Онлайн как источник вдохновения

Елена Ячменникова 18.02.2019

2018 год прошел для всей нашей индустрии под лозунгом "Из офлайна – в онлайн". Профессиональное сообщество обсуждало перетекание рекламных бюджетов из ТВ в digital, увеличение числа российских OTT сервисов, стагнацию рынка платного телевидения, возможные пути развития бизнеса ТВ операторов, борьбу с пиратством и прочее. Ни одна профессиональная конференция не обошла стороной тему OTT вещания, поданную под тем или иным соусом. В целом, выводы вполне оптимистичные: интернет-вещанию в стране быть, сервисы нужно развивать, а абонентов постепенно приучать к тому, что за качественный контент и удобное телесмотрение надо платить.

Интернет постепенно стирает границы и диктует свои правила. Контент, потребляемый в сети, должен быть коротким, емким, динамичным. Длинные программы с трудом досматривают до конца, передачи ищут по хэштегам, перепостам. Цель – найти информацию на интересующую тему за 1,5 минуты; узнать ответ на конкретный вопрос максимум за 8–10 минут, если зацепило. Без длинных предисловий. Без перерывов на три рекламных блока. Вот за это зрители уже сейчас готовы платить.

Это очередной вызов для операторов и телевещателей, которые, сохраняя старую телевизионную аудиторию, хотят привлечь новую – онлайн. Недостаточно просто внедрять новые сервисы. Нужно понимать специфику медиапотребления каждой целевой группы, быть с ней на одной волне. Время хайпа. Вместе с тем появившийся в сети огромный поток контента из мобильных телефонов – котики, косметика, баттлы, обзоры – искушенной аудитории заметно поднадоел. Мы видим, что из тысяч влогеров в топ выходят от силы два-три, и невозможно предсказать, как долго им удастся удержать аудиторию. Вывод напрашивается сам собой: созрел спрос на качественный телевизионный, адаптированный для интернета контент.

И такой продукт начинает появляться. Один из ярких примеров – Александр Гришаев, профессиональный эксперт по ремонту и интерьерам, экс-ведущий "Школы ремонта", который создал свой YouTube канал и активно набирает подписчиков. Профессионал, он и в digital профессионал. Четкий сценарий, кадр, звук, свет, оригинальная заставка, узнаваемый образ ведущего – все унаследовано от традиционного телевидения. И в этом выгодное отличие новой программы "Будем менять" от большинства продуктов влогеров. Узкоспециализированные темы сюжетов, дополненные ссылками и тегами, онлайн аудитория моментально оценила по достоинству.

"Орион" озаботился "адаптацией" своего контента к новым реалиям больше двух лет назад. При запуске нашего OTT сервиса "Телекарта Онлайн" мы четко понимали, что линейным контентом не обойтись. Мы стали пробовать партнерские проекты – добавлять онлайн кинотеатр ivi, сериальный сервис "Амедиатека", премьерный онлайн кинотеатр Start. В декабре 2018 года сервис пополнился приложением караоке в партнерстве с Tvigle. Создавая для пользователя агрегатора разноформатного контента и сервисов, мы можем оказать помощь даже самому неискушенному зрителю в выборе и комфортном потреблении видеоконтента без лишних временных и денежных затрат. Верность данной стратегии подтверждают цифры – лишь за последний год число установок приложения выросло на 35%.

Но и линейное телесмотрение есть куда развивать. По сути, тренд тот же. Телезрители потребляют контент иначе, чем онлайн аудитория, но они не меньше заинтересованы в его качестве и разнообразии. Их привлекает интерактивность, возможность повлиять на происходящее на экране. В Европе стандартом интерактивного телепотребления служит Hbb TV (Hybrid Broadcast Broadband Television), которое объединяет линейное вещание с интерактивными сервисами: голосованиями, информацией о программах и актерах, интернет-магазинами и рекламными вставками. Стандарт поддерживается в линейках производителей Smart TV, интерактивных приставок.

В России его впервые применили Первый канал (интерактивное голосование на шоу "Голос") и "Матч! " в 2018 году (голосование во время чемпионата мира по футболу ФИФА 2018). Проанализировав потенциал этого рынка (по данным компании Delloite, в России с Hbb TV совместимо более 1,2 млн устройств, включая телевизоры LG, Sony и Philips), "Орион" на собственной медиаплатформе создал технологическое решение, позволяющее использовать технологию Hbb TV. Мы вывели это в отдельную услугу для телеканалов и предлагаем коллегам добавлять своему контенту интерактива, тем самым привлекая новую аудиторию и работая с уже существующей.

Еще один тренд, который, пожалуй, способен уравнять в предпочтениях и телезрителей, и обитателей интернета, – это прямые трансляции крупных культурных, спортивных, научных событий. Возможность виртуально "попасть" в режиме реального времени на концерт известной группы, который проходит за тысячи километров, посмотреть в прямом эфире решающий для любимой команды матч, пообщаться с космонавтами, вышедшими на орбиту, – вот то, что может удержать у экрана зрителя нового поколения.

Опыт "Ориона" в реализации подобных проектов как со спутниковой, так и с OTT платформы дает основания полагать, что прямые трансляции различного уровня и сложности станут флагманами в расширении аудитории нишевых телеканалов.

Вместо заключения: профессиональный, качественный видеоконтент востребован во всех средах, будь то традиционное вещание или интернет. Содержание и способ доставки остаются на усмотрение каждого правообладателя или оператора платного телевидения. Главное – чувствовать и понимать свою аудиторию и работать именно для нее.

Об авторе

Елена Ячменникова
директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК «Орион»