МКС: курс на открытость

"Медиакоммуникационный союз" (МКС) существует всего три с лишним года, но за это время успел сформировать себе, мягко говоря, не самый позитивный имидж. Этому способствовало то, как МКС себя позиционировал (как закрытая площадка для обсуждения и лоббирования интересов крупнейших игроков ТВ-рынка), как отказывал во вступлении не самым маленьким игрокам рынка (например, "Акадо", или ассоциации "Ростелесеть", причем без объяснения причин), как продвигал идею усиления контроля над небольшими интернет-провайдерами, предлагая чуть ли не априори считать их "серыми". Ну и вишенка на торте — резонансный законопроект о регулировании онлайн-кинотеатров, обсуждать который с основными игроками отрасли (то есть ivi, Megogo, TVzavr, Okko и прочими) МКС начал только после внесения документа в Госдуму.
 
Конечно, разрешилось все плюс-минус благополучно для независимых игроков рынка, но осадочек, как говорится, остался...
 
И вот с этим осадочком руководство МКС, видимо, теперь планирует бороться. Союз явно взял цель на изменение сложившегося имиджа в отрасли, для чего сегодня собрал неформальный пресс-завтрак с президентом "Медиакоммуникационного союза" Павлом Степановым. На моей памяти — это первое подобное мероприятие для прессы, раньше за чашечкой кофе пообщаться с главой МКС не представлялось возможным. Что уже, несомненно, радует. Хотя слова о том, что "мы не понимаем, почему вокруг нас сложились какие-то мифы", при всех слагаемых выглядели натянуто...
 
Тем не менее, гештальт закрыт, закон об аудиовизуальных сервисах в новой версии уже получил одобрение Совета Федерации, какой-никакой диалог с онлайн-кинотеатрами налажен (если не напрямую, то хотя бы через ассоциацию "Интернет-видео"), пора двигаться дальше. 
 
А дальше — это в первую очередь в сторону борьбы с зеркалами, стимулирования зрителей к потреблению легального контента в интернете и к регулированию уровня громкости рекламы на ТВ.
 
Что в этих направлениях планируется делать? По части борьбы с пиратством, МКС прорабатывает две инициативы. Первая — это формирование условного white-листа, в котором будут указываться компании, которые работают легально на российском рынке. Вторая — это создание специальных виджетов, которые бы появлялись на пиратских ресурсах вместе с надписью "данный контент заблокирован по требованию правообладателей", и при клике на них давали возможность посмотреть контент вполне себе законным способом, на легальном ресурсе.
 
Надо сказать, что идея не нова. Ее периодически поднимают то компании, занимающиеся замещением пиратского контента на легальные плееры OTT-сервисов, то та же ассоциация "Интернет-видео".
 
По словам Алексея Бырдина, эта история обсуждалась возглавляемой им ассоциацией с Минкомсвязью, Роскомнадзором и "Ростелекомом" еще в 2015 году. Правда, тогда Алексей еще предлагал редиректить пользователей с пиратского сайта на сайт Роскомнадзора, чтобы там они могли и получить ликбез по теме пиратства, и перейти на сайт нормального ресурса.
 
МКС же рассматривает и варианты прямого перехода на легальные площадки. Вообще, четкой позиции по данному направлению у союза пока нет. Он лишь прорабатывает возможные варианты. Задачка нетривиальная, ведь надо учесть интересы как всех членов МКС, так и не забыть про сторонние онлайн-площадки (а тему обещают обсуждать и с ними). Как никого не обидеть и при этом добиться главной цели - перенаправить трафик с пиратских ресурсов на легальные, тема явно не для одной дискуссии.
 
Павел сделал особый акцент на том, что пока это лишь направления, по которым МКС ведет работу, а не готовые решения или рекомендации, мало того, история с white-листом и виджетами будет носить исключительно бизнесовый характер, а не законодательный, и надеется, что отрасль воспримет это соответствующе.
 
Что касается регулирования громкости рекламы, то здесь МКС планирует пересмотреть существующую практику определения допустимых норм по уровню звука, поскольку она устраивает далеко не все каналы. Если сейчас ФАС замеряет 5 минут эфира программы до и после рекламного блока и сравнивает громкость данных отрывков с громкостью рекламы, то инициатива МКС состоит в том, чтобы ФАС проводила замеры по всей программе (отметим, что аналогичные доводы и предложения в январе этого года озвучивала Национальная ассоциация телерадиовещателей). По словам Павла Степанова, соответствующие предложения уже сформулированы техническим комитетом. В ближайшее время их планируют обсудить внутри союза, а затем на площадке Минкомсвязи.
 
Помимо прочего, МКС в ближайшие два-три месяца намерен переформатировать свои комитеты. Сейчас их пять - правовой, технический, контентный: антипиратский и по стратегии. Как они будут изменены, Степанов пока уточнять не стал.