Хранить деньги в частоте? Это правильное решение

Екатерина Петухова 29.04.2019

В России обладание эфирной частотой – это ценный капитал. Об этом можно судить на примере монетизации частот в США. Могут ли россиские вещатели и телеканалы заработать сегодня на эфирных частотах? Об этом размышляет обозреватель "Кабельщика" Екатерина Петухова.

Не каждый задумывается над этим, но профессионалы знают, что частотный ресурс для государства столь же важен, сколь и земельный. Он конечен и согласно законам физики не может стать больше. А с развитием технологий коммуникаций и компьютинга как такового ценность этого ресурса все растет. Потому что успех текущей индустриальной революции в мире, полностью завязанной на коммуникации, прямо зависит от доступности частотного ресурса.

Два года назад Федеральная комиссия по частотам США выставила на самый большой в истории телевидения аукцион частоты сотен коммерческих и некоммерческих телевизионных станций, которые те согласились продать для использования в новых телекоммуникационных и медиа-проектах. Покупателями выступили 50 телеком организаций, в том числе Comcast/NBCU и Dish. Полные результаты этого аукциона были на два года закрыты и вот теперь наконец опубликованы. Всего было разыграно 858 из теоретически возможных 1800 лотов на гигантскую сумму – более $187,4 млрд! Наибольшая сумма покупки для коммерческой ТВ станции составила $304 млн, а для некоммерческой – $194 млн. Не все станции ушли из эфира полностью, некоторые, в том числе WNBC-TV New York, "поделились" частотой, при этом оставшись в эфире. Полные данные аукциона можно посмотреть здесь.

Опубликованные результаты показывают и оставшиеся возможности покупки частот там, где лот по тем или иным причинам остался непроданным. Предполагается, и не без основания, что теперь на свободные частоты найдутся инвесторы.

Из этой истории о беспрецедентной распродаже частотного спектра в США следует несколько выводов. Первый – это то, что эфирное телевидение уже не столь прибыльное занятие, чтобы инвесторы любыми силами удерживали частоту у себя в кармане. Золотое время эфирного вещания позади и владельцы станций активно "уходят в кеш". Второй – это то, что крупные платные вещатели придумали механизм монетизации эфирной частоты в новой технологической среде. И, наконец, третий – вертикальная интеграция и консолидация мультисреды вещания обеспечит значительно большую продуктивность и отдачу на вложенный в покупку контента доллар, поэтому скупка частот будет продолжаться и дальше.

Можно ли экстраполировать данную информацию куда-либо за пределы США? И да, и нет. Общая технологическая тенденция, разумеется, существует. Перераспределение прибылей в вещании в той или иной мере наблюдается везде. Но вот конфигурация конкретного соотношения эфира-спутника-кабеля-мобильного оператора вещания очень сильно варьируется даже в пределах Европы. Есть ли какая-то рекоммендация по оптимизации частотного спектра? Пока нет. Взял частоту – держи. Это надежное вложение, по крайней мере, там, где правила игры не меняются произвольно. Вот, пожалуй, и все на сегодня. Вернемся к этой теме скоро, когда начнет внедряться 5G.

Об авторе

Екатерина Петухова
обозреватель