика размещают новости, проводят исследования товаров и/или услуг, то есть генерируют уникальный контент, который в сочетании с большим трафиком может распознаваться регулятором как условно новостной. И тогда вы уже не торговая площадка, а СМИ со всеми вытекающими последствиями. То есть, на Topof, "Авто.ру" или, упаси боже, "Яндекс. Маркет" могут начать распространяться все ограничения и предписания, действующие для СМИ.

Но! Есть и другая сторона. Если подобный счетчик будет принят как единый стандарт и, к примеру, данные о трафике многочисленных проектов Яндекса, Mail и прочих крупных компаний станут общедоступны – бизнес сможет гораздо более адекватно оценивать потенциал размещения рекламы в этих проектах. То есть, судить не масштабу известности, как сейчас: "У нас огромный трафик! Ведь мы же Яндекс, как иначе", а более приземленно: вот количество посетителей условного "Яндекс.Здоровья", вот параметры взаимодействия пользователя с проектом. И принимать решение рекламодатель станет, опираясь на цифры, а не на громкое имя. Интернет-рынок очень широк, предложение превышает спрос.

То есть, подобная инициатива выглядит не столь однозначно пугающей – помимо государственного мониторинга (а, возможно, и регулирования) аудиторий площадок мы можем получить неплохой инструмент для выстраивания честной конкуренции в интернете.

В любом случае прозрачность всегда помогает бизнесу в конечном итоге. Но только если это прозрачность воды в горном ручье, а не лужи, покрытой мутной пленкой.