ОТТ и генетическая ошибка классического кабельного ТВ

Онлайн-платформы на этой неделе выдавали больше новостей, чем весь остальной рынок, вместе взятый. И все, как на подбор – позитивней некуда: и продажи у них удвоились, и падать не собираются (еще бы, вы видели сегодняшнюю ковид-статистику!), и 8К они показывают, и Телеком Дейли их снова пересчитал, и даже ivi по ходу объявил главным кинотеатром. Очень красиво и оптимистично. Но у меня, как обычно, есть ложка дегтю...

Для затравки – цитата"согласно опросу, самая большая доля платных подписчиков (42%) у сервиса Premier, стоимость подписки которого весной и летом варьировалась от 29 до 129 рублей. У лидера рынка ivi, согласно исследованию, доля платных пользователей находится на уровне 23%. А меньше всего их у онлайн-кинотеатра tvzavr (7%) и видеосервиса more.tv (9%). Представители последнего с цифрами не согласны, но точных данных не раскрывают"…

Я так и представила себе это "не согласны, но не раскрывают" – как сидит глубокоу мною важаемый Денис Горшков, решительно не соглашается, но цифр не называет. Как не называют их и многие другие онлайн-кинотеатры, как будто не слишком уверенные в своем лидерстве.

"Если я что-то утверждаю, то я не обязан предоставлять доказательства. Если вы утверждаете обратное, это вы должны доказательства предоставить…" (Н.С.Михалков)
 
 

Знаете, что мне это напомнило? 2005 год, взрывной рост операторского бизнеса, кабельщики растут, как грибы после дождя. Но все как-то по секрету, абонбазы никто не раскрывает, потому что на рост нужны деньги, и самый удобный их источник – присвоенные лицензионные платежи за контент. Ну правда же, где еще найдешь отрасль, где поставщик товара может быть настолько не в курсе относительно объемов отгрузки, чтобы на этом товаре зарабатывать и развиваться?

Поэтому производители контента начали сочинять всякие хитрые варианты с аудитами, хотя, впоследствии, некоторые из них сами стали грешить в тех местах, где их сложно проверить. Да-да, среди телеканалов тоже есть любители недоотчетности.

Совсем занятная картинка получалась, если сравнивать отчетность операторов платным каналам и телемагазинам – у последних все выглядело настолько иначе, что стало таким всеобщим анекдотом.

Как говорил Леша Барац в моем любимом кино, "а вы здесь все мо-лод-цы!"

Отчасти проблему решили крупные операторы, для которых важнее было выглядеть крутыми, чем экономить на правообладателях – ну, дальше вы все знаете.

Так вот, возвращаясь к ОТТ, поразительно, что при всех разговорах про "будущее за ОТТ" и "в итоге все будет одно ОТТ", из всех устаревших фишек кабельного рынка ребята выбрали самую что ни на есть дремучую. И дело даже не в том, что, ну извините, смешно изменять бизнес в процентах. Ну правда смешно! Вы помните, наверное, как мы все улыбались релизам спутникового проекта МТС – ребята рапортовали о взрывном росте платформы, не сообщая, "сколько мерить в граммах". 

Понятно, что на старте это просто: было 10 человек, стало 100 – можно такой релиз забабахать для дураков. И бабахали. Но дураков нет – потому рынок посмеивался в усы. И еще долго МТС придется справляться с репутацией "маленького, но гордого" спутникового оператора, который растет в разы с нуля, хотя компания-то уже большая и вполне себе игрок…

Может, не так же точно выглядят сейчас эти рапорты ОТТ-шников, но очень похоже. И раз за разом мы на запросы редакции получаем ответы в стиле "мы цифры не раскрываем". Почему? Ну, понятно же, что у журналистов и аналитических компаний есть инсайты, есть куча разных косвенных способов типа Similarweb. К примеру, можно сопоставить трафик открытых платформ (ivi и Okko практически свободно публикуют данные о себе, Netflix чего только не дает, даже фото офиса есть) с трафиком "шифрующихся" – может, данные получишь с погрешностью, но вполне достаточные для адекватной оценки рынка и места каждой компании на нем. 

И главное – это же самим платформам вредно скрывать информацию о себе. Прежде всего – репутационно вредно. Ну, что думает рынок, когда получает в ответ на свой запрос "мы данные не раскрываем"? – Он думает "значит так все плохо", "значит, есть что скрывать". Но это же не так на самом деле!

Знаете, есть главный закон пиара, я им, кажется, уже кому-то дырку в голове прогрызла: если людям нужна информация, и ее им не дать, они ее найдут сами. Или придумают. И вы уже повлиять на это не сможете. Особенно в формате "представители с цифрами не согласны, но точных данных не раскрывают".

Не будьте такими, пусть хотя бы этот новый рынок пойдет по цивилизованному пути!