ОТТ битва с титанами. Можно ли победить?

Дмитрий Орехов 19.03.2019

Одной из заметных тенденций последнего времени стал прогресс в развитии ОТТ ТВ. Большинство каналов очистило права на вещание поверх сетей операторов и функции интерактивного ТВ. Многие федеральные каналы наконец-таки создали ОТТ версии. Дополнительные права практически не увеличивают затраты на контент, но позволяют оператору предложить своему абоненту услугу нового качества – ТВ контент где угодно, когда угодно и на чем угодно. Для отрасли это важные изменения, они позволяют противостоять меняющемуся медиапотреблению. Последние исследования говорят об ускорении процесса отказа от ТВ в пользу стриминговых сервисов. Я все чаще встречаю вокруг себя людей, которые вообще не имеют дома ТВ или отказались от ТВ услуги. Увы, cord-cutting – он не только где-то там за океаном.

Появление ОТТ привело к размыванию границ в конкурентной борьбе. Это еще одно заметное событие ушедшего года. Федеральные операторы теперь не только норовят отобрать абонента ШПД, они спокойно заходят на вашу сеть и продают вашему абоненту свою ТВ услугу. Уровень их ТВ сервисов становится все выше. Тот же Wink удивил многих тем, что РТ смог создать действительно качественный ТВ продукт (как минимум, для iOS). Чтобы конкурировать с подобными сервисами, оператору недостаточно простого IPTV с паузой и перемоткой, он должен иметь возможность предложить своему абоненту ТВ услугу иного уровня. Удобный быстрый интерфейс, богатая функциональность, онлайн кинотеатры, приложения для всех устройств. И тут встает вопрос: делать самому, купить платформу или арендовать?

Часто возникает соблазн сделать самим. Необходимо только учесть, что свое ТВ сегодня – это не ГС, "бесплатный" middleware и портал для приставки. Это десятки приложений, сложнейшие функционал и инфраструктура, дорогостоящий и дефицитный штат разработчиков. А самое главное – время, несколько лет непрерывной разработки. И это не гарантирует результат. Даже у крупнейших компаний продукт может получиться спорный: вспомните недавно вышедшее ОТТ решение одного из спутниковых операторов.

Следующий по популярности выбор – покупка готовой платформы. Но оператор должен сразу выложить круглую сумму за лицензии. Скорее всего, он будет ограничен в выборе клиентских устройств, некоторые и вовсе поддерживают одну проприетарную приставку. А также придется потом немало платить за обновления, если они еще будут. Это не очень хороший путь.

Остается вариант – аренда платформы. Он не требует больших инвестиций, времени на разработку. Интеграция и выпуск приложений занимают 2–3 месяца, после чего услуга под брендом оператора уже может быть представлена абонентам. А если она вас перестанет устраивать, вы можете сменить ее на другую и вам не будет обидно за потраченные зря деньги на покупку. Платформа позволяет при наличии у оператора соответствующих прав выйти за границы своей сети и предложить рынку собственный ОТТ продукт, зарабатывать на абонентах других, в том числе федеральных, операторов.

Аренда – это здорово. Но одна из печальных особенностей нашей ТВ отрасли – крайне низкий ARPU. При аренде оператор, конечно, уже экономит, но низкая стоимость базового пакета не обеспечивает хорошую маржинальность. Платформа должна уметь продавать. Нужны встроенные маркетинговые инструменты для апсейла (допродаж) дополнительных пакетов внутри приложений, стимулирования продажи VoD и дополнительных услуг оператора. Эти инструменты могут как минимум компенсировать значительную часть затрат на платформу.

Мы считаем, помимо перечисленного сама по себе ТВ услуга с интерактивом способна дать пользователю бóльшую ценность, чем в других сервисах. Пользователь может не только "щелкать" каналы туда-сюда, как привык; он может выбрать интересующий жанр из каталога ТВ эфира, конкретный фильм через поиск или нажатием одной кнопки перейти к просмотру другой серии сериала. Для старшего поколения есть возможность переключиться в упрощенный интерфейс. Дав абоненту больше вариантов потребления услуги, вы поднимаете ее потребительскую ценность. Особенно актуальна сегодня возможность рекомендовать контент на основе профилей, что делает ТВ сервис более персональным. Современная платформа должна поддерживать вещание в 4К, причем на максимальном числе устройств. Все это помогает сохранять свои позиции, избежав демпинга.

При выборе платформы важно учесть, что продукт должен постоянно развиваться, догоняя и опережая эволюционные изменения в потреблении и предпочтениях пользователей. Потребление контента должно становиться все более удобным и ненавязчивым. Создать, арендовать или купить что-то и эксплуатировать это много лет без заметных изменений – проигрышный путь.

  

В конкурентной борьбе можно победить даже титанов. И эта победа не обязательно требует больших инвестиций и связанных с ними рисков. Достаточно сделать правильный выбор, а выбор есть.

Об авторе

Дмитрий Орехов
исполнительный директор "24часаТВ"