Обращение регионального вещателя к операторам связи, или долг платежом красен

Степан Парфенов 05.02.2019

Я вспоминаю историю 20-летней давности, когда региональные вещатели уже начали работать в аналоговом эфире, а кабельные операторы начинали развивать свой бизнес. В целом эра только платного ТВ начала образовываться. Кабельщики приходили к региональным вещателям и слезно просили, чтобы те разрешили их транслировать у себя в кабельных сетях. Контента для сетей не хватало, и региональная повестка была очень актуальна.

Прошло 20 лет. Теперь кабельные операторы шантажируют региональных вещателей и говорят, что они их выключат. Или передвинут на какие-то запредельные кнопки. А если нет – будьте любезны, заплатите. Сейчас кабельщики начали заходить к региональным вещателям с прайс-листом и говорить: "Ребята, или платите, или мы вас отключим". Понятно, что не все: приходит в основном "крупняк", федеральные операторы. Большинство телезрителей сосредоточено именно в крупных сетях, и предложения об оплате услуг чаще исходит от них.

И ценники весьма высокие. Это не сотни, а миллионы рублей за вещание канала в кабельной сети. И, соответственно, если сложить траты канала на все кабельные сети, то рентабельности у регионального канала нет. Даже самоокупаемости нет. Убытки образуются, если переходить на такую модель взаимоотношений с кабельными операторами.

Но рынок изменился. Телесмотрение изменилось. Наш телевизионный пирог стал другим. Информационный, развлекательный пирог был разбавлен интернетом.

К примеру, в нашу Пензенскую область пришла некая рекламная группа из "центра" и открыла дочернее предприятие, которое начало демпинговать на рынке. Причем ребята продают сразу пакет рекламы на самых рейтинговых федеральных каналах и на "своих" местных площадках, перераспределяя средства внутри пакета, и таким образом выкачивают всю рекламу регионального рынка. Понимаете, они не просто зашли на рынок рекламы с демпинговым предложением – они его полностью обвалили. Экономика независимых региональных вещателей от этого сильно страдает, особенно тех, кто не питается из бюджета области, а пытается вести самостоятельный бизнес. Совокупные потери рекламного бюджета от сборов прошлого года составили 20%. А если с телеканалов еще кабельные операторы будут брать большие деньги за вещание, бюджет любой телекомпании развалится полностью.

Сейчас региональный вещатель находится примерно в таком же состоянии, как вы тогда. Происходят деструктивные изменения на нашем вещании вообще и в независимом региональном вещании особенно.

И с другой стороны – кабельщики пытаются свои издержки повесить на региональных вещателей. Вот этим людям я хочу напомнить о тех временах, когда были плохие, тяжелые истории у кабельщиков, и они просили их не трогать. Телеканалы их тогда поддержали, и, согласитесь, были тем продуктом, который помог становлению этого рынка.

Мне хочется кабельщиков попросить отнестись с пониманием к тем, кто давал возможность развивать их кабельные сети 20 лет назад, и не пытаться решить все свои проблемы за их счет.

Кроме как похорон регионального вещания они больше ничего не добьются такими действиями. Вот только вопрос: вы уверены, что от этого выиграете в долгосрочной перспективе?

Об авторе

Степан Парфенов
медиаэксперт