Отключить нельзя оставить

Яна Бельская 08.02.2017

Очередная размолвка телеканала и оператора выплеснулась на просторы интернета и соцсетей: МТС выключил группу телеканалов Viacom, к большому расстройству зрителей, да и участников тоже. Кто бы что ни говорил, любое расторжение лицензионного контракта тяжело, как минимум эмоционально. Или как максимум.

Как и в предыдущем случае ухода крупного бренда с крупной платформы (Discovery с "Триколора"), в сети появилось объявление для абонентов в стиле: нас у вас забрали, но мы есть еще в куче сетей. Разумеется, как и в предыдущем случае, объявление было воспринято оператором с крайним раздражением, а в кулуарах заговорили об этичности таких объявлений.

После этого в сети распространился весьма остроумный вирусный ролик, снятый ребятами из Paramount Comedy со свойственным им чувством юмора и посылом, де, "какое горе, нас больше нет в МТС — если вы хотите помочь, позвоните вашему оператору". Прямая переадресация к конкурентам была заменена на изящную двусмысленность, что бесспорно выглядело куда красивее. Правда, раздражение оператора это не снизило, зато придало дополнительный импульс разговорам о том, можно ли выносить сор из избы в таких случаях.

И в связи с этим хотелось бы высказать мнение стороннего наблюдателя, скажем так, одинаково тепло относящегося и к телеканалам, и к операторам.

Я не согласна с теми, кто считает, что каналы обращаться к зрителю не должны. Безусловно, телеканалы имеют полное право общаться со зрителями и апеллировать к ним в своем стремлении транслироваться в наибольшем числе сетей платного телевидения. Более того, они должны это делать. НЕ ДЕЛАТЬ это просто непрофессионально. Но, во-первых, делать это следует не только в случае отключения — работать со зрителями, формировать отношение и бренд, анонсировать премьеры и информировать о внеэфирных мероприятиях нужно постоянно. (Paramount Comedy это касается в меньшей степени — канал отлично выстроил диалог со зрителями, ремарка скорее относится к его коллегам по цеху.)

Во-вторых, делающий такое объявление телеканал должен быть готов к ответному шагу оператора. Например, публикации рейтингов телесмотрения этого канала в сети этого оператора. К сравнению этих рейтингов с телесмотрением других каналов этой же ниши. Или к сообщению цифр о числе звонков в колл-центр после отключения. Все это, скорее всего, скажет не в пользу канала, просто потому, что так уж сложился наш рынок: нет ни одного телеканала (кроме, может быть, Первого во время трансляции программы "Голос"), из-за отключения которого абонентские вопли были бы достаточно сильными, чтобы повлиять на оператора.

А главное — как бы ни было обидно вам сейчас, как бы правы в данном конфликте вы ни были, рано или поздно вам придется вернуться к переговорам.

Теперь два слова о кабельщиках.

Оператор — безусловно рулит. Как он решит, так и будет. Не зря операторы так любят цитировать сентенцию Михаила Горячева о том, что абоненты будут смотреть то, что им покажут операторы. Это так и есть. Но я точно знаю, что резкие манипуляции с пакетом крайне негативно влияют на лояльность абонентов. И пусть эти абоненты не уйдут после отключения Discovery (особенно, если это значит полную замену абонентского оборудования), но при установке ТВ на даче они примут решение не в вашу пользу. И соседу вас не посоветуют. И в соцсетях нагадят. И на форуме у вас. А я знаю оператора, которого замордовали эмоциональными упреками бабушки, встреченные на улице. Потому что контент — это ваш главный товар, и стабильность пакета оператора куда важнее его расширения.

А главное — как бы ни было обидно вам сейчас, как бы правы в данном конфликте вы ни были, рано или поздно вам придется вернуться к переговорам.

Несколько лет назад еще крупный региональный оператор — вы все его знаете — выключил группу "долларовых" телеканалов. Те, недолго думая, пошли к конкурентам и помогли им провести рекламную кампанию по городу. В итоге в другие сети перешло не так уж много народа, куда меньше, чем они рассчитывали. Полученный доход даже рядом не стоял с теми расходами, которые они понесли по новым контактам. И на тот момент, безусловно, все выглядело победой оператора, выключившего эти каналы. Но через пару лет "победитель" вернулся к переговорам с телеканалами, часть их уже включены в его пакет обратно.

Расторгая и заключая контракты, ругаясь и мирясь, всегда стоит помнить о том, что рынок маленький и все на этом рынке знают друг друга, зависят друг от друга, а личные отношения на этом рынке — увы или к счастью — значат больше, чем в любой другой отрасли. Ну, так уж повелось.

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"